Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрытие понятий бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику.
Выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны.
Исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
Определить пути сокращения государственного долга

Содержание

Введение…..………………...........……………………………………… 5

1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7

1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7

1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11

1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13

2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16

2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16

2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20

3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22

3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22

3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

     В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного дефицита. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. [2, с. 105]

      Альтернативные  возможности внешнего льготного финансирования являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях – на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

     К внешним источникам финансирования относятся:

  1. Кредиты международных финансовых организаций
  2. Кредиты правительств иностранных государств
  3. Долговое финансирование (внешнее) – продажа государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Такой способ финансирования возможен в том случае, если уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны. Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

      Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

      Если  облигации государственного займа  размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако центральный  банк может скупить эти облигации  на вторичном рынке ценных бумаг  и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных  облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. [8, c.474].

     К внутренним источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:

  1. Повышение налоговых ставок;
  2. Долговое финансирование (внутреннее);
  3. Кредиты центрального банка
  4. Отсрочка платежей правительства
  5. Доходы  от продажи государственной собственности (этот источник использовался в разных странах)
  6. Изменение остатков средств бюджета
  7. Секвестирование бюджета

     Секвестирование – пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.

      В переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

 

2. Государственный долг и его регулирование  

     2.1 Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга 

    Проблема  государственного долга относится  к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой  рыночной экономики и от эффективности  решения которых не в последнюю  очередь зависит экономический  рост страны. Управление государственным  долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства[6]. Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы,  инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.

     Государственный долг – это накопленная сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В  развитых странах госдолг  определяют также как общий  объем  непогашенных государственных  облигаций.

     Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех  странах  мира, что в основном  объясняется  хронической  дефицитностью государственных  финансов. Таким образом, государственный  долг можно также определить, как  задолженность,  накопившаяся  у  правительства,  в  результате  заимствования  денег  для  финансирования  прошлых бюджетных дефицитов [3, с.265].

    Государственный долг подразделяется на:

     - внутренний,

     - внешний;

    Государственные  займы  выпускаются на  различные  сроки. И  поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными  являются  краткосрочные  долги, так  как  дата  их  погашения  наступает  очень  быстро,  но   проценты по таким  займам очень  высокие. Государственные органы стараются превратить краткосрочную и среднесрочную задолженность в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечением новых заёмных средств [16, c. 278].

    В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда (МВФ) в качестве внутреннего долга принято рассматривать  обязательства органов государственного управления, которые выражены как  в национальной, так и иностранной  валюте, держателями которых являются резиденты (население, субъекты  хозяйствования  своей страны).

     Внешним долгом считается государственная  задолженность перед нерезидентами (физическим, юридическим лицам, правительствам других  стран). При анализе внешней задолженности страны различают такие показатели, как: внешний долг и внешний государственный долг. Первый представляет собой более широкое понятие и превышает второй на сумму внешней задолженности резидентов, не гарантированную государством.

     Различают также капитальный и текущий государственный долг:

  • Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленные проценты
  • Текущий государственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить в текущем периоде.

     Большинство экономистов утверждают, что рост  внутреннего долга не  может привести к банкротству страны, так как это долг  самим себе. Кроме того,  государство всегда  имеет возможность профинансировать  его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные  последствия внутреннего долга, потому что при определенных  условиях он  может стать серьезной проблемой для экономики страны.

     Рост  внутреннего долга опасен для  страны с низким  уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных ценных бумаг является  альтернативой инвестированию  свободных  денежных  средств в производство, поэтому наращивание быстрыми  темпами  выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению  основного капитала.

     Другая  опасность связана с  тем, что  государство, продавая ценные бумаги, конкурирует  на  рынке  ссудного  капитала с  частным  сектором.  В результате конкуренции ставка ссудного  процента  повышается, что  ведет к совращению частных инвестиций в экономику  страны, чистого экспорта  и частично  потребительских  расходов.

     Негативным  последствием роста  внутреннего  долга  является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или  спад производства, то  процентные  выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать  динамику соотношения между  внутренним долгом  и  объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем  валового внутреннего  продукта, то это означает уменьшение  его  доли в  национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют  темпы роста валового внутреннего продукта, то доля  государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять  определенные меря по управлению  государственным долгом.

     Внешний долг  может  появиться  по  двум  основным причинам –  в  результате  прямого  заимствования  средств  у иностранных  государств,  частных  компаний  и  путем  продажи  государственных  ценных  бумаг  иностранным  юридическим  и  физическим  лицам, государствам.

    Для государства не столько важным будет  являться абсолютный размер самого внутреннего  долга, сколько его доля в национальном доходе, внутреннем валовом продукте. Отношение всех государственных  расходов к ВВП получило название «бремя государственного долга». При его положительной динамике все большая доля национального дохода используется для погашения долга, что негативно сказывается на экономическом росте страны.

    Внешний государственный долг, как отмечалось выше, это общая сумма основного  долга страны по внешним государственным  займам на определённый период времени.

     Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать  другим странам ценные товары и  услуги, чтобы  оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.

     Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень.

 

  2.2 Способы сокращения государственного долга 

     Управление  государственным  долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:

  1. Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение предельных размеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)
  2. Привлечение финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получение кредита и предоставление государственных гарантий)
  3. Погашение и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых обязательств)

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита