Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа
Цель данной работы – раскрытие понятий бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику.
Выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны.
Исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
Определить пути сокращения государственного долга
Введение…..………………...........……………………………………… 5
1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7
1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7
1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11
1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13
2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16
2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16
2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20
3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22
3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22
3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующие показатели: [4, с. 67].
Пороговая
величина находится в интервале 20 – 25%.
Имеет место также понятие валовой внешний
долг. Он представляет собой сумму внешней
задолженности государства и резидентов
Республики Беларусь. Показатели валового
внешнего долга, приведенные в таблице,
также находятся в пределах допустимой
нормы, однако имеют устойчивую тенденцию
к увеличению.
Таблица 2 - О данных валового внешнего долга
млн. долларов США
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Валовой внешний долг РБ | 4 935.4 | 5 128.2 | 6 844.1 | 12 496.5 | 15 154.1 | 22 060.3 | 28 512 |
Краткосрочный | 3 840.4 | 3 650.4 | 4 778.2 | 7 867.0 | 8 275.6 | 9 927.3 | 11 578.8 |
Долгосрочный | 1 095.0 | 1 477.8 | 2 065.9 | 4 629.5 | 6 878.5 | 12 133.0 | 16 933.2 |
Примечание
– Источник [17]
Внешний
государственный долг Республики Беларусь
по состоянию на 1 января 2011 года составил
9687,2 млн. долларов США при установленном
лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.
Таблица 3 -Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). | 7 778,8 | 9 486,2 |
Кредиты,
привлеченные резидентами под гарантии
Правительства Республики Беларусь. |
112,6 | 201,0 |
Всего | 7 891,4 | 9 687,2 |
Примечание – Источник [12]
Важными
показателями, характеризующими уровень
задолженности страны, являются показатели
ее кредитоспособности. Так, показатели
кредитоспособности по внешнему государственному
долгу, свидетельствуют о том, что Республика
Беларусь относится к группе стран с низким
уровнем задолженности (таблица 4). [12]
Таблица 4 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ
Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | 01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. |
Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % | 220% | 31,8 | 32,5 |
Отношение внешнего гос. долга к ВВП, % | 50% | 16,5 | 17,8 |
Отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25% | 1,3 | 2,6 |
Примечание
– Источник [12]
Общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре валового внешнего долга (ВВД) страны.
За период с 1992 г. по январь 2011 г. внешний долг вырос с 431,9 млн. до 9,687 млрд. долларов США. Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ (24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов более одиннадцати лет) Правительства Республики Беларусь (свыше 90%) и обязательствами резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам.
Обслуживание
государственного долга является тяжелой
ношей для любого государства, так
как постоянно оттягивает на себя
определенную долю оборотных средств
и приводит к увеличению дефицита
бюджета государства. Увеличение бюджета
обременяет экономику необходимостью
постоянного изыскания средств
для его погашения и приводит
к новому витку роста как внутреннего,
так и внешнего долга государства.
Предельный ежегодный прирост или
сокращение внутреннего государственного
долга устанавливается
Использование
мирового опыта управления внешним
долгом позволило бы открыть широкие
возможности по привлечению заемных
средств иностранных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующие выводы:
1.Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Он представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. Если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. Поэтому необходимо применять меры по его сокращению.
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
2.Государственный долг – это накопленная сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В развитых странах госдолг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.
Государственный долг подразделяется на:
- внутренний,
- внешний;
В качестве внутреннего долга принято рассматривать обязательства органов государственного управления, которые выражены как в национальной, так и иностранной валюте, держателями которых являются резиденты.
Внешним
долгом считается государственная
задолженность перед
1.Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах 2.Привлечение финансовых ресурсов
3.Погашение и обслуживание долговых обязательств.
При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы: Рефинансирование, Реструктуризация, Конверсия, Консолидация.
Эти методы
позволяют управлять
3.
Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, представленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.
Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.
В
условиях ограниченности внутренних ресурсов
бюджета необходимость активной
поддержки национальной экономики
заставляет искать внешние источники
привлечения ресурсов в экономику
страны. Основными кредиторами
Республика
Беларусь в настоящее время осуществляет
переход от пассивной формы бюджетного
дефицита, которая носит потребительский
характер, к активной форме, что предполагает
направление ресурсов на те экономические
проекты, которые сразу дадут
экономическую отдачу, а также
на инновационные и
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ