Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрытие понятий бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику.
Выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны.
Исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
Определить пути сокращения государственного долга

Содержание

Введение…..………………...........……………………………………… 5

1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7

1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7

1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11

1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13

2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16

2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16

2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20

3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22

3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22

3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

     Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующие показатели: [4, с. 67].

  • Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
  • Отношение внешнего долга к ВВП.

     Пороговая величина находится в интервале 20 – 25%. Имеет место также понятие валовой внешний долг. Он представляет собой сумму внешней задолженности государства и резидентов Республики Беларусь. Показатели валового внешнего долга, приведенные в таблице, также находятся в пределах допустимой нормы, однако имеют устойчивую тенденцию к увеличению. 

     Таблица 2 - О данных валового внешнего долга

     млн. долларов США

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Валовой внешний долг РБ 4 935.4 5 128.2 6 844.1 12 496.5 15 154.1 22 060.3 28 512
Краткосрочный 3 840.4 3 650.4 4 778.2 7 867.0 8 275.6 9 927.3 11 578.8
Долгосрочный 1 095.0 1 477.8 2 065.9 4 629.5 6 878.5 12 133.0 16 933.2

Примечание  – Источник [17] 

     Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США. 
 

Таблица 3 -Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

  01.01.2010 г. 01.01.2011 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 7 778,8 9 486,2
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии

Правительства Республики Беларусь.

112,6 201,0
Всего 7 891,4 9 687,2

Примечание  – Источник [12]

     Важными показателями, характеризующими уровень  задолженности страны, являются показатели ее кредитоспособности. Так, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 4). [12] 
 

Таблица 4 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ

Показатели  кредитоспособности Норматив МБРР 01.01.2010 г. 01.01.2011 г.
Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров  и услуг, % 220% 31,8 32,5
Отношение внешнего гос. долга к ВВП, % 50% 16,5 17,8
Отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % 25% 1,3 2,6

Примечание  – Источник [12] 

     Общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в  рамках установленных международными организациями критериев. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре  валового внешнего долга (ВВД) страны.

    За  период с 1992 г. по январь 2011 г. внешний долг вырос с 431,9 млн.  до 9,687 млрд. долларов США. Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ (24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов более одиннадцати лет) Правительства Республики Беларусь (свыше 90%) и обязательствами резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам.

     Обслуживание  государственного долга является тяжелой  ношей для любого государства, так  как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств  и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. Увеличение бюджета  обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств  для его погашения и приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Предельный ежегодный прирост или  сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным  Советом РБ по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день лимит прироста внутреннего государственного долга  составляет 3%.

     Использование мирового опыта управления внешним  долгом позволило бы открыть широкие  возможности по привлечению заемных  средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость  обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование  и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает  возможным увеличение экспорта, улучшение  торгового баланса страны, а также  увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

На основе приведенной выше информации можно  сделать следующие выводы:

   1.Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Он представляет  собой  систему  экономических  отношений,  связанных  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. Чаще  всего  дефицит  отражает  кризисные  явления  в  экономике,  ухудшение  показателей  финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов  хозяйствования,  нарушение  экономических  связей,  неэффективность  налоговой  системы и т.д. Если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов  над  расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в  будущем  рост  производства  и  прибыли  в них  возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов. Поэтому необходимо применять меры по его сокращению.

Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

    • Монетизация бюджетного дефицита;
    • Внешнее долговое финансирование;
    • Внутреннее долговое финансирование.

   2.Государственный долг – это накопленная сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В развитых странах госдолг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

    Государственный долг подразделяется на:

     - внутренний,

     - внешний;

     В качестве внутреннего долга принято рассматривать обязательства органов государственного управления, которые выражены как в национальной, так и иностранной валюте, держателями которых являются резиденты.

     Внешним долгом считается государственная  задолженность перед нерезидентами. Для государства не столько важным будет являться абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в национальном доходе, внутреннем валовом продукте. Отношение всех государственных расходов к ВВП получило название «бремя государственного долга». Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:

    1.Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах 2.Привлечение финансовых ресурсов

    3.Погашение и обслуживание долговых обязательств.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы: Рефинансирование, Реструктуризация, Конверсия, Консолидация.

Эти методы позволяют управлять государственным  долгом, для того чтобы его последствия  не стали слишком тяжелыми для  экономики страны.

   3.

Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних  и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным  гарантиям, представленным Республикой  Беларусь и предъявленным к оплате.

     Государственный долг Республики Беларусь полностью  и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными  находящимися в собственности республики имущественными ценностями.

     В условиях ограниченности внутренних ресурсов бюджета необходимость активной поддержки национальной экономики  заставляет искать внешние источники  привлечения ресурсов в экономику  страны. Основными кредиторами Республики Беларусь в настоящее время являются Россия и Международный валютный фонд. По состоянию на 1 января 2011 года внутренний государственный долг составил 9,7 млрд. долл. США.

     Республика  Беларусь в настоящее время осуществляет переход от пассивной формы бюджетного дефицита, которая носит потребительский  характер, к активной форме, что предполагает направление ресурсов на те экономические  проекты, которые сразу дадут  экономическую отдачу, а также  на инновационные и ориентированные на экспорт предприятия.  

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Актуальные  проблемы социально-экономического развития Республики    Беларусь: сборник научных статей молодых учёных, аспирантов и студентов; под редакцией В.Л. Клюки. – Гродно: ГрГУ, 2004 – 532 с.
  2. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск: БГЭУ,2007. – 415с.
  3. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
  4. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 95 с.
  5. Экономическая теория: Учебное пособие/ И.В. Новикова и др. Под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006.- 543 с.
  6. Государственное регулирование и политика. Место государственного долга в современной бюджетной политике // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.jourclub.ru/26/618/3/ - Дата доступа: 02.11.2011
  7. Экономическая безопасность / В.А. Богомолов [и др.]; под общ. ред. В.А. Богомолова. – Москва: Юнити, 2009. – 206 с.
  8. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.
  9. Новости Беларуси. Белорусское телеграфное агентство //  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/ -Defitsit-konsolidirovannogo-bjudzheta-Belarusi-v-2010-godu-sostavil-26-VVP_i_540028.html - Дата доступа: 04.11.2011
  10. Новости Беларуси. NewsBY.org // [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.newsby.org/by/2009/12/29/text12585.htm - Дата доступа: 29.10.2011
  11. Новости Беларуси. NewsBY.org // [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.newsby.org/by/2010/10/19/text16710.htm - Дата доступа: 29.10.2011
  12. Минфин/Документы/Государственный долг/Внешний долг/Текущее состояние // [Электронный ресурс] – Режим доступа:

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита