Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……....3
1. Бюджетный дефицит и профицита….………………………………………......5
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины их возникновения и экономические последствия……………………………...……………………… 5
1.2. Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………………...8
1.3. Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……………………………………………………………………..……10
2. Государственный долг……………………………...………………………......12
2.1. Сущность и причины возникновения государственного долга…………..12
2.2. Виды государственного долга и его последствия..........................................13
2.3. Способы управления государственным долгом ……..…………………....17
3. Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………...……......20
Заключение……………………………………………………..…………………...29
Список использованных источников……..……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

дефецит бюджета.docx

— 55.71 Кб (Скачать файл)

Увеличение объемов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

 

  1.2   Виды бюджетного дефицита и профицита

      

В  мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

1) Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

2) Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3) Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

4) Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5) Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства [6, с. 25].

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1)финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за  счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной задолженности;

2)накопление в коммерческих  банках, отделившихся на начальных  стадиях экономических реформ  от Центрального Банка, большого  портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3)отдельные операции, связанные  с государственным долгом, а также  финансирование Центральным Банком  убытков от мероприятий по  стабилизации обменного курса  валюты, беспроцентных и льготных  кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе  и т.д.); кредиты рефинансирования  коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также  рефинансирование Центральным Банком  сельскохозяйственных, промышленных  и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.)  [7].

Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается высокими непроизводительными расходами в период ведения войн и подготовки к ним, экономической и политической нестабильностью в переходный период, неэффективностью экономической системы, ошибками в экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы [8].

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране [8].

 

1.3. Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита

 

Существуют различные концептуальные подходы к проблеме регулирования госбюджета.  Среди них можно выделить три основные концепции.

Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами  [9, c.589].

В США до Великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Однако тщательное изучение вопроса явно показывает, что сбалансированный бюджет несовместим с активным применением фискальной политики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента.

Для иллюстрации предположим, что экономика столкнулась с затяжной безработицей и падением доходов. В подобных обстоятельствах налоговые поступления сокращаются. Для принятия сбалансированного бюджета правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и другое. Все эти меры носят ограниченный характер; каждая из них подавляет совокупный спрос.

Однако некоторые экономисты выступают за принятие ежегодного сбалансированного бюджета не из-за опасений перед бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом, а рассматривая такой бюджет как важный инструмент сдерживания нежелательного и неэкономичного расширения государственного сектора. По их мнению, благодаря дефициту политические деятели дают обществу возможность пользоваться всеми выгодами правительственных программ, избегая при этом сопутствующих таким программам текущих издержек в виде растущих налогов. Консервативные экономисты и политики хотят добиться поправки к законодательству или конституции, которая провозглашала бы обязательное принятие сбалансированного бюджета, чтобы замедлить рост государственного сектора.

Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен сбалансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Логическое обоснование этой концепции бюджета просто. Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные доходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия государственного долга, образовавшегося в период спада. Таким образом правительство в состоянии сбалансировать бюджет не ежегодный, а за несколько лет [9, c.589].

Ключевая проблема данной концепции бюджета в том, что подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности, а это значит, что бюджетный дефицит может остаться.

Третья концепция – концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью финансов (государственных) является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо бюджета или, наоборот, значительным и все возрастающим государственным долгом.

Государственный бюджет - это прежде всего инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности и роста, считают представители данной концепции бюджета.

Таким образом, часть экономистов считает, что бюджет должен балансироваться ежегодно. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку.

Большинство же экономистов не выражают обеспокоенности по поводу появления бюджетного дефицита, более того, они поддерживают его образование, если это необходимо для проведения правительством антициклической политики, либо для поддержания макроэкономической стабильности. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он – увеличение национального дохода, а значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Государственный долг

 

3.1. Сущность  государственного  долга и причины его возникновения

 

В последние 15-20 лет в развитых странах одной из ключевых проблем функционирования государственного механизма наряду с бюджетным дефицитом стала проблема государственного долга. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Государственный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств  для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов [10,c.473]. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг  [11,c.528].

Иными словами, государственный долг – сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственного долга.

Величина государственного долга определяется суммой задолженностей центрального правительства, местных органов власти, долгов государственных предприятий. Используются следующие показатели величины государственного долга:

1)отношение суммы государственного  долга к ВВП или ВНП;

2)величина задолженности  на душу населения;

3)отношение объема внешнего  долга к ВВП;

4)отношение объема внешнего  долга к сумме валютной выручки  за год.

Считается, что превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным для стабильного развития экономики и устойчивого денежного обращения.

Государственный долг образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска сравнительных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие  банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг.

Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период  для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание  военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к ряду негативных последствий для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой стороны – образует и увеличивает государственный долг.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга