Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:20, курсовая работа
Цель работы: раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
Введение……………………………………………………………………...……....3
1. Бюджетный дефицит и профицита….………………………………………......5
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины их возникновения и экономические последствия……………………………...……………………… 5
1.2. Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………………...8
1.3. Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……………………………………………………………………..……10
2. Государственный долг……………………………...………………………......12
2.1. Сущность и причины возникновения государственного долга…………..12
2.2. Виды государственного долга и его последствия..........................................13
2.3. Способы управления государственным долгом ……..…………………....17
3. Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………...……......20
Заключение……………………………………………………..…………………...29
Список использованных источников……..……………………………………….31
Эффективное управление государственным долгом как в индуст-риальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами. Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере [16, с.55].
4. Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь
Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.
Одна из основных проблем в данной области – эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.
По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении – на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 %ВВП). На рисунке 1 показана динамика доходов консолидированного бюджета за 2008-2011гг.
Рисунок 1 – Динамика доходов консолидированного бюджета за 2008-2011гг.
Источник: [20]
Основная доля доходов
консолидированного бюджета (около
90%) формировалась за счет
Неналоговые доходы за 2011 год сложились в сумме 12,0 трлн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на 218,3% (в реальном выражении – на 107,8%). На рисунке 2 показана структура доходов консолидированного бюджета за 2010-2011гг.
Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).
В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили:
· по налогу на добавленную стоимость 26,5 трлн. руб. (прирост поступлений к 2010 году 53,3%, в реальном выражении – 0,1%);
· по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении – 71,1%);
· по налогу на прибыль 8,7 трлн. руб. (прирост 55,7%, в реальном выражении – 1,6%);
· по подоходному налогу 9,3 трлн. руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении – 13,0%);
· по акцизам 5,6 трлн. руб. (прирост 28,7%, в реальном выражении снижение на 16,0%);
· по налогам на собственность 2,5 трлн. реальном выражении снижение на 10,1%).
Рисунок 2 – Структура доходов в консолидированного бюджета за 2010-2011гг.
Источник: [20]
Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).
В структуре консолидированного бюджета 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.
Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
Расходы консолидированного бюджета в 2011 году профинансированы в сумме 79,4 трлн. руб., что на 49,9% выше уровня 2010 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, ниже на 2,1%). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,2 п.п., составив 29% ВВП.
Динамика расходов консолидированного бюджета в 2011 году определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.
В этих условиях в 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение государственного долга, обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов.
Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 34,3 трлн. руб., или 43,2% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с 2010 годом на 64,4% (в реальном выражении – на 7,3%), здравоохранение – на 60,7% (в реальном выражении – на 4,9%).
Расходы на национальную экономику составили 15,5 трлн. руб., или 19,5% всех бюджетных расходов вместо 23,4% в 2010 году. Увеличившись по сравнению с 2010 годом на 25% в номинальном выражении, в реальном выражении они сократились на 18,4%. Более 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков.
В 2011 году в структуре расходов в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80,3% от всех расходов (в 2010 году – 74,4%). Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 23,6 трлн. руб., или 29,7% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,6% в 2010 году).
Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, по итогам 2011 года составили 15,2 трлн. руб., или 19,1% всех расходов (в 2010 году – 25,7%). По сравнению с 2010 годом эти расходы увеличились на 11,2% (в реальном выражении – сократились на 27,4%) .
Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 4,2% вместо 2,1% в 2010 году.
Консолидированный бюджет в 2011 году исполнен с профицитом в размере 6,2 трлн. руб., или 2,3% ВВП (в 2010 году – дефицит – 2,6% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.
Показатели исполнения бюджета за 2009-2011 гг. можно проследить по таблице 1:
Таблица1 – Исполнение консолидированного бюджета в 2009-2011гг., трлн. руб.
Годы|Доходы, трлн.руб.|Расходы, трлн.руб.|Дефицит(-)/ профицит(+), трлн.руб.|
2009|46,7|49,2|-2,5|
2010|48,8|53|-4,2|
2011|85,6|79,4|+6,2|
Примечание – Источник:собственная разработка на основе [20].
Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в 2011 году исполнен с профицитом в размере 8,6 трлн. руб. (3,1% ВВП). Доходы бюджета составили 115 трлн. руб. (41,9% ВВП), расходы – 106,8 трлн. руб. (38,8% ВВП ) [20].
Бюджет на 2012 год сбалансирован, будет исполняться на всех уровнях без дефицита.
Бюджет - 2012 имеет ряд особенностей. Он встраивается в общую систему макроэкономической политики, которая будет реализовываться Правительством и Национальным банком в 2012 году Реализуется главная задача по достижению максимальных параметров роста ВВП на 2012 год - 105-105,5%. И бюджет, и денежно-кредитная политика будут подчинены этим задачам.
Для выполнения заданных параметров ВВП предстоит решить три основные задачи. Самое главное - остановить инфляцию. Также необходимо задействовать все внутренние резервы, в том числе с применением налоговых стимулов, то есть будут задействованы внутренние резервы роста экономики. Основное внимание будет уделяться ресурсо- и энергосбережению, повышению эффективности использования государственного имущества. Третье направление - внешняя сбалансированность.
В части налоговой политики предусмотрено стимулирование модернизации экономики, в части бюджетной политики решается ряд задач, связанных с финансовой стабилизацией и финансовой сбалансированностью в макроэкономическом плане.
Бюджет-2012 сохранит качество бюджетных услуг и обеспечит необходимыми ресурсами поддержку наиболее уязвимых категорий населения. Речь идет о выделении адресной социальной помощи и социальной поддержке в жилищном строительстве, соцподдержке регионов, пострадавших от Чернобыльской АЭС. В плане бюджетных услуг выделяются три основных приоритета - здравоохранение, образование, наука.
В части налоговой политики предусмотрено стимулирование модернизации экономики, в части бюджетной решается ряд задач, связанных с финансовой стабилизацией и финансовой сбалансированностью в макроэкономическом плане [21].
Приведенные данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:
-- оптимизацию объема и
реструктуризацию расходов
-- в целях изыскания
дополнительных источников
-- обоснованное принятие
новых социальных программ, требующих
значительного бюджетного
Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга