Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:20, курсовая работа
Цель работы: раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
Введение……………………………………………………………………...……....3
1. Бюджетный дефицит и профицита….………………………………………......5
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины их возникновения и экономические последствия……………………………...……………………… 5
1.2. Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………………...8
1.3. Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……………………………………………………………………..……10
2. Государственный долг……………………………...………………………......12
2.1. Сущность и причины возникновения государственного долга…………..12
2.2. Виды государственного долга и его последствия..........................................13
2.3. Способы управления государственным долгом ……..…………………....17
3. Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………...……......20
Заключение……………………………………………………..…………………...29
Список использованных источников……..……………………………………….31
-- совершенствование
-- корректировка трансфертной
политики, предполагающая уменьшение
трансфертных выплат отраслям
реального сектора экономики, повышение
эффективности трансфертных
-- реформирование бюджетного
процесса в целом. Необходимо
отказаться от концепции
-- повышение эффективности
общественного воспроизводства, которое
будет способствовать росту
-- развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.
-- расширение круга плательщиков,
осуществляемое одновременно с
улучшением налогового
-- развитие территориально-
-- составление бюджета
на многовариантной основе с
целью формирования
-- развитие рынка
-- принятие мер, направленных
на привлечение в страну
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Государственный долг Беларуси на 1 февраля 2012 года составил Br116,6 трлн. и увеличился по сравнению с началом года на Br0,2 трлн., или на 0,2%.
По сравнению с началом 2011 года государственный долг вырос на Br85,9 трлн., или в 2,8 раза (281,3%) .
Рост государственного долга в белорусских рублях обусловлен переоценкой внешнего государственного долга вследствие девальвации национальной валюты в мае и октябре 2011 года.
Внутренний государственный долг с начала 2012 года не изменился. По состоянию на 1 февраля 2012 года он составил Br17,9 трлн. при установленном лимите Br18,7 трлн. По сравнению с началом 2011 года внутренний государственный долг вырос на Br15,8 трлн. (765,2%).
Рост внутреннего государственного долга в 2011 году обеспечен выпуском государственных облигаций в целях реализации указа от 22 февраля 2011 года №65 "О некоторых вопросах финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Республике Беларусь". Также рост произошел за счет размещения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, с целью пополнения золотовалютных резервов Беларуси.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 февраля 2012 года составил $11,8 млрд. при установленном лимите Br14,3 млрд., увеличившись с начала года на $24 млн. За 2011 год внешний государственный долг вырос на $2,3 млрд., или на 24,4% [20].
Отношение внешнего государственного долга к ВВП в 2011 году выросло до 40,8% с 17,1% на 1 января 2011 года, Несмотря на резкое увеличение, отношение внешнего государственного долга остается пока меньше рекомендованного МБРР уровня в 50%.
Столь значительный рост внешнего долга в 2011 году был обусловлен, в основном, девальвацией белорусского рубля и соответствующим падением величины ВВП страны. В долларовом эквиваленте внешний государственный долг Беларуси за 2011 год увеличился всего в 1,38 раза, и достиг на 1 января 2012 года 13,4 млрд. USD.
В то же время, отношение
совокупного государственного
Показатели, характеризующие
отношение внешнего долга к
ВВП, носят в настоящее время
несколько завышенный характер,
так как во внешнем долге
валютная составляющая
Сейчас ВВП рассчитывается уже по новым ценам, поэтому можно ожидать, что в 2012 году даже при осуществлении запланированных новых внешних заимствований отношение внешнего долга Беларуси к ВВП снизится, причем довольно существенно, где-то до уровня в 40% (для совокупного долга) и 30%. Снижению данных параметров может помешать предоставление российского кредита на строительство АЭС, но в 2012 году сумма финансирования по данному кредиту будет, по-видимому, еще незначительной.
Довольно неплохой по итогам 2011 года осталась структура внешнего долга РБ. Весь внешний долг страны является долгосрочным, а доля краткосрочного внутреннего долга составляет тысячные доли процента [20].
Рост внешнего государственного долга в 2011 году обеспечен привлечением несвязанных кредитных ресурсов для пополнения золотовалютных резервов. Это облигации на международном финансовом рынке ($800 млн.), кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС ($1240 млн.). Также это обусловлено финансированием за счет внешних государственных займов (Китай, МБРР) инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, социальной сфере [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетный дефицит является сложным явлением, возникающим время от времени в практически всех экономиках мира, а потому требует пристального внимания и исследования. Классификация бюджетных дефицитов достаточно сложна и объемна, в ней находят отражения различные сущностные признаки дефицитов.
Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
На современном этапе для Беларуси оптимальным вариантом организации бюджетного процесса будет комбинация бюджетирования, ориентированного на результат, и бездефицитного бюджетирования. Условие профицитности бюджета является обязательным с точки зрения осуществления выплат по внешнему государственному долгу в нормальном режиме и обеспечения финансовой стабильности страны в целом.
В этом контексте необходимо также полностью отказаться от всех квазифискальных операций, связанных с финансированием национальной экономики за счет денежной эмиссии со стороны центрального банка. Ограничение денежной эмиссии позволит достичь низких и прогнозируемых темпов инфляции, что является важнейшей предпосылкой для качественного бюджетного планирования.
Основной целью Министерства финансов Беларуси в течение ближайших трех лет должно стать завершение перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, с тем, чтобы не менее 90% госрасходов финансировалось в рамках соответствующих госпрограмм, для которых будут разработаны критерии оценки эффективности и результативности.
Одновременно для распорядителей бюджетных средств должна быть установлена ответственность за результаты своей работы. В случае неэффективной реализации программ (невыполнения соответствующих показателей) их финансирование может быть урезано либо полностью прекращено. Это будет стимулировать конкуренцию за бюджетные ресурсы среди ведомств и министерств, заставляя их работать более эффективно.
Известно, что государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).
В настоящее время показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна. Республика испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах. До недавнего времени ограниченное использование внешних займов компенсировалось в республике значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать.
Существующая долговая стратегия не позволяет привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси. Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства.
В условиях финансового кризиса 2011 г. необходимо тесное взаимодействие властей политических, финансовых и монетарных при наличии четкого плана действий. Антикризисные меры и наращивание потенциала экономики являются обязательными элементами управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Финансовые власти Беларуси должны ответственно подходить к проведению бюджетно-налоговой политики, которая в сложившихся условиях должна быть исключительно жесткой.
Меры экономии в условиях кризиса должны сочетаться с поисками наилучших источников финансирования бюджета, которые бы ослабили давление на экономику и не привели бы к значительному ухудшению макроэкономической ситуации, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. / Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.
2. Финансы: учебник/ под ред. А.И. Архипова. - М.: Проспект, 2009. - 640 с.
3. Белова В.К. Введение в макроэкономику. Бюджетный дефицит государственный долг // Социально - политический журнал. 1998. №6.
4. Государственный и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Мысляева И.Н. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
5. Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 149 с.
6. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240с.
7. Бюджетный дефицит и управление
им // Bank Info [Электронный ресурс].— 2012.
— Режим доступа: --http://www.bankinfo.uz/
8. Бюджет, как основное звено
системы государственных финансов // Theory
of Money.ru [Электронный ресурс] – 2012. – Режим
доступа: http://theory-of-money.ru/
9. Шишкин А.Ф. «Экономическая теория»/Минск 1996г.—книга в 2-х частях, кн.1. 656с.
10. Экономическая теория под редакцией Базылева Н.И, Турко С.П. 4-е издание, 2005г. 743 с.
11. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд./ Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.—М.: «Дело ЛТД», 1995.—864с .
12. Государственный долг и способы
его погашения [Электронный ресурс]. / /Т.А.Фролова.
– 2009. – Режим доступа: http://www.konsalter.ru/
13. Макроэкономика: Учеб, пособие / Н.И. Базылев, М 15 М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1998. - 216 с. (Экономическое образование; Вып. 7).
14. Способы управления государственным
долгом //Эффективная экономика [Электронный
ресурс] .— 2012. – Режим доступа: http://www.niceeconomic.ru/
15. Методы управления государственным долгом // Финансы [Электронный ресурс]. –2012. –Режим доступа: http://finance0.ru/?id=409. Дата доступа : 20.03.2012.
16. Мельникова Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. пособие/ Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2005. – 262 с.
17. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 95 с.
18. Банковский кодекс Республики Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З // Нац. реестр правовых актов РБ. – 2000. – №106. – 2/219.
19. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 декабря 2011 г. № 331-З
20. О состоянии государственных
финансов Республики Беларусь за январь-декабрь
2011 года // Министерство финансов Республики
Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. –
Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/
Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга