Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……....3
1. Бюджетный дефицит и профицита….………………………………………......5
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины их возникновения и экономические последствия……………………………...……………………… 5
1.2. Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………………...8
1.3. Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……………………………………………………………………..……10
2. Государственный долг……………………………...………………………......12
2.1. Сущность и причины возникновения государственного долга…………..12
2.2. Виды государственного долга и его последствия..........................................13
2.3. Способы управления государственным долгом ……..…………………....17
3. Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………...……......20
Заключение……………………………………………………..…………………...29
Список использованных источников……..……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

дефецит бюджета.docx

— 55.71 Кб (Скачать файл)

-- совершенствование планирования  и развитие системы платных  услуг в непроизводственной сфере.

-- корректировка трансфертной  политики, предполагающая уменьшение  трансфертных выплат отраслям  реального сектора экономики, повышение  эффективности трансфертных платежей.

-- реформирование бюджетного  процесса в целом. Необходимо  отказаться от концепции приоритета  бюджетных расходов и дефицитного  финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются  в бюджете развития и финансируются  в пределах дополнительно полученных  доходов, а также привлеченных  безинфляционных источников.

-- повышение эффективности  общественного воспроизводства, которое  будет способствовать росту финансовых  ресурсов – основного источника  увеличения доходов бюджета.

-- развитие и укрепление  рыночных отношений, проведения  рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности.

-- расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с  улучшением налогового законодательства.

-- развитие территориально-регионального  хозрасчета.

-- составление бюджета  на многовариантной основе с  целью формирования оптимальной  структуры доходов и расходов.

-- развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит финансировать  расходы государства без увеличения  денежной массы в обороте.

-- принятие мер, направленных  на привлечение в страну иностранного  капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу  несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования  капитальных вложений, расширяется  база для производства товаров  и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи  в бюджет.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

Государственный долг Беларуси на 1 февраля 2012 года составил Br116,6 трлн. и увеличился по сравнению с началом года на Br0,2 трлн., или на 0,2%.

По сравнению с началом 2011 года государственный долг вырос на Br85,9 трлн., или в 2,8 раза (281,3%) .

Рост государственного долга в белорусских рублях обусловлен переоценкой внешнего государственного долга вследствие девальвации национальной валюты в мае и октябре 2011 года.

Внутренний государственный долг с начала 2012 года не изменился. По состоянию на 1 февраля 2012 года он составил Br17,9 трлн. при установленном лимите Br18,7 трлн. По сравнению с началом 2011 года внутренний государственный долг вырос на Br15,8 трлн. (765,2%).

Рост внутреннего государственного долга в 2011 году обеспечен выпуском государственных облигаций в целях реализации указа от 22 февраля 2011 года №65 "О некоторых вопросах финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Республике Беларусь". Также рост произошел за счет размещения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, с целью пополнения золотовалютных резервов Беларуси.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 февраля 2012 года составил $11,8 млрд. при установленном лимите Br14,3 млрд., увеличившись с начала года на $24 млн. За 2011 год внешний государственный долг вырос на $2,3 млрд., или на 24,4% [20].

Отношение внешнего государственного долга к ВВП в 2011 году выросло до 40,8% с 17,1% на 1 января 2011 года, Несмотря на резкое увеличение, отношение внешнего государственного долга остается пока меньше рекомендованного МБРР уровня в 50%.

Столь значительный рост внешнего долга в 2011 году был обусловлен, в основном, девальвацией белорусского рубля и соответствующим падением величины ВВП страны. В долларовом эквиваленте внешний государственный долг Беларуси за 2011 год увеличился всего в 1,38 раза, и достиг на 1 января 2012 года 13,4 млрд. USD.

 В то же время, отношение  совокупного государственного долга  РБ к ВВП по итогам 2011 года  достигло 52,5%.

 Показатели, характеризующие  отношение внешнего долга к  ВВП, носят в настоящее время  несколько завышенный характер, так как во внешнем долге  валютная составляющая учитывается  по текущему высокому курсу, тогда  как величина ВВП за 2011 года  получена посредством суммирования  номинальных величин ВВП за  каждый месяц с начала года. То есть, в состав ВВП включены данные за первые месяцы 2011 года, когда еще не произошло его номинального роста за счет скачка цен.

Сейчас ВВП рассчитывается уже по новым ценам, поэтому можно ожидать, что в 2012 году даже при осуществлении запланированных новых внешних заимствований отношение внешнего долга Беларуси к ВВП снизится, причем довольно существенно, где-то до уровня в 40% (для совокупного долга) и 30%. Снижению данных параметров может помешать предоставление российского кредита на строительство АЭС, но в 2012 году сумма финансирования по данному кредиту будет, по-видимому, еще незначительной.

Довольно неплохой по итогам 2011 года осталась структура внешнего долга РБ. Весь внешний долг страны является долгосрочным, а доля краткосрочного внутреннего долга составляет тысячные доли процента  [20].

Рост внешнего государственного долга в 2011 году обеспечен привлечением несвязанных кредитных ресурсов для пополнения золотовалютных резервов. Это облигации на международном финансовом рынке ($800 млн.), кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС ($1240 млн.). Также это обусловлено финансированием за счет внешних государственных займов (Китай, МБРР) инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, социальной сфере [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетный дефицит является сложным явлением, возникающим время от времени в практически всех экономиках мира, а потому требует пристального внимания и исследования. Классификация бюджетных дефицитов достаточно сложна и объемна, в ней находят отражения различные сущностные признаки дефицитов.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

На современном этапе для Беларуси оптимальным вариантом организации бюджетного процесса будет комбинация бюджетирования, ориентированного на результат, и бездефицитного бюджетирования. Условие профицитности бюджета является обязательным с точки зрения осуществления выплат по внешнему государственному долгу в нормальном режиме и обеспечения финансовой стабильности страны в целом.

В этом контексте необходимо также полностью отказаться от всех квазифискальных операций, связанных с финансированием национальной экономики за счет денежной эмиссии со стороны центрального банка. Ограничение денежной эмиссии позволит достичь низких и прогнозируемых темпов инфляции, что является важнейшей предпосылкой для качественного бюджетного планирования.

Основной целью Министерства финансов Беларуси в течение ближайших трех лет должно стать завершение перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, с тем, чтобы не менее 90% госрасходов финансировалось в рамках соответствующих госпрограмм, для которых будут разработаны критерии оценки эффективности и результативности.

Одновременно для распорядителей бюджетных средств должна быть установлена ответственность за результаты своей работы. В случае неэффективной реализации программ (невыполнения соответствующих показателей) их финансирование может быть урезано либо полностью прекращено. Это будет стимулировать конкуренцию за бюджетные ресурсы среди ведомств и министерств, заставляя их работать более эффективно.

Известно, что государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом,  государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).

В настоящее время показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна. Республика испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах. До недавнего времени ограниченное использование внешних займов компенсировалось в республике значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать.

Существующая долговая стратегия не позволяет привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси. Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства.

В условиях финансового кризиса 2011 г. необходимо тесное взаимодействие властей политических, финансовых и монетарных при наличии четкого плана действий. Антикризисные меры и наращивание потенциала экономики являются обязательными элементами управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Финансовые власти Беларуси должны ответственно подходить к проведению бюджетно-налоговой политики, которая в сложившихся условиях должна быть исключительно жесткой.

Меры экономии в условиях кризиса должны сочетаться с поисками наилучших источников финансирования бюджета, которые бы ослабили давление на экономику и не привели бы к значительному ухудшению макроэкономической ситуации, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. / Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.

2. Финансы: учебник/ под ред. А.И. Архипова. - М.: Проспект, 2009. - 640 с.

3. Белова В.К. Введение в макроэкономику. Бюджетный дефицит государственный долг // Социально - политический журнал. 1998. №6.

4. Государственный и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Мысляева И.Н. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.

5. Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 149 с.

6. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240с.

7. Бюджетный  дефицит и управление им  // Bank Info [Электронный ресурс].— 2012. — Режим доступа:  --http://www.bankinfo.uz/index.php?option=com_content&view=article&id=147:byudzhetnyj-deficit-i-upravlenie-im&catid=20&Itemid=40[->0]. Дата доступа: 19.03.2012.

8. Бюджет, как основное звено системы государственных финансов // Theory of Money.ru [Электронный ресурс] – 2012. – Режим доступа: http://theory-of-money.ru/finansy-i-kredit/byudzhet-kak-osnovnoe-zveno-sistemy-gosudarstvennyx-finansov. Дата доступа: 19.03.2012.

9. Шишкин А.Ф. «Экономическая теория»/Минск 1996г.—книга в 2-х частях, кн.1. 656с.

10. Экономическая теория под редакцией Базылева Н.И, Турко С.П. 4-е издание, 2005г. 743 с.

11. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд./ Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.—М.: «Дело ЛТД», 1995.—864с .

12. Государственный долг и способы его погашения [Электронный ресурс]. / /Т.А.Фролова. – 2009. – Режим доступа: http://www.konsalter.ru/biblioteka/m202/17_3.htm. Дата доступа: 20.03.2012.

13. Макроэкономика: Учеб, пособие / Н.И. Базылев, М 15 М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1998. - 216 с. (Экономическое образование; Вып. 7).

14. Способы управления государственным долгом //Эффективная экономика [Электронный ресурс] .— 2012. – Режим доступа: http://www.niceeconomic.ru/mecos-155-3.html .Дата доступа  20.03.2012.

15. Методы управления государственным долгом // Финансы [Электронный ресурс]. –2012. –Режим доступа: http://finance0.ru/?id=409.  Дата доступа : 20.03.2012.

16. Мельникова Н.А.  Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. пособие/ Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2005. – 262 с.

17. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь,  2006. – 95 с.

18. Банковский кодекс Республики Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З // Нац. реестр правовых актов РБ. – 2000. – №106. – 2/219.

19. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 декабря 2011 г. № 331-З

20. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2011 года // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yd11.pdf. Дата доступа 23.03.2012.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга