Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа
Актуальность исследования данной темы, состоит в том, что бюджетная система является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Бюджет государства играет значительную роль в регулировании экономики. Он должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.
Для преодоления существующих производственных ограничений основным фактором должно стать существенное наращивание инвестиционного потенциала, в том числе быстрое улучшение производственной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих рост производительности труда. Основной (умеренно-оптимистичный вариант прогноза) предполагает существенное улучшение бизнес среды, при котором инвестиции становятся одним из основных драйверов роста. Вариант предполагает создание условий для возврата тенденций притока капитала в 2014 - 2015 годах даже при сохранении относительно неблагоприятных условий на мировых финансовых рынках.
Норма накопления основного капитала повысится с 20,9% ВВП в 2011 году до 23,7% в 2015 году, что заметно превысит докризисный уровень, но еще недостаточно для масштабной модернизации экономики. В переходный период, который охватывает 2012 - 2014 годы, вклад потребительского спроса будет играть доминирующую роль в экономическом росте. В третьем целевом варианте норма накопления достигает 25% ВВП уже в 2015 году, однако благодаря притоку капитала интенсивное накопление не ведет к сдерживанию роста потребительского спроса.
В условиях низкого внешнего спроса опорой роста должен стать внутренний спрос, в том числе устойчивый рост потребления. С 2013 года должен ускориться рост реальных располагаемых доходов населения, который будет поддержан увеличением заработной платы в бюджетном секторе. Вместе с сохранением большого потенциала роста потребительского кредита он будет обеспечивать высокие темпы потребительского спроса. Таким образом, несмотря на усиление экономических ограничений, рост ВВП может ускориться с 3,5 - 3,7% в 2012 - 2013 гг. до 4,3 - 4,5% в 2014 - 2015 годах.
Увеличение объемов инвестиций, особенно в инновационный и инфраструктурный сектора экономики, будут содействовать заметному повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Именно эта развилка в динамике конкурентоспособности и эффективности экономики во многом определяет различие между первым консервативным и вторым умеренно-оптимистичным вариантами прогноза.
Умеренно-оптимистичный вариант прогноза (вариант 2) предполагает по сравнению с консервативным вариантом:
во-первых, более
эффективную динамику конкурентоспособности
отечественной продукции и
во-вторых, повышенные
инвестиции в расширение производства,
в инфраструктурные проекты, что
обеспечит дополнительно к
в-третьих, дополнительные инвестиции в развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование и культуру) и рост доходов населения добавляют к экономическому росту 0,2 - 0,35 п.п. прироста ВВП.
Совокупный
вклад фактора роста эффективно
Бюджет-это категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Развитие бюджетной
системы в среднесрочной
относительно стабильным уровнем доходов (в процентах к ВВП), так как сокращение нефтегазовых доходов и поступлений в большей части будет компенсироваться расширением налоговой базы и собираемости основных налогов;
значительными
изменениями в структуре
поддержанием устойчивости бюджетной системы за счет введения бюджетного правила и ограничения в рамках него уровня расходов федерального бюджета;
сохранением низкого уровня государственного долга и расходов по его обслуживанию;
увеличением объемов нефтегазовых фондов (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда) при возможности вовлечения части средств Фонда национального благосостояния в инвестиции внутри и вовне страны для реализации долгосрочных капиталоемких стратегических проектов;
ростом доходов региональных бюджетов, что позволит обеспечить сбалансированность бюджетов регионов в среднесрочной перспективе. При этом в обоих сценариях учтено повышение заработных плат бюджетникам в сферах здравоохранения, образования, культуры. Ожидается, что с учетом дополнительных обязательств объем дефицита региональных бюджетов не превысит 0,8% ВВП к 2015 году. Вместе с тем у региональных бюджетов имеется значительный потенциал, связанный с оптимизацией и повышением эффективности расходования средств. Среди основных направлений - бюджетные субсидии и расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;
незначительным
увеличением доходов
10. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.2008г.-С.36-39, С92-99, С130-154.
11. Беляев Ю.А.
Финансы местного самоуправлени
12. Вахрин П. И. Бюджетная система РФ: Учебник. — М.: ИТК "Дашков и К0", 2010 г.-350 с.
15. Дементьев
Д.В. Бюджетная система России.
16. Кудрин А.Л.
«Модернизация государственных
финансов» Москва/изд. Дом
17. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1.-2011.- С. 3.
18. Об итогах социально-экономического развития российской федерации в 2011 году.
19 О текущей ситуации в экономике российской федерации по итогам I квартала 2012 года.
Таблица 1 Параметры исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2011 года на кассовой основе, млрд. рублей
Показатель |
2011 год, закон о бюджете |
Исполнение | ||
2010 |
2011 |
Изменение, в % к соответствующему периоду 2010 г. | ||
январь-декабрь |
январь-декабрь | |||
Доходы |
7 875,0 |
7 337,8 |
8 298,9 |
13,1 |
Федеральная налоговая служба |
н/д |
3 012,2 |
3 204,9 |
6,4 |
Федеральная таможенная служба |
н/д |
3 519,8 |
4 580,3 |
30,1 |
Другие администраторы |
н/д |
805,8 |
513,7 |
-36,2 |
Расходы |
10 256,4 |
9 660,1 |
10 094,1 |
4,5 |
Обслуживание долга |
220,0 |
176,2 |
194,8 |
10,6 |
Непроцентные расходы на кассовой основе |
10 036,4 |
9 483,9 |
9 899,2 |
4,4 |
Профицит (+) / Дефицит (–) |
-2 381,5 |
-2 322,3 |
-1 795,2 |
|
Сальдо внутреннего долга |
693,5 |
415,9 |
508,9 |
|
Сальдо источников внешнего финансирования дефицита |
117,6 |
-128,7 |
101,2 |
|
Прочие источники внутреннего финансирования |
-3 192,6 |
2 035,1 |
1 185,0 |
|
ВВП, млрд. рублей |
45 175 |
39 101 |
44 491 |
5 391 |
Средняя цена нефти «Юралс», долл. США / баррель |
75,0 |
60,8 |
78,1 |
17,2 |
Курс рубля к доллару США |
30,4 |
31,8 |
30,4 |
-1,5 |
Таблица 2 Параметры исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2011 года на кассовой основе, в % к ВВП
Показатель |
2011 год, закон о бюджете |
Исполнение | ||
2010 |
2011 |
Изменение, п.п. | ||
январь-декабрь |
январь-декабрь | |||
Доходы |
17,4 |
18,8 |
18,7 |
-0,1 |
Федеральная налоговая служба |
н/д |
7,7 |
7,2 |
-0,5 |
Федеральная таможенная служба |
н/д |
9,0 |
10,3 |
1,3 |
Другие администраторы |
н/д |
2,1 |
1,2 |
-0,9 |
Расходы |
22,7 |
24,7 |
22,7 |
-2,0 |
Обслуживание долга |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
-0,01 |
Непроцентные расходы |
22,2 |
24,3 |
22,2 |
-2,0 |
Профицит (+) / Дефицит (–) |
-5,3 |
-5,9 |
-4,0 |
|
сальдо внутреннего долга |
1,5 |
1,1 |
1,1 |
0,1 |
сальдо внешнего долга |
0,3 |
-0,3 |
0,2 |
0,6 |
прочие источники финансирования |
-7,1 |
5,2 |
2,7 |
-2,5 |
ВВП, млрд. рублей |
45 175 |
39 101 |
44 491 |
5 391 |
Таблица 3 Параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2012 года на кассовой основе, млрд. рублей
Показатель |
2012 год, закон о бюджете |
Исполнение | ||
2011 |
2012 |
Изменение, в % к соответствующему периоду 2010 г. | ||
январь-март |
январь-март | |||
Доходы |
8 844,6 |
1 954,9 |
2 391,3 |
22,3 |
Федеральная налоговая служба |
н/д |
851,1 |
1 010,6 |
18,7 |
Федеральная таможенная служба |
н/д |
888,8 |
1 297,8 |
46,0 |
Другие администраторы |
н/д |
213,4 |
82,9 |
-61,2 |
Расходы |
10 658,6 |
2 199,5 |
2 270,0 |
3,2 |
Обслуживание долга |
389,9 |
71,2 |
83,0 |
16,5 |
Непроцентные расходы на кассовой основе |
10 268,7 |
2 128,3 |
2 187,0 |
2,8 |
Профицит (+) / Дефицит (–) |
-1 814,0 |
-244,6 |
121,3 |
|
Сальдо внутреннего долга |
1 235,9 |
32,6 |
280,7 |
|
Сальдо источников внешнего финансирования дефицита |
45,7 |
-25,1 |
-23,8 |
|
Прочие источники внутреннего финансирования |
532,4 |
300,2 |
-378,2 |
|
ВВП, млрд. рублей |
50 389 |
9 873 |
11 530 |
1 657 |
Средняя цена нефти «Юралс», долл. США / баррель |
75,0 |
74,9 |
103,6 |
28,6 |
Курс рубля к доллару США |
30,5 |
29,9 |
29,2 |
-0,7 |
Таблица 4 Параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2011 года на кассовой основе, в % к ВВП
Показатель |
2011 год, закон о бюджете |
Исполнение | ||
2010 |
2011 |
Изменение, п.п. | ||
январь-март |
январь-март | |||
Доходы |
17,6 |
19,8 |
20,7 |
0,9 |
Федеральная налоговая служба |
н/д |
8,6 |
8,8 |
0,2 |
Федеральная таможенная служба |
н/д |
9,0 |
11,3 |
2,3 |
Другие администраторы |
н/д |
2,2 |
0,7 |
-1,4 |
Расходы |
21,2 |
22,3 |
19,7 |
-2,6 |
Обслуживание долга |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,00 |
Непроцентные расходы |
20,4 |
21,6 |
19,0 |
-2,6 |
Профицит (+) / Дефицит (–) |
-3,6 |
-2,5 |
1,1 |
|
сальдо внутреннего долга |
2,5 |
0,3 |
2,4 |
2,1 |
сальдо внешнего долга |
0,1 |
-0,3 |
-0,2 |
0,0 |
прочие источники финансирования |
1,1 |
3,0 |
-3,3 |
-6,3 |
ВВП, млрд. рублей |
50 389 |
9 873 |
11 530 |
1 657 |
Размещено на Allbest.ru