Валютное положение России в отражении платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:26, контрольная работа

Краткое описание

Начиная с 1993 г. Государственный комитет по статистике России публикует платежный баланс страны за предшествующий год. При его составлении использован упоминавшийся ранее принцип «двойного счета», в соответствии с которым каждая позиция отражается на дебетовом и кредитовом счетах, что в итоге и приводит баланс в равновесие.

Содержание

Валютное положение России в отражении платежного баланса….3
Новые направления деятельности Всемирного банка……………….6
Тест………………………………………………………………………..20
Библиографический список……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Мировые финансовые институты 2 семестр.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Валютное положение России в отражении платежного баланса….3
  2. Новые направления деятельности Всемирного банка……………….6

Тест………………………………………………………………………..20

Библиографический список……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Валютное положение России в отражении платежного баланса

 

Начиная с 1993 г. Государственный комитет по статистике России публикует платежный баланс страны за предшествующий год. При его составлении использован упоминавшийся ранее принцип «двойного счета», в соответствии с которым каждая позиция отражается на дебетовом и кредитовом счетах, что в итоге и приводит баланс в равновесие. 
При этом методика составления платежного баланса России позволяет определить состояние российского долга. Поставки товаров и услуг, как и платежи по ним, регистрируются в России «на момент совершения сделки» и таким образом отражают в платежном балансе задержки, связанные с оплатой ее внешнего долга.

В платежном балансе фигурирует еще одна позиция «поправки к импорту», которая свидетельствует о неблагополучной ситуации, сложившейся в сфере товарообменных операций.

Специально  выделенные графы, связанные с просроченными платежами и поступлениями, свидетельствуют о крайне неудовлетворительной ситуации с выплатой долгов и процентов по ним как самой Россией, так и ее должниками. Примечательно в этой связи, что если должники России не платят по долгам «де факто», при этом сумма их невыплат России в превысит, то она выступает в роли «цивилизованного» должника, официально договариваясь о переносе сроков выплаты долга. 
             Статья «резервы Центрального банка России» свидетельствует об изменениях в запасах наличной валюты, хранящейся на счетах банка, депозитов в иностранных банках, средств в Международном валютном фонде. 
             Отсутствие налаженной системы эффективного валютного и таможенного контроля отражается на размерах операций, связанных с вывозом капитала. Для отражения операций, которые по тем или иным причинам не были включены в платежный баланс к нему добавляется статья «ошибки н пропуски». Она представляет собой активную балансирующую статью. Ее величина свидетельствует о значительном объеме сделок, являющихся фактически незаконными и отражающих масштабы неперевода выручки от экспорта и авансовых платежей под фиктивные контракты по импорту. 
Платежный баланс характеризует финансовое положение России. Подавляющая часть иностранных кредитов, предоставленных России, погашается преимущественно поставками российского сырья, прежде всего энергоносителей, что, по существу, эквивалентно выплате конвертируемой валюты. Иная ситуация складывается с погашением задолженности перед Россией со стороны развивающихся стран, которые в счет полученных от бывшего СССР кредитов поставляют товары их традиционного экспорта. При этом на внутреннем рынке (из-за разрыва между мировыми и внутренними ценами), чтобы обеспечить один доллар прибыли от экспортируемого товара, необходимо истратить в 2—3 раза больше рублей по сравнению со средствами, которые можно выручить от реализации импорта на эту же сумму. Таким образом, несмотря на более значительную сумму причитающихся России средств, получение их представляется весьма проблематичным, учитывая, что должниками являются в основном развивающиеся страны.

Переговоры с Парижским  клубом кредиторов об отсрочке выплат долга дают лишь временную передышку. В доходную часть бюджета закладывается возможность получения резервного кредита от Международного валютного фонда, однако и эта перспектива, при условии ее материализации, не обеспечивает радикального решения проблемы внешней задолженности России.

Выход из сложного положения  состоит в использовании двух различных программ государственно-административного  регулирования. Первая означает прямое государственное вмешательство  во внешнеэкономическую деятельность. Эта программа предусматривает введение жесткой системы лицензирования и квотирования внешней торговли, установление фиксированного курса рубля при валютном обмене, введение плана валютных платежей и поступлений и, наконец, валютной монополии и монополии внешней торговли.

Второе направление  связано с отказом от жестких  административных программ при одновременном  усилении контроля и совершенствовании  отчетности за поступлением валютных средств. Важный элемент этой программы  — ликвидация многочисленных налоговых  «лазеек», отмена государственных дотаций при централизованных закупках по импорту (продовольствия, медикаментов и других товаров первой необходимости). В национальном масштабе это — сокращение дефицита госбюджета путем уменьшения государственных расходов коренного улучшения налогового режима. 
            Выбор одного из направлений — это прежде всего проблема политическая и уже затем — экономическая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Новые направления деятельности Всемирного банка

           Группа Всемирного банка - один из крупнейших международных институтов, предоставляющий финансовую и техническую помощь развивающимся странам. Целью деятельности институтов Всемирного банка является оказание помощи развивающимся странам «через помощь самим себе». Группа Всемирного банка служит катализатором для привлечения капитала, является источником консультационной помощи и экспертной поддержки, способствует развитию рынков частного сектора, способствует совершенствованию государственного управления и борьбы с коррупцией в развивающихся странах. Деятельность Всемирного банка затрагивает такие сферы как торговля, финансы, здравоохранение, образование, смягчение последствий изменения климата.

             Штаб-квартира основанного в 1944 Всемирного банка расположена в г. Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). В организации, имеющей более 100 представительств по всему миру, работают более 10 000 человек.

Со времени  создания Всемирного банка в 1944 году эта организация превратилась из одного учреждения в группу тесно  связанных между собой учреждений развития. На начальном этапе своего существования Международный банк реконструкции и развития (МБРР) оказывал содействие в послевоенном восстановлении, а теперь вместе с Международной ассоциацией развития (МАР) - одним из учреждений в составе Группы Всемирного банка - способствует сокращению масштабов бедности в глобальном масштабе. Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов.

           Когда-то в Банке работали практически исключительно инженеры и финансовые аналитики, причем только в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Сегодня Банк располагает многопрофильным и разнообразным по своему составу штатом сотрудников, в том числе экономистов, экспертов по вопросам государственной политики, отраслевых экспертов и социологов. Теперь 30 процентов сотрудников работают в постоянных представительствах Банка в странах.

          Реконструкция остается одним из важных направлений деятельности Банка, учитывая задачи ликвидации последствий стихийных бедствий и постконфликтного восстановления, стоящие перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Однако мы существенно расширили масштабы своей деятельности. Теперь мы финансируем проекты в социальной сфере, способствуем сокращению бедности, облегчению бремени задолженности и повышению эффективности государственного управления. Главной целью нашей деятельности является сокращение бедности в глобальном масштабе.

            В настоящее время Группа Всемирного банка осуществляет более 1800 проектов, направленных на повышение уровня жизни и сокращение масштабов бедности почти во всех секторах экономики развивающихся стран.

            Всемирный банк, также как и Международный валютный фонд, имеет статус специализированного учреждения (агентства) ООН, по сути, выполняя ее экономические функции. В системе институтов ООН координирующая роль в решении глобальных экономических проблем принадлежит Экономическому и социальному совету ООН (ЭКОСОС). Всемирный банк и Международный валютный фонд осуществляют при этом функции по их решению и исполнению.

            Сотрудничество ООН и Всемирного банка распространяется на сферы снижения уровня бедности, содействия устойчивому развитию, а также инвестирования в человеческий капитал. Официально отношения между ООН и Всемирным банком были формализованы специальным соглашением в ноябре 1947 г. Помимо обшей повестки дня ООН и Всемирный банк имеют почти один и тот же состав членов. Странами-членами Группы Всемирного банка не являются Куба, а также Демократическая народная республика Кореи.

             На политическом уровне Всемирный банк имеет статус наблюдателя в нескольких органах ООН, включая Генеральную Ассамблею. Всемирный банк поддерживает активный диалог со странами-членами, политическими группами, такими как «Группа 77», а также с региональными объединениями, такими как. например. ЕС.На операционном уровне Всемирный банк тесно сотрудничает с Программой развития ООН (ПРООН) и другими фондами и программами ООН в рамках осуществления совместных проектов, софинансирования. и координации действий. Так, Всемирный банк является одним из шести спонсоров Совместной программы ООН по ВИЧ/СПИДу и одним из самых крупных доноров в борьбе с ВИЧ СПИДом. Сотрудничество Всемирного банка и Всемирной продовольственной программы вносит существенный вклад в международные программы по борьбе с голодом.

           В рамках Специального совещания высокого уровня ЭКОСОС с бреттонвудскими учреждениями и Всемирной торговой организацией 26 апреля 2004 г., была определена роль Всемирного банка в осуществлении контроля над достижением целей в области развития, сформированными в Декларации тысячелетия. В отличие от ООН, деятельность которой должна быть направлена на осуществление контроля над достижением целей и показателей. Всемирный банк вместе с Международным Валютным Фондом были призваны контролировать политику и меры стран для достижения ЦРТ. Так документы Всемирного банка о стратегии сокращения масштабов нищеты представляют собой полезный инструмент для приведения в соответствие целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и различных направлений политики и мероприятий на национальном уровне, в частности в тех случаях, когда они согласуются с национальными условиями и приоритетами.

           Всемирный банк помогает в подготовке и участвует почти во всех глобальных конференциях ООН, а также является активным участником рабочих групп, создаваемых по итогам конференций ООН для достижения целей и выполнения решений на национальном уровне.

           Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются 187 стран-членов этой организации. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов или развития стран. Совет управляющих проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

           Поскольку управляющие проводят свои совещания не чаще, чем раз в год, конкретные полномочия переданы 25 исполнительным директорам, работающим непосредственно в штаб-квартире Банка. Пять исполнительных директоров представляют пять государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций. Этими государствами являются США, Япония, Германия, Франция и Соединенное Королевство. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

            Президент Всемирного банка Роберт Б. Зеллик председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США - страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран.

            Исполнительные директора образуют Совет директоров Всемирного банка. Обычно они проводят свои совещания два раза в неделю и осуществляют общее руководство работой банка, в том числе отвечают за утверждение всех займов и принятие политических решений, затрагивающих деятельность Банка, в том числе за утверждение займов и гарантий, новых принципов деятельности, административного бюджета, стратегий содействия странам, а также решений, касающихся заимствований и финансовой деятельности.

           Повседневная деятельность Всемирного банка осуществляется под руководством президента, высшего руководства организации и вице-президентов, отвечающих за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняющих конкретные функции.

           Всемирный банк состоит из двух учреждений - Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (MAP). Вместе с Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МИГА) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) эти учреждения образуют Группу организаций Всемирного банка. И хотя они специализируются на различных аспектах процесса развития, их объединяет общая цель - мир без бедности. Международные институты в глобальной архитектуре содействия Развитию.

            Всемирный банк обменивается со странами мнениями о том, какие меры экономической политики являются оптимальными для достижения поставленных ими целей в области развития, и предоставляет им техническую и финансовую помощь. Клиентами МБРР являются страны со средним уровнем доходов и бедные платежеспособные страны, в то время как усилия MAP сосредоточены исключительно на помощи беднейшим странам.

           Деятельность Всемирного банка строится на принципах кооперации, его акционерами являются развивающиеся и развитые страны-члены. Их представители - исполнительные директора - определяют политику Банка и осуществляют надзор за его операционной деятельностью.

           МБРР насчитывает 185 стран-членов. Совокупный объем кредитования, предоставленного им со времени его создания в 1944 году, составил 433 млрд. долл. США. 166 государств являются членами MAP. Совокупный объем кредитных ресурсов, зарезервированных ею со времени её создания в 1960 году, составил 181 млрд. долл. США.

           Структура Всемирного банка с момента учреждения в 1944 г. претерпела значительные изменения, расширилась, и сегодня представляет собой группу скоординированных между собой организаций по содействию международному развитию. Также эволюционировала и основная миссия Всемирного банка: из посредника в процессах реконструкции и развитии послевоенного мира Всемирный банк трансформировался в ключевой институт содействия международному развитию. Сегодня миссией Всемирного банка является содействие и борьба с бедностью во всем мире. Ранее в программах Всемирного банка доминировали проекты по инвестированию в восстановление объектов кризисной инфраструктуры. В настоящее время фокус Всемирного банка расширился, и включает проекты по кредитованию социального сектора, борьбе с бедностью, а также Комплексную программу развития.

Информация о работе Валютное положение России в отражении платежного баланса