Валютные операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли коммерческого банка в системе валютного контроля.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть нормативно – правовую базу и система контролирующих органов и агентов валютного контроля и их взаимодействие
рассмотреть принципы и способы организации валютного контроля;
проанализировать валютные операции ОО «Отделение «Курское» КБ «Холдинг – Кредит»
проанализировать финансово – хозяйственную деятельность ОО «Отделение «Курское» КБ «Холдинг – Кредит»

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Необходимость введения и основные этапы валютного контроля в Российской Федерации
1.2 Система контролирующих органов и агентов валютного контроля и их взаимодействие
1.3 Санкции за нарушение норм валютного регулирования и валютного контроля
Глава 2
2.1 Цели, задачи, содержание валютного контроля
2.2 Формы и методы валютного контроля
2.3 Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их компетенция
Глава 3
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка «Холдинг – Кредит»
3.2 Валютные операции коммерческого банка «Холдинг – Кредит»
3.3 Пути совершенствования финансового контроля в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 97.96 Кб (Скачать файл)

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 198 установлено, что Федеральная  служба является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в финансово-бюджетной сфере, а  также органом валютного контроля.

Следует отметить, что либерализация  валютного законодательства Российской Федерации, заключающаяся в отмене некоторых валютных ограничений, не создает существенных предпосылок для изменения системы валютного контроля в целом.

Так, и после 1 июля 2006 года остались обязанности, возложенные на резидентов, установленные Законом № 173-ФЗ. К их числу относятся: репатриация иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам по условиям внешнеторговых договоров, заключенных с нерезидентами; установление суммы перевода физическим лицом - резидентом; обязанности, установленные актами Банка России в соответствии с Законом № 173-ФЗ по оформлению паспортов сделок и представлению в банк паспорта сделки подтверждающих документов и т.д.

1.2 Система контролирующих органов и агентов валютного 

контрля и их взаимодействие

Часть 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля. Ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ в сравнении с п. 2 ст. 11 Закона РФ № 3615-1 сформулирована таким образом, что исключает указание в каком-либо ином федеральном законе органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля. Полномочие определять орган (органы) валютного контроля имеет только Правительство РФ.

Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган (федеральные  органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), Федеральная  налоговая служба Российской Федерации (ФНС России), уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку Российской Федерации (Банк России), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с Законом о рынке  ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся:

- брокеры - юридические лица, осуществляющие деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

- дилеры - юридические лица, коммерческие организации, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицами, осуществляющими такую деятельность, ценам;

- управляющие -- юридические лица, осуществляющие от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными им во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами;

- клиринговые организации -- юридические лица, осуществляющие деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;

- депозитарии -- юридические лица, оказывающие услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;

- держатели реестра (регистраторы) -- юридические лица, осуществляющие сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг;

- организаторы торговли на рынке ценных бумаг -- юридические лица, в том числе фондовые биржи, предоставляющие услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками Рынка ценных бумаг.

Правительство России обеспечивает координацию  деятельности в области валютного  контроля федеральных органов исполнительной власти как органов валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Кроме того, Правительство обеспечивает взаимодействие не имеющих статуса уполномоченных банков профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Банком России.

В свою очередь Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного  контроля.

На сегодняшний день единственным в Российской Федерации, органом  валютного контроля, уполномоченным Правительством Российской Федерации, имеющим право применять санкции за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Эффективность осуществления валютного  контроля в большой степени зависит  от согласованности действий всех участников данного процесса.

1.3 Санкции за нарушение норм валютного регулирования и 

валютного контроля

Согласно ст.25 Закона № 173-ФЗ «Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения  актов валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Ответственность за нарушения  валютного законодательства установлена  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.15.25) и Уголовным  кодексом Российской Федерации (ст.ст.186 и 193).

Согласно ст.15.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» осуществление незаконных валютных операций или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании (списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании) влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Нарушение установленного порядка  открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки (нарушение установленного порядка  обязательной продажи части валютной выручки) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

Невыполнение резидентом в установленный  срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся  за переданные нерезидентам товары, выполненные  для нерезидентов работы, оказанные  нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительные права на них  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Невыполнение резидентом в установленный  срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Несоблюдение установленных порядка  или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Нарушение установленного порядка  ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки  из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг  в документарной форме (за исключением  случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ст.186 Уголовного кодекса  Российской Федерации «Изготовление  или сбыт поддельных денег или  ценных бумаг», изготовление в целях  сбыта или сбыт поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или  других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные ст.186, совершенные  организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в  размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Согласно ст.193 Уголовного кодекса  Российской Федерации «Невозвращение из-за границы средств в иностранной  валюте», невозвращение в крупном  размере (превышает пять миллионов  рублей) из-за границы руководителем  организации средств в иностранной  валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы  на срок до трех лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1  Цели, задачи, содержание валютного контроля

В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и  агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте Российской Федерации».

Исходя из изложенного, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валютного контроля прямо не указана.

Принципы валютного контроля в  Федеральном законе № 173-ФЗ также  прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принципы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное регулирование, так и на валютный контроль). Однако можно выделить следующие  принципы:

- законность - состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;

- обязательность - заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

Информация о работе Валютные операции коммерческого банка