Валютные операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли коммерческого банка в системе валютного контроля.
Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть нормативно – правовую базу и система контролирующих органов и агентов валютного контроля и их взаимодействие
рассмотреть принципы и способы организации валютного контроля;
проанализировать валютные операции ОО «Отделение «Курское» КБ «Холдинг – Кредит»
проанализировать финансово – хозяйственную деятельность ОО «Отделение «Курское» КБ «Холдинг – Кредит»

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Необходимость введения и основные этапы валютного контроля в Российской Федерации
1.2 Система контролирующих органов и агентов валютного контроля и их взаимодействие
1.3 Санкции за нарушение норм валютного регулирования и валютного контроля
Глава 2
2.1 Цели, задачи, содержание валютного контроля
2.2 Формы и методы валютного контроля
2.3 Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их компетенция
Глава 3
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка «Холдинг – Кредит»
3.2 Валютные операции коммерческого банка «Холдинг – Кредит»
3.3 Пути совершенствования финансового контроля в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 97.96 Кб (Скачать файл)

- обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны - закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий;

- институционалъностъ - заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

- разграничение компетенции - проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Таким образом, валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства».

Следовательно, валютные операции являются предметом валютного контроля. Объектом валютного контроля выступают Резиденты  и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля - это «те государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства».

2.2 Формы и методы валютного контроля

Под формой валютного контроля следует  понимать специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов  валютного контроля в процессе осуществления  контрольных мероприятий в отношении  резидентов и нерезидентов на предмет  соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного  регулирования и актов органов  валютного контроля при осуществлении  валютных операций.

Метод валютного контроля - это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного контроля - наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного  контроля - обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

Дополнительные методы валютного контроля - запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля:

- правительственная форма валютного контроля - осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:

а) координация деятельности в области  валютного контроля федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также  их взаимодействие с Банком России;

б) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, таможенных и налоговых  органов как агентов валютного  контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля - наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта;

- общая форма валютного контроля - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ -- Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля - проведение проверок;

- специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках данной формы можно выделить:

а) банковский валютный контроль - осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т. е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования  и актов Банка России как органа валютного контроля;

· обязанностей уполномоченного банка  как агента валютного контроля;

· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования  и актов органов валютного  контроля клиентами уполномоченного  банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов  за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение;

б) таможенный валютный контроль - осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля - наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ): проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр;

в) налоговый валютный контроль - осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции. Основной метод налогового валютного контроля - проведение проверок;

г) валютный контроль на рынке ценных бумаг - осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг - Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами - валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг - наблюдение.

По способу организации контрольных  мероприятий валютный контроль можно  классифицировать на дистанционный (документальный) и контактный. Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым валютным операциям. Он является основным способом организации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредственно на подконтрольном объекте.

По времени осуществления валютный контроль можно подразделить на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например, при предварительной  регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ (ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ)), текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции).

2.3 Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их компетенция

В сфере валютного контроля Правительство  РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федеральных органов исполнительной власти - органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).

Банк России как орган валютного  контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями  и валютными биржами, а также  осуществляет взаимодействие с другими  органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также  с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного  контроля (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).

Банк России выдает три вида валютных лицензий:

* лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады  денежных средств физических  лиц). При наличии данной лицензии  банк вправе устанавливать корреспондентские  отношения с неограниченным количеством  иностранных банков (за исключением  банков офшорных зон, к которым  относятся государства и территории, предоставляющие льготный налоговый  режим и/или не предусматривающие  раскрытие и предоставление информации  при проведении финансовых операций). Лицензия может быть выдана  как вновь созданному, так и  действующему банку для расширения  его деятельности. При наличии  или одновременно с этой лицензией  банку может быть выдана лицензия  на привлечение во вклады и  размещение драгоценных металлов;

* лицензия на привлечение во  вклады денежных средств физических  лиц в рублях и иностранной  валюте. Она может быть выдана  банку при наличии первой лицензии  или одновременно с ней при  условии, что с даты государственной регистрации банка прошло не менее двух лет;

* генеральная лицензия, которая  может быть выдана банку, имеющему  лицензии на осуществление всех  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном  порядке создавать филиалы за  границей Российской Федерации  и/или приобретать доли (акции)  в уставном капитале кредитных  организаций - нерезидентов.

Основные отличия органов валютного  контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере  валютного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного  контроля, и их должностные лица в пределах своей компетенции  имеют право:

1) проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования;

2) проводить проверки полноты  и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления  документов по запросам органов  и агентов валютного контроля  не может составлять менее  семи рабочих дней со дня  подачи запроса (дата получения  запроса подконтрольным субъектом).

Органы валютного контроля и  их должностные лица в пределах своей  компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ):

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного  законодательства РФ и актов органов  валютного регулирования;

· применять установленные законодательством  РФ меры ответственности за нарушение  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования.

Агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны:

- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- представлять органам валютного  контроля информацию о валютных  операциях, проводимых с их  участием, в порядке, установленном  актами валютного законодательства  РФ и актами органов валютного  регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Информация о работе Валютные операции коммерческого банка