Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:02, курсовая работа
При современном положении вещей особо важную роль в развитии как общества в целом, так и экономики в частности играют новые технологии. Поэтому финансирование инноваций и другого рода поддержка их со стороны предпринимателей, крупных промышленных компаний и государства приобретает еще большую значимость в хозяйственной деятельности перечисленных субъектов экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы венчурного финансирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5
1.1. Зарождение венчурного предпринимательства………………...5
1.2. Государственная поддержка венчурных фирм……………......10
Глава 2. Особенности венчурного предпринимательства в России…………14
2.1. Становление венчурного бизнеса в России……………….......14
2.2. Проблемы развития современного венчурного рынка в России и пути их решения……………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...…24
Кроме национальных программ
поддержки венчурного бизнеса, инициированных
правительствами
Желая
помочь фирмам на начальном этапе
их развития и тем самым обеспечить
создание новых рабочих мест, правительства
Голландии, Великобритании, Швейцарии,
Франции и ряда других западноевропейских
стран стали активно
Глава 2. Особенности венчурного предпринимательства в России
2.1. Становление венчурного
В Россию венчурная индустрия была привнесена извне в начале 1990-х годов. Ее возникновение стало следствием не инициативы, откликающейся на внутренние потребности развития местного предпринимательства и рынка, а результатом политико-административных решений, за которыми стояло стремление международных финансовых институтов развития содействовать трансформирующейся экономике страны в становлении рыночных институтов.
Первые
усилия по формированию института венчурного
инвестирования, как важнейшего элемента
модели инновационного развития на основе
партнерства бизнеса и
Тем не менее, проводившаяся форсированными темпами приватизация привлекла внимание зарубежных инвесторов венчурного капитала. По инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в России было создано 11 региональных венчурных фондов, которые специализировались главным образом на приобретении пакетов акций средних приватизируемых предприятий с целью оказания последним необходимой помощи в адаптации к условиям переходной экономики. При этом предполагалось, что через какое-то время купленные акции могли быть проданы по более высокой стоимости и обеспечить инвесторам ожидаемую прибыль.
К 1997 году на территории России действовали около 30 венчурных фондов и фондов прямого инвестирования с иностранным капиталом от 3 до 4 млрд. долларов.
В марте 1997 г. пионеры создается Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). В это же время появились сообщения о создании первых венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков.
Однако наметившийся прогресс был остановлен разразившимся в августе 1998г. финансовым кризисом, который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России. Кризис 1998 г. больно ударил по отрасли, существенно снизив доходность и поставив под угрозу само существование большинства реализуемых проектов. Из действующих в России 40 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций более половины прекратили свою деятельность, а некоторые так и не отважились ее начать.
Значительная часть инвесторов к весне 1999 г. продали свои российские проекты либо, прекратив новые инвестиции, искали возможности выхода из них (в особенности это относится к американским инвесторам). В частности, свернули свою деятельность в России Providence Capital, Junction Investors, CEENIS Property Fund/PBO New Europe Property Fund; Russian Venture Capital Fund of America. Из большого разнообразия инвестиционных фондов «первой волны» деятельность в России продолжили около 50—60%. Покупателями являлись либо смежные отраслевые группы, либо более успешные и более укоренившиеся в России управляющие компании.
В период 2000 – 2006 гг. начинается становление инфраструктуры при поддержке государства. По Распоряжению Правительства РФ был создан Венчурный Инновационный фонд. Целью его деятельности было формирование системы венчурного инвестирования и организация новых инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом.
Кроме того, с 2000 г. поддерживается развитие системы венчурных ярмарок. Отличительной чертой Венчурной Ярмарки от традиционных мероприятий является то, что объектом презентации на ней является бизнес, а предметом торга - доля компании. Основная задача: создание пространства, где технологические компании получают возможность представить венчурным капиталистам и другим инвесторам свой бизнес, продукцию, рыночную нишу, финансовые перспективы и потребности, а инвесторы - оценить представляемые проекты с точки зрения вложения инвестиций на основе качества менеджмента, перспективности продукции или технологии, коммерческой жизнеспособности и потенциала роста.
2006 год ознаменовался существенной активизацией усилий Правительства Российской Федерации по развитию института венчурных инвестиций в стране на основе механизмов партнерства государства и частного предпринимательства. В период развития 2006-2009 гг. в России было создано более 20 частно-государственных венчурных фондов по программе Министерства экономического развития РФ. Это довольно серьезный результат, если принять во внимание тот факт, что ряд фондов создавались в трудных условиях финансово-экономического кризиса. Кроме того, в 2006 г. по распоряжению правительства РФ была создана ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»)
Венчурные инвестиции в России
Источник: по материалам [1]
В настоящее время происходит гармонизация секторов инфраструктуры государственной поддержки. В частности это проявляется в принятии и реализация новой концепции Российской венчурной Компании. В июне 2010 г. была утверждена новая стратегия развития Российской венчурной компании (РВК). По словам нового гендиректора РВК Игоря Агамирзяна: «Главная задача, которая ставится перед государственной венчурной компанией, - обеспечить поддержку инновационных компаний на всех стадиях развития: от идеи до самостоятельного прибыльного бизнеса». Теперь РВК расширяет направления деятельности. РВК собирается заняться экспертизой проектов, обеспечить инновационным проектам частное финансирование и наладить связь с потенциальными поставщиками идей, то есть создать некую инфраструктуру, которая будет выдавать инновационные идеи, имеющие реальные бизнес – перспективы. Отсюда три основных блока, на которых теперь сосредоточится РВК: капитал, инфраструктура, экспертиза.
2.2. Проблемы
развития современного
Сейчас мы можем говорить о большом прорыве в венчурном бизнесе в России и о колоссальных результатах благодаря активным действиям, предпринятым сообществом венчурной индустрии. Но, тем не менее, в нашей стране в сфере венчурного финансирования существуют еще проблемы, которые мешают ей динамично развиваться.
К причинам, препятствующим развитию венчурного бизнеса в России можно отнести:
В отношении правового
регулирования венчурной
По мнению А. Дворниковой – президента Американской Бизнес – ассоциации российских профессионалов, создание и поддержание стабильной инфраструктуры — основная проблема на нынешнем этапе. Венчурные инвестиции долгосрочны, в отличие от многих других отраслей экономики. Инвестор, вкладывая деньги сегодня, должен быть уверен в том, что через несколько лет политическая и экономическая ситуация, законодательная база — не изменятся.
Об этом говорит Эстер Дайсон – венчурный инвестор и основатель EDventure Holdings: «В России достаточно предпринимателей с хорошими идеями, нетрудно обнаружить на рынке деньги и умных программистов. Но очень непросто найти опытных менеджеров среднего звена, финансовых директоров, менеджеров по управлению проектами и т. п. Другими словами, легко начать дело, но трудно его «выращивать»».
Безусловно, внедрению инноваций мешает дефицит денег: нехватка свободных средств внутри компании, а также низкая доступность финансирования из внешних источников.
И.Агамирзян - генеральный директор Российской венчурной компании так раскрывает эту проблему: невозможность временного ввоза в РФ продукции НИОКР, поскольку образцы продукции невозможно идентифицировать по формальным признакам: серийному номеру, производителю, стране изготовления и т.д. В результате российские компании имеют ограниченный доступ к передовым ресурсам, разработкам и технологиям, а для проведения совместных с зарубежными коллегами НИОКР возникает необходимость открытия дочерних компаний за пределами страны.
Нет как формальной, так
и неформальной действующей площадки
для общения между
Для исправления сложившейся
ситуации Минпромнауки разработало
и приняло проект Концепции развития
венчурной индустрии в России,
которая представляет собой, по сути,
государственную систему
Начиная с 2004 г. в рамках Фонда
содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере
В июле 2005 г. появилось сообщение
о намерении правительства
Следует, отметит, что в РФ законодательно был установлен ряд налоговых и иных льгот, направленных на стимулирование инноваций. На практике оказывается, что на фоне общих высоких налоговых ставок этот рычаг макроэкономического воздействия на инновационную и инвестиционную активность не работает. Чутко реагируя на общий предпринимательский климат в стране, инновационный бизнес является по существу заложником общей макроэкономической ситуации. Высокие налоги, отсутствие эффективного механизма действия налоговых льгот, выступают в качестве трудно преодолимого барьера для притока частных инвестиций и инвестиций государственных промышленных предприятий в инновационную сферу.
В связи с существующими проблемами, большое значение имеет политика государства в отношении венчурного предпринимательства. В июле 2010 г. президент России Дмитрий Медведев, открывая заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, предложил ряд мер, для развития венчурного бизнеса в нашей стране.