Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление тенденций и перспектив развития венчурного финансирования в Республике Беларусь на основе изучения мирового опыта.
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть зарождение венчурного предпринимательства;
- изучить механизм создания венчурных фондов, их преимущества и недостатки;
Введение 4
1 Теоретические основы венчурного финансирования: история развития, понятия, виды 6
2 Мировой опыт особенностей организации и функционирования фондов венчурного капитала (на примере ОАО «Российская венчурная компания») 14
3 Венчурное финансирование в Республике Беларусь: проблемы и пути решения 23
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованных источников.
Уставный фонд Белорусской венчурной компании будет формироваться из средств бюджета. На одной из пресс-конференций председатель ГКНТ отметил: «Первоначально компания будет создаваться на базе Белорусского инновационного фонда. Фонды территориальных венчурных компаний будут формироваться из разных источников, в том числе – средств республиканского и местных бюджетов» [10, с.56].
В Республике Беларусь потенциальными венчурными инвесторами выступают: государственный сектор, крупные промышленные предприятия, институциональные инвесторы (инновационные, инвестиционные, пенсионные, взаимные и благотворительные фонда, страховые организации, кредитные союзы), банки, иностранные фонды прямых и венчурных инвестиций, региональные венчурные фонды международных банков, транснациональные компании, национальные и иностранные индивидуальные инвесторы (бизнес-ангелы). Следует отметить, что банки играют пассивную роль в финансировании инновационных проектов, т.к. важнейшей задачей деятельности банков является безопасное обеспечение денежных операций, что противоречит вложению средств в рисковые инвестиционные проекты. Остальные потенциальные источники финансирования венчурных фондов в недостаточной мере осведомлены о принципах и культуре ведения венчурного бизнеса. В законодательстве не упоминается про деятельность бизнес-ангелов. Следовательно, государство не готово учитывать их интересы.
Привлечение банков к участию в формировании ресурсов венчурных фондов возможно (причем, не только банков, действующих в республике в настоящий момент, но и иностранных). Например, посредством внесения соответствующих дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь можно законодательно увязать право иностранных банков открывать в Беларуси представительство либо филиал с представлением с их стороны определенного объема ресурсов для венчурного финансирования инновационной деятельности на ее территории. Учитывая слабость национальных институциональных инвесторов, аналогичный подход может быть применен и в отношении зарубежных страховых компаний. Принцип должен быть следующим: если иностранная страховая компания заинтересована в оказании страховых услуг в Беларуси и хочет открыть на ее территории свое представительство либо филиал, ей следует участвовать в качестве акционера в белорусских венчурных фондах и предоставит в определенном объеме, закрепленном законодательно, финансовые ресурсы для поддержки новаторской деятельности в республике. Путем решения данной проблемы должно быть предоставление упрощенных процедур регистрации, гарантирование возврата прибыли, льготное налогообложение для иностранных организаций, участвующих в совместном финансировании высокотехнологичных проектов.
В процессе формирования механизма венчурного финансирования следует учитывать интересы и физических лиц в качестве потенциальных инвесторов. Необходимо предусмотреть специальные льготы по подоходному налогу в отношении граждан, вкладывающих свои денежные средства в белорусские венчурные фонды. Кроме того, белорусское государство со своей стороны должно выступить гарантом обязательного возврата физическим лицам части сбережений (в определенном объеме), вложенных ими в определенный фонд и утраченных вследствие его банкротства.
Несмотря на
все сложности организации
Международная
научно-практическая конференция «2-й
Белорусский инновационный
В оргкомитет по проведению 2-ого Белорусского инновационного форума в 2010 г. поступило около 400 заявок на участие в международной научно-практической конференции. Это практически вдвое больше, чем в 2009 г. Следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом, значительно расширилась и география участников конференции – это Литва, Латвия, Россия, Италия, Швеция, Германия, Австрия, Швейцария, Украина, Казахстан и Иран.
Работа конференции проходила по 8 секциям:
В рамках форума впервые прошла Белорусская венчурная ярмарка, на которой состоялась презентация инвестиционных проектов в сфере новых и высоких технологий. В настоящее время каждая область и город Минск представили более 400 предложений. Кроме того, в рамках форума состоялась презентация проектов молодых ученых НАН Беларуси и достижений предприятий иранского технопарка «Парадиз» в области нано- и биотехнологий [4, с.49].
В рамках 3-го Белорусского инновационного форума, прошедшего в Минске 12-14 октября 2011 г., была проведена оценка состояние Национальной Инновационной системы, а также перспектив развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и странах СНГ.
Больше года назад в Минске прошел первый Стартап-Уикенд (Minsk Startup Weekend). Это был полуторадневный марафон по рассмотрению и оценке новых бизнес идей и проектов. Авторы идей искали инвесторов, способных поддержать их начинания в сфере новых технологий. Интерес к мероприятию оказался очень велик – как со стороны авторов бизнес-проектов, так и со стороны экспертов и инвесторов [22, с.39].
Организаторы Minsk Startup Weekend использовали американскую методику презентации проектов, известную как «ЭлеваторПитч». То есть, «стартапщик» должен представить себе, что он неожиданно оказался в одной кабине лифта с инвестором. И пока движется лифт, он должен донести до инвестора суть своей идеи и заинтересовать его.
На первом Minsk Startup Weekend было представлено более 15 бизнес-проектов. Заключения специалистов показывают, что в белорусском венчурном бизнесе еще отсутствует методика взаимоотношений предпринимателей и инвесторов. Данный факт лишний раз подчеркивает необходимость создания комплекса мероприятий для повышения квалификации в сфере инновационного менеджмента, венчурного финансирования и управленческой этики. Для решения этой проблемы необходимо организовать разнообразные коучинг-программы, программы стажировок на иностранных венчурных и инновационных предприятиях и сотрудничества с государственными органами стран, добившихся выдающегося успеха в сфере венчурного капитала.
Однако, несмотря на неопытность страны в сфере инновационного бизнеса, специалисты подтверждают, что Беларусь обладает здоровым климатом для внедрения механизмов венчурного предпринимательства.
Организация ООН по торговле и инвестициям (ЮНКТАД) представила обзор инвестиционной политики в Беларуси на Белорусском инвестиционном форуме в ноябре 2010 г. во Франкфурте-на-Майне. А. Брук, представитель ООН в Беларуси, считает, что в обзоре дана очень позитивная и конструктивная оценка инвестиционного климата в Беларуси. При этом он напомнил, что в совместном исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса-2009" Беларусь вновь вошла в первую десятку стран-реформаторов условий для ведения бизнеса. Инвестиционный климат в Беларуси стал более благоприятным, значительно усовершенствовалось законодательство в этой сфере.
В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики была разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. (далее — Государственная программа). Ее формирование предусматривает принятие в установленном порядке Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. (далее — Концепция). Разработанная с учетом Проекта перечня и структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 гг. (одобрен Постановлением Общего собрания Национальной академии наук Беларуси от 9 октября 2009 г. № 7). Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке Государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц [21, с.97].
Таким образом, подводя итоги рассмотрения возможностей Беларуси к созданию функционирующего механизма венчурного предпринимательства, следует отметить главные приоритеты в реструктуризации предпринимательства Беларуси. Главными задачами государства по привлечению внимания к венчурному финансированию являются:
Анализируя мировую практику, следует отметить, что для успешной организационно-правовой и экономической реализации проекта по формированию венчурных инвестиций в стране необходимо активное развитие передовых отраслей промышленности, рост занятости высококвалифицированных кадров, а также обеспечение для белорусской экономики дополнительного притока инвестиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Венчурное финансирование: особенности в современных условиях