Взаимодействие бизнеса и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недоста-точной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности…………..……4
1.1.Понятие бизнеса и его функции……………………………………..…….4
1.2.Понятие власти и её функции……………………………………………..5
2. Этапы взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской России...…9
3. Модели взаимодействия власти и бизнеса……………………..……………11
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ.И.М.ГУБКИНА

 

Кафедра экономической теории

 

 

Реферат по государственному регулированию экономики

на тему:

 

«Взаимодействие бизнеса и государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила:

                                                                        ст.гр. ЭУ-08-5

                                                                        Никитина К.Г.

                                                                        Проверила:

                                                                        доц.Башарова Р.А..

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Бизнес и власть  как субъекты социальной ответственности…………..……4

    1.1.Понятие бизнеса и его функции……………………………………..…….4

    1.2.Понятие власти и её функции……………………………………………..5

2. Этапы взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской России...…9

3. Модели взаимодействия  власти и бизнеса……………………..……………11

Заключение…………………………………………………………………….…13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства и бизнеса.

О развитии взаимодействия с институтами гражданского общества, в числе которых неизменно стоит и бизнес, государство говорит давно и на всех уровнях. Помогают ему в этом и ученые, которые призывают бизнес быть социально ответственным, а государство, напротив, переложить часть своей ответственности на предпринимателей. Тем не менее, по взаимному признанию всех сторон процесса, до гармоничного сожительства двух этих сил в России еще далеко, но стремиться к этому нужно уже сегодня.

Из принципов российского  Закона следует, что важное условие конструктивного взаимодействия государства и бизнеса – это их равенство и совместные инвестиции в человека. К примеру, такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве. Понимает это и государство, и те, у кого других ценностей предостаточно.

Примеров взаимовыгодного  взаимодействия государства и бизнеса  в последние годы становится все больше, поскольку оба этих игрока научились решать общие и свои проблемы одновременно. Так, государство развивает экономику, а бизнес, помогая ему в этом, зарабатывает деньги, как и должно быть при нормальной общественной ситуации.

 

 

 

 

 

 

1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности.

Взаимодействие бизнеса  и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недоста-точной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

1.1.Понятие бизнеса и его функции.

Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.

Экономический словарь  трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных  средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Не зависимо от того, рассматривается  бизнес с позиции структуры или  с позиции деятельности основной его целью является получение  прибыли.

По экономическим показателям  бизнес делится на малый, средний  и крупный, по стадиям развития бизнес - организации - начинающий, развивающийся, сложившийся.

Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в  экономике, через выполняемые им функции.

Бизнес является важнейшей движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями. Основываясь на анализе научной литературы и экономической практики, представим обобщенный взгляд на функции современного российского бизнеса:

·Экономическая - развитие любого общества возможно только при ведении им хозяйственной деятельности;

·Инновационная - бизнес обеспечивает внедрение в практику новейших достижений в области науки и технологии.

·Политическая - бизнес, особенно крупный, оказывает значительное влияние на принятие политических решений и оказывается важнейшим фактором развития гражданского общества.

·Лидерская - в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества.

·Социальная - бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества, развитие социального партнерства.

·Этическая (нравственная) - этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни.

1.2.Понятие  власти и её функции.

Еще одним субъектом  исследуемых отношений является власть. Под властью, в нашем исследовании, понимается структура, наделенная, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением.

Власть является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба.

Рассмотрим сущность феномена власти и государства в контексте  их взаимодействия с бизнесом в той  же логике, то есть через функции.

А. Бунич выделяет 8 функций государства в экономике:

Первая функция - дирижистская. Здесь  автор проводит прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает темп и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера сводится к малопонятному размахиванию палочкой. Однако уберите его - и музыка тотчас превратится в какофонию.

Вторая функция связана со способностью государства служить локомотивом для инвестиций. Таковую способность обосновал Дж. Кейнс - самый выдающийся экономист XX века. Эти идеи легли в основу «Нового курса» американского президента Ф. Рузвельта. Кейнсианство около семидесяти лет являлось базовым трендом западной экономической теории. Однако в России были, оно не было востребовано.

Подвид второй функции - государство  как гарант инвестиций. Государство  должно вкладывать средства в экономику  страны, что бы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и российский и зарубежный бизнес.

Вторая функция также включает в себя создание базы для крупных  проектов. Например, строительство  делового центра «Москва-Сити» было бы неосуществимо лишь силами частного бизнеса. В режиме самоорганизации оно бы затянулось на десятки лет. В таких случаях, как реализация мега-проектов, рассчитанных на много лет, требуются определённые усилия со стороны государства по созданию инвестиционной привлекательности. Но эти усилия чаще всего оказываются оправданы, так как прибыль, в конечном счете, окупает затраты.

Третья функция - государство как  катализатор экономических процессов. Если необратимо стагнирует какое-то предприятие, почему бы не завершить его деятельность досрочно, пустив освободившиеся денежные и человеческие ресурсы на другое, перспективное с экономической точки зрения дело? Если понятно, что этот промышленный район не имеет перспективы, надо продумать меры, чтобы расчистить там площадку, на которую придут инвесторы и построят жилой квартал.

Четвертая функция государства - социальная. Никто кроме государства не в  состоянии осуществлять социальные проекты, обеспечивать перераспределение  средств в экономике страны в  интересах социально незащищенных. Очевидно, что частный бизнес не может этого обеспечить в полной мере даже при высоком уровне социальной ответственности.

Пятая функция - антимонопольная. В  России она выражена очень слабо, в то время как в той же Америке  соответствующие ведомства обладают огромными возможностями. Они способны, если нужно, даже расчленить «Майкрософт». Ясно, что в нашей стране с ее монополистической структурой рынков антимонопольные ведомства должны обладать серьезными полномочиями.

Шестая функция - планирование и прогнозирование. Никто, кроме государства, ее выполнить не может. У частного бизнеса, даже у крупной финансовой группы, совсем другие приоритеты. Только государство способно содержать соответствующие службы, заказывать научные исследования, принимать стратегические решения на 5-10 лет вперед.

Седьмая функция - стимулирование научно-технического прогресса, создание инновационной  системы, которая позволила бы России быть конкурентоспособной в наукоемких, высокоприбыльных отраслях.

Восьмая функция заключается  в создании устойчивой кредитно-финансовой системы. Сколько бы частный бизнес ни развивался, он не может обеспечить всех необходимых капиталовложений. Поддержание национальной валюты тоже не входит в его задачи. Этим способно заниматься только государство.

Гарантия экономических  и социальных прав населения, охрана окружающей среды, устранение региональных диспропорций, диффе-ренциация ставки налогов и др. являются прерогативами государства и власти.

Анализ функций бизнеса  и власти приводит к выводу о их невыполнимости при отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между бизнесом и властью. Взаимодействия между бизнесом и государством обусловлено как невозможностью выполнения своих социально-экономических функций со стороны государства без бизнеса, так и невозможностью эффективного развития бизнеса без поддержки государства.

Таким образом, функции  бизнеса являются более локальными и реализуются на уровне внутрикорпоративном  и территории пребывания, а функции  власти - более глобальными и реализуются на государственном, национальном уровне. Вместе с тем, реализация своих функций обоими субъектами и эффективное взаимодействие между ними, в конечном счете, ведут к стабильному развитию общества и повышению благосостояния населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы взаимодействия  бизнеса и государства в постсоветской  России.

 

В разные исторические периоды  взаимодействие бизнеса и власти в Российской Федерации складывалось по-разному, имело разные цели и разное содержание.

В.Ф. Уколов и Д.А. Розенков выделяют следующие этапы эволюции экономического взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской России.

1990-1991годы - период сближения,  конструктивного, созидательного  взаимодействия, создания экономических  и нормативно - правовых основ становления взаимоотношений бизнеса и государства, налаживания системы связей с новым институтом рыночной экономики;

1992 - 1994 годы - период реализации  стратегии сдерживания бизнеса,  посредством жесткой налоговой,  кредитной, финансовой политики, введения лицензий, квот, и иных ограничений, в силу активного перетока государственных ресурсов в сферу бизнеса и потери управляемости ими, неадекватной реакции населения на расслоение общества, роста инфляции и всевозможных нарушений в данном секторе экономики, подрывающих национальную безопасность государства;

1994 - 1997 годы - период ослабления  стратегии сдерживания и быстро-го перерастания ее в состояние "сращивания бизнеса и власти", через реализацию политики государства в части привлечения ведущих представителей элиты российского бизнеса на командные посты во властные структуры;

1997 - 1999 годы - период восстановления  дистанции между бизнесом и  государством, обусловленный утечкой  капиталов из сферы бизнеса  за рубеж, сосредоточением огромной  части финансовых ресурсов у группы олигархов и их попытками усиления своего политического влияния на судьбу государства;

Информация о работе Взаимодействие бизнеса и государства