Взаимодействие региональной и муниципальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 06:25, контрольная работа

Краткое описание

Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти – государственной и муниципальной – одна из самых острых проблем современного политического развития страны. Вопрос реформирования отношений между государственной и муниципальной властями занимает особое место. В нем отражаются основы, логика и смысл государственного устройства страны.

Содержание

1. Основные характеристики взаимодействия региональной и муниципальной власти 3
1.1. Проблемы взаимодействия региональной и муниципальной власти 3
1.2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма муниципальной власти 5
1.3. Принципы и направления взаимодействия региональной власти и органов ТОС 7
2. Деятельность органов ТОС на территории Российской Федерации 9
ЛИТЕРАТУРА 13

Вложенные файлы: 1 файл

региональная_экономика.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

В масштабах Российской Федерации на 1 марта 2009 года зарегистрировано 15888 уставов ТОС. Таким образом, на территории Российской Федерации в  той или иной форме действуют  около 16 тысяч органов территориального общественного самоуправления, осуществляющих инициативы граждан на соответствующих территориях.

Анализу подверглась  информация о практической деятельности органов ТОС. Так, в 2006 году ТОСами было внесено 95 проектов муниципальных правовых актов, в 2007 году – 133 проекта, в 2008 – 169 проектов, что говорит об усилении роли ТОС в организации местного самоуправления и значительной активизации их деятельности. Проекты муниципальных правовых актов, внесенные на рассмотрение ТОС, как правило, принимаются соответствующими органами местного самоуправления: в период с 2006 по 2008 годы отклонено лишь 29 из 397 проектов или 7 % от общего числа, что демонстрирует достаточно хороший уровень правовой проработки проектов граждан, их правовой грамотности.

На практике ТОС чаще всего организуется на территориях  микрорайонов, кварталов, улиц, дворах, дворовых территорий и в отдельных  подъездах многоквартирных домов. Например, в Новосибирске в 2009 году насчитывалось порядка 100 советов  микрорайонов, 562 уличных комитета, 189 домовых комитетов, 5527 старших по домам. Подобные показатели можно проследить в таких российских городах как Краснодар, Тверь, Барнаул, Омск, Кемерово.

Мощный толчок развитие ТОС получило в конце 1990-х, когда  фактически, на практике стали реализовываться положения Федерального закона № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Исторические корни института территориального самоуправления уходят глубоко в историю российского государства: начиная с крестьянских общин и объединений посадских людей и заканчивая органами общественной самодеятельности советского времени, советов микрорайонов во времена перестройки.

Принимая во внимание размер и численность современных  российских городов, то статистика организации ТОС позволяет сделать вывод о том, что в 75 % крупнейших российских городов численностью населения свыше 500 тысяч человек активно развивается территориальное общественное самоуправление. В средних и малых городах этот процент ниже и составляет 64 и 27 % соответственно.

Наибольшее развитие института ТОС наблюдается в  двух субъектах Федерации – Костромской  и Волгоградской областях. В Костромской  области ежегодно органы ТОС вносят на рассмотрение в муниципальные  органы порядка 30 проектов муниципальных правовых актов, что является максимальным показателем в Российской Федерации. Ежегодно в области проводятся конференции органов ТОС, организуются областные конкурсы среди органов ТОС, выпускается информационный бюллетень по материалам конференций и выступлений участников. Активная деятельность в этом субъекте Федерации позволяет благоустраивать дворовые территории, организовывать рейды по пресечению правонарушений и преступлений. Большую роль органы ТОС играют в процессе практической реализации положений Федерального закона от 21 июля 2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Проявлением этого является контроль населения за деятельностью подрядных организаций и управляющих компаний.

Волгоградская область  также стала площадкой для активного проявления гражданских инициатив. Ежегодно проводится областной конкурс на «Лучшее территориальное общественное самоуправление года», областной смотр-конкурс на право носить почётные звания Волгоградской области «Образцовое территориальное общественное самоуправление», «Лидер территориального общественного самоуправления». Органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области всячески содействуют в повышении эффективности работы органов территориального общественного самоуправления, способствуют повышению профессионального уровня территориального самоуправления. Основными сферами общественной жизни, в которых наиболее активно проявляется деятельность органов ТОС области, являются следующие: здравоохранение, социальная защита населения, образование, физкультурно-оздоровительная работа, охрана общественного порядка.

Большую роль в развитии и популяризации института ТОС играет проведение в общероссийском масштабе различных конференций и семинаров по вопросам организации и совершенствования деятельности ТОС. Так, в мае 2010 года в Волгограде проводился Всероссийский семинар «Территориальное общественное самоуправление: роль и место в реализации местного управления и формировании гражданского общества». Семинар проводился по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Общероссийского конгресса муниципальных образований. Участие в нем приняли около 100 делегатов. Помимо представителей муниципальных образований и органов ТОС участие приняли представители сенаторы и депутаты Федерального собрания, видные ученые и юристы, общественные деятели.

Семинар позволил систематизировать  опыт организации ТОС, обменяться мнениями о практике организации в регионах, выявить проблемы и наметить пути их разрешения. Особо ценным семинар стал с методической точки зрения. Был разработан точный перечень документов, необходимых для регистрации ТОС, представлены примерные образцы заявлений, писем, протоколов, типовые договоры для ТОС; определена структура и основные элементы содержания устава ТОС.

Обобщая практику организации  территориального общественного самоуправления в Российской Федерации, следует  отметить значительное распространение  институтов ТОС в нашей стране (реализуется в 64 субъектах из 83), реализация проходит в различных формах во многих сферах общественной жизни. Такая «география» института ТОС позволяет заключить, что ТОС как первичная форма гражданского общества находится в активном развитии и, безусловно, способствует формированию общероссийского гражданского общества в его классическом понимании.

 

ЛИТЕРАТУРА

    1. Рязанов Н.М. Государственная и муниципальная власть: проблемы взаимодействия / ЧиновникЪ. №303 (25). – Екатеринбург, 2013/ http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=381
    2. Региональная экономика. Под. ред. Морозовой Т.Г. 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Юнити, 2007.
    3. Местное самоуправление: Учебное пособие // Allpravo.ru. - 2003

 


Информация о работе Взаимодействие региональной и муниципальной власти