Взаимодействие финансового и реального секторов экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является показать особенности применения инструментов макроэкономического регулирования с учётом взаимосвязи денежного и товарного рынков в модели IS-LM.

Содержание

Введение 3


1 Характеристика финансового и реального секторов экономики 5

2 Формы взаимодействия финансового и реального секторов
экономики 16

3 Процесс формирования институциональных основ финансового
и реального секторов экономики Беларуси 23


Заключение 37


Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие финансового и реального секторов экономики_ Потехина.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Итак, при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика становится эф­фективной с точки зрения воздействия на доход, а наличие международной мобильности ка­питала способствует повышению ее эффективности. Кроме того, что увеличение денежной массы способствует росту инвестиций и других компонентов внутреннего спроса, чувст­вительных к снижению процентных ставок, стимулирующая денежно-кредитная политика также поощряет и внешний спрос, а следовательно, экспорт в результате снижения стои­мости национальной валюты. Обесценение валюты усиливается из-за понизившихся про­центных ставок, оттока капитала и возрастания дефицита платежного баланса, что создает еще более благоприятные условия для роста чистого экспорта и совокупного дохода.

Следует отметить, что хотя ставка процента сначала снижается, а потом возрастает, в новой точке внутреннего и внешнего равновесия С она будет все же ниже своего первоначального значения (i3 <i1). Допустим, что первоначально сальдо счета ка­питала и текущего счета равны нулю. Если процентная ставка в конечном итоге превысит первоначальный уровень, то сальдо счета капитала вследствие притока капитала будет положительным, а чистый экспорт, соответственно, отрицательным (поскольку NX = -KA). Одновременно сократятся инвестиции, отрицательно зависящие от ставки процента. Если и инвестиции,   и   чистый   экспорт  сократятся,  а   потребление    и    государственные    расходы экзогенно не изменялись, то совокупный доход Y также должен будет сократиться. Однако, как мы видели, доход возрос. Это оказалось возможным именно потому, что увеличились чистый экспорт и инвестиции, а новый уровень равновесной процентной ставки оказался ниже, чем был раньше [15, с. 86].

Стимулирующее воздействие на экономику может также оказать внешнеторговая по­литика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целе­направленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует уве­личению совокупного спроса. В условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, поскольку происходящие в ее результате изменения сальдо торгового и платежного баланса требуют вмешательства Центрального банка для поддержания курса национальной валюты, последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода.

Рассмотрим теперь результаты стимулирующей денежно-кредитной политики при высокой мобильности капитала. Как и в случае с низкой мобильностью капитала, рост денежной массы приводит к росту совокупного спроса (кривая IM сдвигается вправо до положения LM2), понижая процентную ставку "до i2 и способствуя тем самым росту ин­вестиций и увеличению дохода до Y2 (рисунок 2.5). Однако теперь в ответ на такое же снижение процентной ставки возникает гораздо больший отток капитала и. следовательно, платежный баланс сводится с большим дефицитом. Понижение курса национальной валюты и стимулы к увеличению чистого экспорта, а значит, и дохода, в новой точке внутреннего равновесия В еще больше, чем в случае низкой мобильности капитала. Кривые IS и BP сдвигаются вправо в большей степени. Внутреннее и внешнее равновесие восстанав­ливаются в точке С, где доход значительно выше, а процентная ставка немного ниже их первоначальных значений.

i

              LM1

 

              LM2

              BP1

 

i1              A              BP2

i3              C

              B

I2              IS2

 

 

              IS1

                       Y

    0                      Y1       Y2  Y3

Рисунок 2.5 - Денежно – кредитная политика

Таким образом, высокая мобильность капитала способствует повышению эффек­тивности денежно-кредитной политики. Доход значительно возрастает, что является ре­зультатом как прироста денежной массы, так и увеличения чистого экспорта вследствие снижения курса национальной валюты. Подчеркнем также, что в данном случае увеличение денежной массы стимулирует главным образом не внутренний, а внешний спрос. Как и в рассмотренном выше случае низкой мобильности капитала, ставка процента сначала падает, потом возрастает, но в итоге оказывается ниже первоначального уровня. Однако при высокой мобильности капитала это отклонение будет небольшим, и, следовательно, основным фактором увеличения дохода Y станет рост не инвестиций, а чистого экспорта.

 

 

 

3 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ

 

При наличии большого и, тем более, господ­ствующего в экономике государственного сек­тора (как в Беларуси) открытость национально­го хозяйства ограничивается также эффектом корпорации. То есть национальная экономика, или большая ее часть, выступает как единая корпорация в отношениях с внешнеэкономичес­кими партнерами. Внутри этой громоздкой корпорации преобладает административная си­стема управления и невозможна реальная ры­ночная конкуренция, что противоречит правилам ВТО и снижает способность к восприятию технологических и управленческих инноваций. Следует признать, что эффект корпорации по­зволяет активизировать внешнеэкономическую связь за счет концентрации государственных ресурсов, но только в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе такая политика неизбежно приводит к снижению национальной конкурентоспособности, ухудшению структуры экспорта и вытеснению национальной продук­ции с международных рынков. Для обеспече­ния эффективной открытости и включенности в процесс глобализации в этом случае необ­ходимы существенное расширение рыночного сектора, диверсификация экономической поли­тики и постепенный отказ от использования эффекта корпорации. 

Таким образом, открытость переходной эко­номики реализуется в специфических условиях, как на микроуровне, так и макроуровне, что не вполне соответствует подходам, распространен­ным в белорусской экономической науке. В час­тности, определению открытой экономики как системы социально-экономических отношений между международными фирмами, нацио­нальными хозяйствами и региональными груп­пировками по поводу движения потоков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В дан­ном случае игнорируется не только рыночный характер отношений на микроуровне в конкрет­ной национальной экономике, но и параметры, характеризующие степень открытости [9, c. 13].

Важнейшим критерием открытости уже сегод­ня является способность экономики к восприятию инноваций. Эффективное восприятие инноваций (новых совершенных технологий производства, новых форм организации и регулирования эконо­мики на микро- и макроуровнях, совершенных технологий использования и утилизации резуль­татов хозяйственной деятельности и др.) сегодня является более важным фактором экономичес­кого роста, чем наличие природных или финан­совых ресурсов. Поскольку именно трудовые ре­сурсы являются основным фактором экономичес­кого роста со стороны предложения, трудовая миграция, как поток, несущий наиболее доступ­ные и быстро внедряемые инновации, заслужи­вает особого внимания государств. В мировой экономике происходит интенсивное перераспре­деление трудовых ресурсов. Наиболее квалифи­цированные и трудоспособные ресурсы — носи­тели инноваций, включаются в экономику наибо­лее развитых государств. Наименее квалифици­рованные и наименее трудоспособные — оста­ются в слаборазвитых странах, либо оседают в странах переходной экономики по причине не­возможности эмиграции в развитые страны. Ин­новации в мировом хозяйстве движутся следую­щими основными потоками: во-первых, по кана­лам информации; во-вторых, посредством торгов­ли услугами; в-третьих, по каналам миграции ра­бочей силы, то есть носителями инноваций явля­ются иностранные рабочие, активно включающи­еся в различные национальные социально-эко­номические системы, еще недавно бывшие мо­ноэтническими. Во многих странах переходной экономики как приток, так отток инвестиций, наи­более активно осуществляется посредством тру­довой миграции. В условиях дефицита внутрен­них и иностранных инвестиций приток рабочей силы является доступной формой получения ин­новаций. Однако отток квалифицированных на­циональных кадров становится фактором отста­вания и снижения конкурентоспособности нацио­нальной экономики. Политика регулирования тру­довой миграции приобретает в условиях переход­ной экономики важное самостоятельное значение [10, c. 24].

Таблица 3.1 - Динамика показателей 2002 – 2010гг

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внутренний продукт,  млрд. руб.

26138

36565

49992

65067

79267

97165

128829

136790

162964

274282

в процентах к предыдущему году

105,0

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,0

100,2

107,6

105,3

Продукция промышленности, млрд. руб.             

10501

18612

24912

33387

48530

62545

74770

123225

161934

162214

в процентах к предыдущему году

107,8

105,9

104,5

107,1

115,9

110,5

111,4

97,2

111,3

105,2

Производство потребительских товаров, млрд. руб.

4200

7185

7999

10329

13651

16155

16557

16601

17431

17563

в процентах к предыдущему году             

104,1

106,8

104,7

107,8

113,2

111,2

110,5

100,1

105,0

106,2

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

2734

4539

6521

7814

10545

12826

15095

26538

27069

28211

в процентах к предыдущему году             

109,3

101,8

100,7

106,6

106,0

104,4

108,6

101,3

102,0

106,65

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012

 

Из данных таблицы 3.1 следует, что валовой внутренний продукт в Республике Беларусь рос на протяжении всего рассматриваемого периода, но темпы роста были максимальны в 2004 году (111,4%), тот же вывод можно сделать и по всем остальным показателям, таким как продукция промышленности, сельского хозяйства, производство потребительских товаров.

В условиях переходной экономики наряду с традиционными критериями эффективной откры­тости, позволяющими определить общие тенден­ции включенности в систему мирохозяйственных связей, следует учитывать:

- уровень конкурентности (развитие свобод­ной конкуренции) на внутреннем рынке;

- способность к восприятию инноваций на микроуровне и на макроуровне;

- наличие и уровень эффекта корпорации во внешнеэкономической деятельности;

- уровень реализации рыночных реформ (доля государства в собственности на средства производства) и характер государственного ре­гулирования экономики [13, с. 100].

Таким образом, открытость сегодня являет­ся ключевым фактором экономического роста, условием эффективной интеграции переходной экономики в мировое хозяйство. Однако пробле­ма открытости не может решаться на уровне стихийного рыночного саморегулирования. Ре­шение этой проблемы должно стать важнейшим объектом научных исследований и основным направлением государственной экономической политики Беларуси, опирающейся на тщатель­ный анализ динамики внутреннего и внешнего равновесия национальной экономики.

С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежная и кредитная политика. Это позволило обеспечить положительный уровень реальных процентных ставок, стабилизировать рыночный курс белорусского рубля и установить в 2000 г. единый курс белорусского рубля на валютном рынке, сохраняющийся и поныне [3, с. 33].

Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-октябре 2009 г. составил 45,4 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,6% больше, чем в январе-октябре 2008 г.

В таблице 3.2 приведены основные показатели состояния розничной торговли в Республике Беларусь.

Таблица 3.2 – Основные показатели состояния розничной торговли

Показатель

год

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Розничный товарооборот:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В фактически действовавших ценах, млрд. руб.

46853

4197

8171

11910

15170

19452

25230

31062

38168

50915

54736

69732

109341

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

77,2

111,8

128,2

111,5

110,3

111,5

120,0

117,4

114,8

120,5

103,2

117,1

107,1

Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс. ед.

30

30,8

29,7

29,6

31,1

32,8

34,2

35,4

36,1

36,5

43,4

45,7

-

Число объектов общественного питания (на конец года), тыс. ед.

9,3

8,7

8,9

8,8

8,7

10,0

10,5

10,8

11,1

11,4

11,7

12,0

-

Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012

 

Из данных таблицы 3.2 видно, что в республике на протяжении рассматрвиаемого периода объём розничного товарооборота рос, росло и число объектов общественного питания и розничной торговой сети.

              Из таблицы 3.3 видно, что доля организаций частной формы собственности росло, при снижении доли государственных организаций.

              В то же время снижается объём товарооборота организациями потребкооперации, при росте доли иностранных компаний.

Таблица 3.3 – Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в % к итогу)

Показатель

год

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Розничный товарооборот всего:

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

В том числе по формам собственности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная

37,6

24,9

21,2

20,4

18,4

16,9

15,8

15,4

15,0

14,6

14,5

12,2

11,7

Частная

62,1

74,3

77,4

78

79,8

81,2

81,9

81,5

81,9

82,1

81,9

83,9

84,3

Из неё организации потребкооперации

16,1

13,9

12,6

11,0

10,2

10,3

9,7

9,9

9,7

9,4

9,8

9,2

9,0

иностранная

0,3

0,8

1,4

1,6

1,8

1,9

2,3

3,1

3,1

3,3

3,6

3,9

4,0

Информация о работе Взаимодействие финансового и реального секторов экономики