Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать особенности применения инструментов макроэкономического регулирования с учётом взаимосвязи денежного и товарного рынков в модели IS-LM.
Введение 3
1 Характеристика финансового и реального секторов экономики 5
2 Формы взаимодействия финансового и реального секторов
экономики 16
3 Процесс формирования институциональных основ финансового
и реального секторов экономики Беларуси 23
Заключение 37
Список использованных источников 39
Итак, при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика становится эффективной с точки зрения воздействия на доход, а наличие международной мобильности капитала способствует повышению ее эффективности. Кроме того, что увеличение денежной массы способствует росту инвестиций и других компонентов внутреннего спроса, чувствительных к снижению процентных ставок, стимулирующая денежно-кредитная политика также поощряет и внешний спрос, а следовательно, экспорт в результате снижения стоимости национальной валюты. Обесценение валюты усиливается из-за понизившихся процентных ставок, оттока капитала и возрастания дефицита платежного баланса, что создает еще более благоприятные условия для роста чистого экспорта и совокупного дохода.
Следует отметить, что хотя ставка процента сначала снижается, а потом возрастает, в новой точке внутреннего и внешнего равновесия С она будет все же ниже своего первоначального значения (i3 <i1). Допустим, что первоначально сальдо счета капитала и текущего счета равны нулю. Если процентная ставка в конечном итоге превысит первоначальный уровень, то сальдо счета капитала вследствие притока капитала будет положительным, а чистый экспорт, соответственно, отрицательным (поскольку NX = -KA). Одновременно сократятся инвестиции, отрицательно зависящие от ставки процента. Если и инвестиции, и чистый экспорт сократятся, а потребление и государственные расходы экзогенно не изменялись, то совокупный доход Y также должен будет сократиться. Однако, как мы видели, доход возрос. Это оказалось возможным именно потому, что увеличились чистый экспорт и инвестиции, а новый уровень равновесной процентной ставки оказался ниже, чем был раньше [15, с. 86].
Стимулирующее воздействие на экономику может также оказать внешнеторговая политика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целенаправленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует увеличению совокупного спроса. В условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, поскольку происходящие в ее результате изменения сальдо торгового и платежного баланса требуют вмешательства Центрального банка для поддержания курса национальной валюты, последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода.
Рассмотрим теперь результаты стимулирующей денежно-кредитной политики при высокой мобильности капитала. Как и в случае с низкой мобильностью капитала, рост денежной массы приводит к росту совокупного спроса (кривая IM сдвигается вправо до положения LM2), понижая процентную ставку "до i2 и способствуя тем самым росту инвестиций и увеличению дохода до Y2 (рисунок 2.5). Однако теперь в ответ на такое же снижение процентной ставки возникает гораздо больший отток капитала и. следовательно, платежный баланс сводится с большим дефицитом. Понижение курса национальной валюты и стимулы к увеличению чистого экспорта, а значит, и дохода, в новой точке внутреннего равновесия В еще больше, чем в случае низкой мобильности капитала. Кривые IS и BP сдвигаются вправо в большей степени. Внутреннее и внешнее равновесие восстанавливаются в точке С, где доход значительно выше, а процентная ставка немного ниже их первоначальных значений.
i
LM1
LM2
BP1
i1 A BP2
i3 C
B
I2 IS2
IS1
Y
0 Y1 Y2 Y3
Рисунок 2.5 - Денежно – кредитная политика
Таким образом, высокая мобильность капитала способствует повышению эффективности денежно-кредитной политики. Доход значительно возрастает, что является результатом как прироста денежной массы, так и увеличения чистого экспорта вследствие снижения курса национальной валюты. Подчеркнем также, что в данном случае увеличение денежной массы стимулирует главным образом не внутренний, а внешний спрос. Как и в рассмотренном выше случае низкой мобильности капитала, ставка процента сначала падает, потом возрастает, но в итоге оказывается ниже первоначального уровня. Однако при высокой мобильности капитала это отклонение будет небольшим, и, следовательно, основным фактором увеличения дохода Y станет рост не инвестиций, а чистого экспорта.
3 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
При наличии большого и, тем более, господствующего в экономике государственного сектора (как в Беларуси) открытость национального хозяйства ограничивается также эффектом корпорации. То есть национальная экономика, или большая ее часть, выступает как единая корпорация в отношениях с внешнеэкономическими партнерами. Внутри этой громоздкой корпорации преобладает административная система управления и невозможна реальная рыночная конкуренция, что противоречит правилам ВТО и снижает способность к восприятию технологических и управленческих инноваций. Следует признать, что эффект корпорации позволяет активизировать внешнеэкономическую связь за счет концентрации государственных ресурсов, но только в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе такая политика неизбежно приводит к снижению национальной конкурентоспособности, ухудшению структуры экспорта и вытеснению национальной продукции с международных рынков. Для обеспечения эффективной открытости и включенности в процесс глобализации в этом случае необходимы существенное расширение рыночного сектора, диверсификация экономической политики и постепенный отказ от использования эффекта корпорации.
Таким образом, открытость переходной экономики реализуется в специфических условиях, как на микроуровне, так и макроуровне, что не вполне соответствует подходам, распространенным в белорусской экономической науке. В частности, определению открытой экономики как системы социально-экономических отношений между международными фирмами, национальными хозяйствами и региональными группировками по поводу движения потоков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В данном случае игнорируется не только рыночный характер отношений на микроуровне в конкретной национальной экономике, но и параметры, характеризующие степень открытости [9, c. 13].
Важнейшим критерием открытости уже сегодня является способность экономики к восприятию инноваций. Эффективное восприятие инноваций (новых совершенных технологий производства, новых форм организации и регулирования экономики на микро- и макроуровнях, совершенных технологий использования и утилизации результатов хозяйственной деятельности и др.) сегодня является более важным фактором экономического роста, чем наличие природных или финансовых ресурсов. Поскольку именно трудовые ресурсы являются основным фактором экономического роста со стороны предложения, трудовая миграция, как поток, несущий наиболее доступные и быстро внедряемые инновации, заслуживает особого внимания государств. В мировой экономике происходит интенсивное перераспределение трудовых ресурсов. Наиболее квалифицированные и трудоспособные ресурсы — носители инноваций, включаются в экономику наиболее развитых государств. Наименее квалифицированные и наименее трудоспособные — остаются в слаборазвитых странах, либо оседают в странах переходной экономики по причине невозможности эмиграции в развитые страны. Инновации в мировом хозяйстве движутся следующими основными потоками: во-первых, по каналам информации; во-вторых, посредством торговли услугами; в-третьих, по каналам миграции рабочей силы, то есть носителями инноваций являются иностранные рабочие, активно включающиеся в различные национальные социально-экономические системы, еще недавно бывшие моноэтническими. Во многих странах переходной экономики как приток, так отток инвестиций, наиболее активно осуществляется посредством трудовой миграции. В условиях дефицита внутренних и иностранных инвестиций приток рабочей силы является доступной формой получения инноваций. Однако отток квалифицированных национальных кадров становится фактором отставания и снижения конкурентоспособности национальной экономики. Политика регулирования трудовой миграции приобретает в условиях переходной экономики важное самостоятельное значение [10, c. 24].
Таблица 3.1 - Динамика показателей 2002 – 2010гг
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. | 26138 | 36565 | 49992 | 65067 | 79267 | 97165 | 128829 | 136790 | 162964 | 274282 |
в процентах к предыдущему году | 105,0 | 107,0 | 111,4 | 109,4 | 110,0 | 108,6 | 110,0 | 100,2 | 107,6 | 105,3 |
Продукция промышленности, млрд. руб. | 10501 | 18612 | 24912 | 33387 | 48530 | 62545 | 74770 | 123225 | 161934 | 162214 |
в процентах к предыдущему году | 107,8 | 105,9 | 104,5 | 107,1 | 115,9 | 110,5 | 111,4 | 97,2 | 111,3 | 105,2 |
Производство потребительских товаров, млрд. руб. | 4200 | 7185 | 7999 | 10329 | 13651 | 16155 | 16557 | 16601 | 17431 | 17563 |
в процентах к предыдущему году | 104,1 | 106,8 | 104,7 | 107,8 | 113,2 | 111,2 | 110,5 | 100,1 | 105,0 | 106,2 |
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. | 2734 | 4539 | 6521 | 7814 | 10545 | 12826 | 15095 | 26538 | 27069 | 28211 |
в процентах к предыдущему году | 109,3 | 101,8 | 100,7 | 106,6 | 106,0 | 104,4 | 108,6 | 101,3 | 102,0 | 106,65 |
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012
Из данных таблицы 3.1 следует, что валовой внутренний продукт в Республике Беларусь рос на протяжении всего рассматриваемого периода, но темпы роста были максимальны в 2004 году (111,4%), тот же вывод можно сделать и по всем остальным показателям, таким как продукция промышленности, сельского хозяйства, производство потребительских товаров.
В условиях переходной экономики наряду с традиционными критериями эффективной открытости, позволяющими определить общие тенденции включенности в систему мирохозяйственных связей, следует учитывать:
- уровень конкурентности (развитие свободной конкуренции) на внутреннем рынке;
- способность к восприятию инноваций на микроуровне и на макроуровне;
- наличие и уровень эффекта корпорации во внешнеэкономической деятельности;
- уровень реализации рыночных реформ (доля государства в собственности на средства производства) и характер государственного регулирования экономики [13, с. 100].
Таким образом, открытость сегодня является ключевым фактором экономического роста, условием эффективной интеграции переходной экономики в мировое хозяйство. Однако проблема открытости не может решаться на уровне стихийного рыночного саморегулирования. Решение этой проблемы должно стать важнейшим объектом научных исследований и основным направлением государственной экономической политики Беларуси, опирающейся на тщательный анализ динамики внутреннего и внешнего равновесия национальной экономики.
С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежная и кредитная политика. Это позволило обеспечить положительный уровень реальных процентных ставок, стабилизировать рыночный курс белорусского рубля и установить в 2000 г. единый курс белорусского рубля на валютном рынке, сохраняющийся и поныне [3, с. 33].
Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-октябре 2009 г. составил 45,4 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,6% больше, чем в январе-октябре 2008 г.
В таблице 3.2 приведены основные показатели состояния розничной торговли в Республике Беларусь.
Таблица 3.2 – Основные показатели состояния розничной торговли
Показатель | год | ||||||||||||||||||||||||
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||||||||
Розничный товарооборот: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
В фактически действовавших ценах, млрд. руб. | 46853 | 4197 | 8171 | 11910 | 15170 | 19452 | 25230 | 31062 | 38168 | 50915 | 54736 | 69732 | 109341 | ||||||||||||
В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | 77,2 | 111,8 | 128,2 | 111,5 | 110,3 | 111,5 | 120,0 | 117,4 | 114,8 | 120,5 | 103,2 | 117,1 | 107,1 | ||||||||||||
Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс. ед. | 30 | 30,8 | 29,7 | 29,6 | 31,1 | 32,8 | 34,2 | 35,4 | 36,1 | 36,5 | 43,4 | 45,7 | - | ||||||||||||
Число объектов общественного питания (на конец года), тыс. ед. | 9,3 | 8,7 | 8,9 | 8,8 | 8,7 | 10,0 | 10,5 | 10,8 | 11,1 | 11,4 | 11,7 | 12,0 | - |
Источник: Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012
Из данных таблицы 3.2 видно, что в республике на протяжении рассматрвиаемого периода объём розничного товарооборота рос, росло и число объектов общественного питания и розничной торговой сети.
Из таблицы 3.3 видно, что доля организаций частной формы собственности росло, при снижении доли государственных организаций.
В то же время снижается объём товарооборота организациями потребкооперации, при росте доли иностранных компаний.
Таблица 3.3 – Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в % к итогу)
Показатель | год | ||||||||||||
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Розничный товарооборот всего: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по формам собственности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная | 37,6 | 24,9 | 21,2 | 20,4 | 18,4 | 16,9 | 15,8 | 15,4 | 15,0 | 14,6 | 14,5 | 12,2 | 11,7 |
Частная | 62,1 | 74,3 | 77,4 | 78 | 79,8 | 81,2 | 81,9 | 81,5 | 81,9 | 82,1 | 81,9 | 83,9 | 84,3 |
Из неё организации потребкооперации | 16,1 | 13,9 | 12,6 | 11,0 | 10,2 | 10,3 | 9,7 | 9,9 | 9,7 | 9,4 | 9,8 | 9,2 | 9,0 |
иностранная | 0,3 | 0,8 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 2,3 | 3,1 | 3,1 | 3,3 | 3,6 | 3,9 | 4,0 |
Информация о работе Взаимодействие финансового и реального секторов экономики