Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать особенности применения инструментов макроэкономического регулирования с учётом взаимосвязи денежного и товарного рынков в модели IS-LM.
Введение 3
1 Характеристика финансового и реального секторов экономики 5
2 Формы взаимодействия финансового и реального секторов
экономики 16
3 Процесс формирования институциональных основ финансового
и реального секторов экономики Беларуси 23
Заключение 37
Список использованных источников 39
- прекратить необоснованное вмешательство налоговых органов в организацию бухгалтерского учета. Диктуемые налоговыми органами изменения бухгалтерского учета часто противоречат основным принципам его ведения. В результате необъективность бухгалтерского учета отпугивает потенциальных иностранных инвесторов, поскольку они не имеют возможности дать реальную оценку финансового положения и перспектив развития предприятий в республике;
- обеспечить транспарентность бюджетов всех уровней за счет введения законодательной нормы обязательной периодической публикации бюджетной отчетности по республиканскому и местным бюджетам по всем разделам бюджетной классификации, а также по реализации государственных программ и работ органов государственного управления.
Для повышения эффективности хозяйствования следует создать действенные стимулы к накоплению собственности во всех ее формах с приоритетом производственного накопления.
Предлагаемые меры по совершенствованию бюджетно-налоговой политики позволят расширить налоговую базу, оптимизировать расходную часть консолидированного бюджета и выделять больше средств для технического перевооружения реального сектора экономики и повышения конкурентоспособности белорусских товаров. Это, в свою очередь, будет способствовать выводу промышленности из кризисного состояния, увеличит ее вклад в доходы бюджета и создаст условия для решения стоящих перед страной социально-экономических проблем.
Основным условием обеспечения долговременной устойчивости денежно-кредитной системы является ее соответствие потребностям экономики и, прежде всего, ее реального сектора. Проблема состоит в том, что сегодня денежно-кредитная сфера Республики Беларусь (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений [7, с. 46].
В таблице 3.5 приведена динамика денежных агрегатов в Республике Беларусь в 2000-2009 гг.
Таблица 3.5 – динамика денежных агрегатов в Республике Беларусь в 2000-2010 гг., млрд. руб.
Показатель | 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Денежная масса М2 | 283,9 | 3408,3 | 5388,3 | 8594,9 | 12415,6 | 16764,6 | 20541,7 | 20737,0 | 25399,3 |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличные деньги в обороте М0 | 86,9 | 926,4 | 1339,4 | 2016,4 | 2818,3 | 3323,2 | 3836,2 | 3647,2 | 4493,9 |
безналичные средства | 197,0 | 2481,9 | 4048,9 | 6578,5 | 9597,3 | 13441,4 | 16705,5 | 17089,8 | 19025,1 |
Удельный вес М0 в М2, % | 30,6 | 27,2 | 24,9 | 23,5 | 22,7 | 19,8 | 18,7 | 17,6 | 17,9 |
Источник: Интернет – ресурс: Официальный сайт национального банка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by. Дата доступа 01.12.2011.
Из данных таблицы 3.5 следует, что в численном выражении показатели денежной массы М0 и М2 росли, однако в относительном исчислении удельный вес агрегата М0 в агрегате М2 имеет тенденцию к снижении. В частности с 2004 по 2011 год он снизился с 27,2 до 17,6% [17].
Сальдо операций участников внутреннего валютного рынка в январе 2011 г. определялось, в первую очередь, состоянием платежного баланса страны и характеризовалось снижением чистой покупки иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования-резидентов, нерезидентов (банки и субъекты хозяйствования) и населения.
В январе 2011 г. субъекты хозяйствования-резиденты продали 1,03 млрд. долларов СШЛ. купили 1.44 млрд. долларов США. что соответственно на 13,1 процента (или на 0,12 млрд. долларов СШЛ) выше и на 2,8 процента (или на 40,7 млн. долларов США) ниже уровня валовой продажи и покупки иностранной валюты в январе 2010 г. Чистый спрос па иностранную валюту субъектов хозяйствования-резидентов в январе 2011 г. составил 0,41 млрд. долларов США (в январе 2010 г. - 0,57 млрд. долларов США), снизившись относительно декабря 2010 г. на 72,1 процента, или на 1,05 млрд. долларов США [17]. Значительный объем (79 процентов) покупки иностранной валюты субъектами хозяйствования - резидентами в январе 201 I г. был направлен на погашение кредитов (0,34 млрд. долларов СШЛ. или 23,7 процента от общего объема покупки), закупку сырья к материалов (0,29 млрд. долларов США или 20,3 процента), оплату топливно-энергетических ресурсов (0,27 млрд. долларов США. или 18,5 процента) и закупку оборудования и комплектующих (0,24 млрд. долларов США или 16,5 процента) [17]. Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2) на 1 февраля 2011 г. сформировалась в объеме 25,53 трлн. рублей и за январь 2011 г. снизилась на 3,4 процента (за январь 2010 г. - на 9,3 процента) [17].
Скорость обращения денежного агрегата М2 в среднегодовом исчислении с 1 февраля 2010 г. по 1 февраля 2011 г. снизилась на 8,55 процента. Уровень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой рублёвой денежной массе, в январе 2011 г. составил 14,2 процента против 13 процентов в январе 2010 г [17].
Сокращение рублевой денежной массы в январе 2011 г. сложилось за счет снижения переводных рублевых депозитов юридических лиц при росте всех остальных ее составляющих [17].
Активная рублевая денежная масса за январь 2011 г. сезонно снизилась на 10,4 процента, или на 1,4 трлн. рублей (за январь 2010 г. - снизилась на 21,6 процента). Ее удельный вес в структуре денежного агрегата М2 на 1 февраля 2011 г. составил 47,9 процента и сократился за январь на 3,8 процентного пункта [17].
Вывод: В Республике Беларусь практика государственного регулирования постепенно пришла именно к такому сочетанию фискальной, монетарной и внешнеторговой политик. Были отменены экспортные пошлины, экспорт многих товаров был освобожден от НДС, акцизов и некоторых других налогов, начала проводиться политика стимулирования импортозамещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.
Значение и функции рынка товаров и услуг: удовлетворение потребностей домашних хозяйств; получение дохода предпринимательским сектором; создание общественных благ;
На нем потребляется основная часть валового национального продукта.
Определяющей характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.
Рынок делится на: рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный).
Финансовый рынок — это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии.
Основными элементами финансового рынка (рынками в более узком значении) являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Макроэкономическое, или общее экономическое, равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Экономисты выделяют и другие виды макроэкономического равновесия. Это равенство между ресурсами и их использованием, производством и потреблением, материальными и финансовыми потоками, сбережениями и инвестициями. Но главным является равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, без которого рыночная экономика не может развиваться.
Высокая мобильность капитала способствует повышению эффективности денежно-кредитной политики. Доход значительно возрастает, что является результатом как прироста денежной массы, так и увеличения чистого экспорта вследствие снижения курса национальной валюты. Подчеркнем также, что в данном случае увеличение денежной массы стимулирует главным образом не внутренний, а внешний спрос. Как и в рассмотренном выше случае низкой мобильности капитала, ставка процента сначала падает, потом возрастает, но в итоге оказывается ниже первоначального уровня. Однако при высокой мобильности капитала это отклонение будет небольшим, и, следовательно, основным фактором увеличения дохода Y станет рост не инвестиций, а чистого экспорта.
В Беларуси деловая активность поддерживается участием государства в управлении хозяйственной деятельностью предприятий, в том числе и через доведение соответствующих прогнозных заданий. Кроме того, многие белорусские предприятия получают государственную финансовую поддержку. В стране принимаются активные меры по сохранению минимального уровня безработицы и поддержанию доходов населения на достаточно высоком уровне, что ограничивает возможности возникновения дефляционного сценария. В связи с этим для экономики нашей страны в настоящее время характерна инфляционная модель развития. Любая экономическая модель развития предполагает воздействие на две составляющие: на совокупный спрос и совокупное предложение. В дефляционной модели приоритет отдается стимулированию спроса. В инфляционной предполагается, что для снижения цен необходимо увеличить предложение товаров, что позволит сбалансировать денежную массу и товарное предложение. Поскольку для Беларуси в настоящее время характерна инфляционная модель, то необходимо задействовать рычаги увеличения совокупного предложения.
1 Абчук, Т. Государственное влияние на процесс реформ в странах с переходной экономикой / Т. Абчук // Веснiк Беларускага Дзяржаунага эканамiчнага Унiверсiтэта. – 2009. - № 6. – С. 43.
2 Александрович, Я.М. Стратегические цели и направления устойчивого развития РБ / Я.М. Александрович // Белорусский экономический журнал. 2010. - № 1. - С. 4-5.
3 Богданович, А.В. Проблемы перехода РБ к устойчивому развитию / А.В. Богданович // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - №1. - С. 33 – 35.
4 Бразин, Б. Государственное регулирование – ведущий фактор устойчивого развития экономики / Б. Бразин // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №6. – С. 38.
5 Гусаков, Б. Мировой кризис. Взгляд на причины / Б. Гусаков // Финансы. Учёт. Аудит. – 2010.- №1. – С. 29-31.
6 Кириченко, В. Усиление государственного регулирования / В. Кириченко // Российский экономический журнал. – 2009. - №2. – С. 3.
7 Козбаненко, В. Формы и методы государственного управления / В. Козбаненко // Проблемы теории и практики управления -2009. - №2 – стр. 46
8 Нуреев, Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики / Р. Нуреев // Экономист. – 2010. - №2. – С. 51-57.
9 Полоник, С. Тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь / С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Экономики Республики Беларусь. - 2009. - №6. – С. 13-19.
10 Потапова, И.О. Национальная стратегия устойчивого развития экономики и проблемы ее выполнения в Республике Беларусь / И.О. Потапова // Бухгалтерский учет и анализ. - 2009. - №5. – С. 24-27.
11 Прокопович, П.П. Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики за 2008 год и задачах банковской системы на 2009 год / П.П. Прокопович // Банковский вестник. – 2009. - №2. – С. 47-51.
12 Сверж, А. Мировая экономика и мировые финансовые рынки / А. Сверж // ФУА. - 2009. - №6. – С. 25 – 27.
13 Сощенко, А. Особенности переходной экономики и её специфика в РБ // Веснiк Беларускага Дзяржаунага эканамiчнага Унiверсiтэта. – 2010. - № 3. – С. 100.
14 Тихонов, А. Макросистема и практические проблемы экономической политики / А. Тихонов // Белорусский банковский бюллетень. - 2009. - № 21. – 20-22.
15 Юдин, Г. Кейнсианская доктрина в исторической ретроспективе / Г. Юдин // Экономист. - 2009. - №2. – С. 84-90.
16 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012
17 Интернет – ресурс: Официальный сайт национального банка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by. Дата доступа: 09.03.2012
Информация о работе Взаимодействие финансового и реального секторов экономики