Взаимодействие финансового и реального секторов экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является показать особенности применения инструментов макроэкономического регулирования с учётом взаимосвязи денежного и товарного рынков в модели IS-LM.

Содержание

Введение 3


1 Характеристика финансового и реального секторов экономики 5

2 Формы взаимодействия финансового и реального секторов
экономики 16

3 Процесс формирования институциональных основ финансового
и реального секторов экономики Беларуси 23


Заключение 37


Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие финансового и реального секторов экономики_ Потехина.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

              - прекратить необоснованное вмешательство налоговых органов в организацию бухгалтерского учета. Диктуемые налоговыми органами изменения бухгалтерского учета часто противоречат основным принципам его ведения. В результате необъективность бухгалтерского учета отпугивает потенциальных иностранных инвесторов, поскольку они не имеют возможности дать реальную оценку финансового положения и перспектив развития предприятий в республике;

              - обеспечить транспарентность бюджетов всех уровней за счет введения законодательной нормы обязательной периодической публикации бюджетной отчетности по республиканскому и местным бюджетам по всем разделам бюджетной классификации, а также по реализации государственных программ и работ органов государственного управления.

              Для повышения эффективности хозяйствования следует создать действенные стимулы к накоплению собственности во всех ее формах с приоритетом производственного накопления.

              Предлагаемые меры по совершенствованию бюджетно-налоговой политики позволят расширить налоговую базу, оптимизировать расходную часть консолидированного бюджета и выделять больше средств для технического перевооружения реального сектора экономики и повышения конкурентоспособности белорусских товаров. Это, в свою очередь, будет способствовать выводу промышленности из кризисного состояния, увеличит ее вклад в доходы бюджета и создаст условия для решения стоящих перед страной социально-экономических проблем.

              Основным условием обеспечения долговременной устойчивости денежно-кредитной системы является ее соответствие потребностям экономики и, прежде всего, ее реального сектора. Проблема состоит в том, что сегодня денежно-кредитная сфера Республики Беларусь (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений [7, с. 46].

              В таблице 3.5 приведена динамика денежных агрегатов в Республике Беларусь в 2000-2009 гг.

Таблица 3.5 – динамика денежных агрегатов в Республике Беларусь в 2000-2010 гг., млрд. руб.

Показатель

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Денежная масса М2

283,9

3408,3

5388,3

8594,9

12415,6

16764,6

20541,7

20737,0

25399,3

В том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличные деньги в обороте М0

86,9

926,4

1339,4

2016,4

2818,3

3323,2

3836,2

3647,2

4493,9

безналичные средства

197,0

2481,9

4048,9

6578,5

9597,3

13441,4

16705,5

17089,8

19025,1

Удельный вес М0 в М2, %

30,6

27,2

24,9

23,5

22,7

19,8

18,7

17,6

17,9

Источник: Интернет – ресурс: Официальный сайт национального банка Республики Беларусь. Режим доступа:  http://www.nbrb.by. Дата доступа 01.12.2011.

 

Из данных таблицы 3.5 следует, что в численном выражении показатели денежной массы М0 и М2 росли, однако в относительном исчислении удельный вес агрегата М0 в агрегате М2 имеет тенденцию к снижении. В частности с 2004 по 2011 год он снизился с 27,2 до 17,6% [17].

Сальдо операций участников внутреннего валютного рынка в январе 2011 г. определялось, в первую очередь, состоянием платежного баланса страны и характеризо­валось снижением чистой покупки иностранной валюты со стороны субъектов хозяй­ствования-резидентов, нерезидентов (банки и субъекты хозяйствования) и населения.

В январе 2011 г. субъекты хозяйствования-резиденты продали 1,03 млрд. долларов СШЛ. купили 1.44 млрд. долларов США. что соответственно на 13,1 процента (или на 0,12 млрд. долларов СШЛ) выше и на 2,8 процента (или на 40,7 млн. долларов США) ниже уровня валовой продажи и покупки иностранной валюты в январе 2010 г. Чистый спрос па иностранную валюту субъектов хозяйствования-резидентов в январе 2011 г. со­ставил 0,41 млрд. долларов США (в январе 2010 г. - 0,57 млрд. долларов США), снизив­шись относительно декабря 2010 г. на 72,1 процента, или на 1,05 млрд. долларов США [17]. Значительный объем (79 процентов) покупки иностранной валюты субъектами хозяйствования - резидентами в январе 201 I г. был направлен на погашение кредитов (0,34 млрд. долларов СШЛ. или 23,7 процента от общего объема покупки), закупку сырья к материалов (0,29 млрд. долларов США или 20,3 процента), оплату топливно-энергетических ресурсов (0,27 млрд. долларов США. или 18,5 процента) и закупку оборудования и комплектующих (0,24 млрд. долларов США или 16,5 процента) [17]. Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2) на 1 февраля 2011 г. сформировалась в объеме 25,53 трлн. рублей и за январь 2011 г. сни­зилась на 3,4 процента (за январь 2010 г. - на 9,3 процента) [17].

Скорость обращения денежного агрегата М2 в среднегодовом исчислении с 1 февраля 2010 г. по 1 февраля 2011 г. снизилась на 8,55 процента. Уровень монетиза­ции экономики, рассчитанный по среднегодовой рублёвой денежной массе, в январе 2011 г. составил 14,2 процента против 13 процентов в январе 2010 г [17].

Сокращение рублевой денежной массы в январе 2011 г. сложилось за счет сниже­ния переводных рублевых депозитов юридических лиц при росте всех остальных ее составляющих [17].

Активная рублевая денежная масса за январь 2011 г. сезонно снизилась на 10,4 процента, или на 1,4 трлн. рублей (за январь 2010 г. - снизилась на 21,6 процента). Ее удельный вес в структуре денежного агрегата М2 на 1 февраля 2011 г. составил 47,9 процента и сократился за январь на 3,8 процентного пункта [17].

Вывод: В Республике Беларусь практика государственного регулирования постепенно пришла именно к такому сочетанию фискальной, монетарной и внешнеторговой политик. Были отменены экспортные пошлины, экспорт многих товаров был освобожден от НДС, акцизов и некоторых других налогов, начала проводиться политика стимулирования импортозамещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.

Значение и функции рынка товаров и услуг: удовлетворение потребностей домашних хозяйств; получение дохода предпринимательским сектором; создание общественных благ;

На нем потребляется основная часть валового национального продукта.

Определяющей характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.

Рынок делится на: рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный).

Финансовый рынок — это совокупность экономиче­ских отношений, связанных с распределением финансо­вых ресурсов, куплей-продажей временно свободных де­нежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ре­сурсы и ценные бумаги. Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресур­сов предприятий и сбережений населения между субъ­ектами хозяйствования и отраслями экономики, «свя­зывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без де­нежной эмиссии.

              Основными элементами финансового рынка (рынками в более узком значении) являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Макро­экономическое, или общее экономическое, равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда существует равнове­сие между совокупным спросом и совокупным предложением. Экономисты выделяют и другие виды макроэкономического рав­новесия. Это равенство между ресурсами и их использованием, производством и потреблением, материальными и финансовыми потоками, сбережениями и инвестициями. Но главным является равновесие между совокупным спросом и совокупным предло­жением, без которого рыночная экономика не может развиваться.

Высокая мобильность капитала способствует повышению эффек­тивности денежно-кредитной политики. Доход значительно возрастает, что является ре­зультатом как прироста денежной массы, так и увеличения чистого экспорта вследствие снижения курса национальной валюты. Подчеркнем также, что в данном случае увеличение денежной массы стимулирует главным образом не внутренний, а внешний спрос. Как и в рассмотренном выше случае низкой мобильности капитала, ставка процента сначала падает, потом возрастает, но в итоге оказывается ниже первоначального уровня. Однако при высокой мобильности капитала это отклонение будет небольшим, и, следовательно, основным фактором увеличения дохода Y станет рост не инвестиций, а чистого экспорта.

В Беларуси деловая ак­тивность поддерживает­ся участием государства в управлении хозяйственной деятельностью предприя­тий, в том числе и через до­ведение соответствующих прогнозных заданий. Кроме того, многие белорусские предприятия получают государственную финансовую поддержку. В стране прини­маются активные меры по сохранению минимального уровня безработицы и под­держанию доходов населе­ния на достаточно высоком уровне, что ограничивает возможности возникновения дефляционного сценария. В связи с этим для экономики нашей страны в настоящее время характерна инфля­ционная модель развития. Любая экономическая модель развития пред­полагает воздействие на две составляющие: на совокуп­ный спрос и совокупное предложение. В дефляционной модели приоритет отдается стимулированию спроса. В инфляционной предполагает­ся, что для снижения цен не­обходимо увеличить предло­жение товаров, что позволит сбалансировать денежную массу и товарное предложе­ние. Поскольку для Беларуси в настоящее время характер­на инфляционная модель, то необходимо задействовать рычаги увеличения совокупного предложения.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Абчук, Т. Государственное влияние на процесс реформ в странах с переходной экономикой / Т. Абчук // Веснiк Беларускага Дзяржаунага эканамiчнага Унiверсiтэта. – 2009. - № 6. – С. 43.

2 Александрович, Я.М. Стратегические цели и направления устойчивого развития РБ / Я.М. Александрович // Белорусский экономический журнал.  2010. - № 1. - С. 4-5.

3 Богданович, А.В. Проблемы перехода РБ к устойчивому развитию / А.В. Богданович // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - №1. - С. 33 – 35.

4 Бразин, Б. Государственное регулирование – ведущий фактор устойчивого развития экономики / Б. Бразин // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №6. – С. 38.

5 Гусаков, Б. Мировой кризис. Взгляд на причины / Б. Гусаков // Финансы. Учёт. Аудит. – 2010.- №1. – С. 29-31.

6 Кириченко, В. Усиление государственного регулирования / В. Кириченко // Российский экономический журнал. – 2009. - №2. – С. 3.

7 Козбаненко, В. Формы и методы государственного управления / В. Козбаненко // Проблемы теории и практики управления -2009. - №2 – стр. 46

8 Нуреев, Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики / Р. Нуреев // Экономист. – 2010. - №2. – С. 51-57.

9 Полоник, С. Тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь / С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Экономики Республики Беларусь. - 2009. - №6. – С. 13-19.

10 Потапова, И.О. Национальная стратегия устойчивого развития экономики и проблемы ее выполнения в Республике Беларусь / И.О. Потапова // Бухгалтерский учет и анализ. - 2009. - №5. – С. 24-27.

11 Прокопович, П.П. Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики за 2008 год и задачах банковской системы на 2009 год / П.П. Прокопович // Банковский вестник. – 2009. - №2. – С. 47-51.

12 Сверж, А. Мировая экономика и мировые финансовые рынки / А. Сверж // ФУА. - 2009. - №6. – С. 25 – 27.

13 Сощенко, А. Особенности переходной экономики и её специфика в РБ // Веснiк Беларускага Дзяржаунага эканамiчнага Унiверсiтэта. – 2010. - № 3. – С. 100.

14 Тихонов, А. Макросистема и практические проблемы экономической политики / А. Тихонов // Белорусский банковский бюллетень. - 2009. - № 21. – 20-22.

15 Юдин, Г. Кейнсианская доктрина в исторической ретроспективе / Г. Юдин // Экономист. - 2009. - №2. – С. 84-90.

              16 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 09.03.2012

17 Интернет – ресурс: Официальный сайт национального банка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by. Дата доступа: 09.03.2012

 

 

 

 

 



Информация о работе Взаимодействие финансового и реального секторов экономики