Взаимосвязь специализации, кооперации и концентрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:20, реферат

Краткое описание

Разделение труда ведет к дифференциации его отдельных видов, а их концентрация на основе увеличения до экономически рациональных размеров обеспечивает массовое повторение операций и процессов, т.е. массовое или специализированное производство. Отсюда можно сделать вывод, что специализация является как следствием общественного разделения труда, так и результатом концентрации однородного производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……....…………………………………………………………3
Специализация...………………………………………………….…….4
Кооперация………………………………………………...……………6
Концентрация……………………………………..…………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……14
Список использованной литературы……………..……….15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат - кооперация.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА»

 

Институт экономики  и финансов

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Взаимосвязь специализации, кооперации и концентрации

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  студентка 52 группы

Новикова Н.В.

Преподаватель: Соломаха С.И.

 

 

 

 

 

 

Омск -  2012 
Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……....…………………………………………………………3

  1. Специализация...………………………………………………….…….4
  2. Кооперация………………………………………………...……………6
  3. Концентрация……………………………………..…………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……14

Список  использованной литературы……………..……….15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Концентрация, специализация и кооперирование на предприятии относятся к современным формам организации производства.

Уровень развития производительных сил и производственных отношений общества характеризуется степенью развития разделения труда и его обобществления. Разделение и обобществление труда находят свое выражение непосредственно в производственных процессах в виде дифференциации и концентрации операций по изготовлению продукции.

Разделение труда ведет  к дифференциации его отдельных  видов, а их концентрация на основе увеличения до экономически рациональных размеров обеспечивает массовое повторение операций и процессов, т.е. массовое или специализированное производство. Отсюда можно сделать вывод, что специализация является как следствием общественного разделения труда, так и результатом концентрации однородного производства.

Под кооперированием  понимают производственные связи предприятий по совместному производству конечной продукции.

 

1. Специализация

 

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации  производства. В промышленности частное  разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.

Единичное разделение труда  представляет собой специализацию  внутри предприятия. Специализация  предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.

В промышленности различают  следующие формы специализации:

1) предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);

2) подетальная специализация. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы;

3) стадийная, или технологическая, специализация. При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;

4) специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.

В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую  и межгосударственную специализацию.

Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства.

Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:

- коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;

- коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

- коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

- широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.

 

2. Кооперация

 

Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

В соответствии с формами  специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

1) предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;

2) подетальнее кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);

3) технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).

Основным показателем  уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

Косвенным показателем  уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.

В определенной мере уровень  кооперирования характеризует и  радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между  собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

  • внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
  • межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
  • внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли;
  • межотраслевые — при кооперировании заводов разных отраслей.

С точки зрения приближения поставщиков к потребителями сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.

 

3. Концентрация

 

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

  • увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия),
  • увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
  • развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты);
  • развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

  • увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
  • применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
  • одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного,
  • развития комбинирования взаимосвязанных производств.

С экономической точки  зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так  и относительные показатели, поэтому  и различают абсолютную и относительную  концентрацию.

Абсолютная  концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов, среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.

Известно, что объем  выпускаемой продукции зависит  от величины задействованных производственных ресурсов, т.е. от величины переменного  и постоянного капитала. Но поскольку  на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

На предприятии объем  выпуска продукции может быть увеличен за счет наиболее полного  использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если на предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то в этом случае увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. В первом случае экономический эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Крупные предприятия  имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

  • являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла “наука — производство”, т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
  • легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
  • создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
  • с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
  • больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
  • достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.

Информация о работе Взаимосвязь специализации, кооперации и концентрации