Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:50, реферат
Целью работы является исследование взаимосвязи экономических и культурных процессов в России в XIX в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Выявить особенности экономических процессов в России в XIX в.;
o Определить аспекты культурных процессов в России в XIX в.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В XIX В. 4
2. АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В XIX В. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Московский Государственный Университет
им.
Ломоносова
Реферат
По
дисциплине : «История
экономических учений»
На тему:
Студентка 3 курса , м305 группы
Цай Юнь
Москва
2010
Содержание
Введение
Актуальность.
Российская империя вступила в XIX в. с блестящим фасадом великодержавного могущества и тяжелым грузом все нарастающих социально-экономических и внутриполитических проблем. Политический курс Александра I (1801— 1825) в начале правления характеризовался напряженным поиском путей реформирования доставшегося в наследство неповоротливого и громоздкого чиновничье-государственного аппарата. Российское самодержавие стремилось лавировать между проведением консервативных и либеральных мероприятий, частично реорганизуя различные звенья государственного управления.
Необходимо заметить, что с изложенных позиций более чем актуально рассмотреть взаимосвязь экономических и культурных процессов в России в XIX в.
Целью работы является исследование взаимосвязи экономических и культурных процессов в России в XIX в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Особенности экономических процессов в России в XIX в.
С 1802 г. финансовую политику стало осуществлять Министерство финансов, а курс министерства определялся взглядами министра. В начале XIX в. перед Россией стояли проблемы бюджетного дефицита, обусловленного военными расходами, и обесценения бумажных денег. В 1804 г. за 1 руб. ассигнациями давали 77 коп. серебром. Для покрытия дефицита бюджета министерство эмитировало новые ассигнации, что обесценивало их еще больше. Так, в 1810 г. курс ассигнации упал до 25 коп.1
Финансовая стабилизация была поручена выдающемуся государственному деятелю М.М. Сперанскому. Он прибег к жестким и крайне непопулярным мерам. Были сокращены эмиссия и бюджетные расходы, повышены налоги. Обращающиеся ассигнации объявлялись государственным долгом, часть которого подлежала выкупу за счет приватизации казенных лесов, оброчных статей, сдаваемых в аренду имений. Государство выпустило семилетние 6%-ные облигации, погашение которых осуществлялось серебряными монетами. Однако опала М.М. Сперанского и начавшаяся Отечественная война 1812 г. привели к отказу от плана стабилизации.
В 1815 г. курс ассигнации колебался в пределах 20 коп. серебром. Мтобы изъять из обращения излишек бумажных денег, правительство в 1818-1822 гг. прибегло к внутренним займам. Несмотря на то что денежная масса уменьшилась на 1/4, курс не повысился. Чтобы расплатиться с внутренними займами, правительству пришлось прибегнуть к внешним займам в Голландии и Англии.
Справиться с упомянутыми проблемами удалось Министерству финансов, возглавляемому Е.Ф. Канкриным (1823— 1844). Вместо внешних займов акцент был сделан на внутренние заимствования. В качестве основного кредитора казны выступали государственные коммерческие банки. Государство эмитировало казначейские билеты, которые были одновременно средством платежа и ценными бумагами с определенным сроком обращения, процентом прибыли.
Денежная реформа. Одной из основных проблем денежного обращения системы были колебания курсовой разницы ассигнаций и серебряных денег. В 1830-е гг. при сделках использовали условную счетную единицу — «счетный рубль», по которому 4 руб. ассигнациями соответствовали 1 руб. серебром. Цены в «счетных рублях» не зависели от колебаний курса ассигнаций и серебра. При этом курс ассигнаций имел тенденцию к некоторому росту, а курс серебра снижался. Чтобы снизить потери при сделках, появилась система платежей - разницы между курсами. Они рассчитывались по среднепропорциональному курсу между «счетным рублем» и действительным курсом.
Для упрощения расчетов правительство в 1834 г. запретило совершать письменные сделки по «простонародному лажу». Была учреждена депозитная касса для вкладов серебряными деньгами, вместо которых выпускались депозитные билеты. Они обращались наряду с серебряными монетами без «лажа».2
В 1839 г. главным платежным средством страны была объявлена серебряная монета. Ее курс был строго фиксированным - серебряный рубль приравнивался к 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Все сделки должны были заключаться в серебряном эквиваленте, а рассчитываться по ним можно было и в ассигнациях по установленному курсу. С 1843 по 1851 г. происходил обмен ассигнаций и депозитных билетов на кредитные билеты, которые в свою очередь свободно обменивались на серебро по курсу один к одному. Финансовая реформа привела к установлению серебряного монометаллизма и в мирное время обеспечила бесперебойное функционирование платежной системы. Однако достигнутая финансовая стабилизация не выдержала бремени разорительной Крымской войны.
Налоговая система. До середины XIX в. подушная подать была важной составной частью доходов государства и служила знаком социальной дискриминации. Свобода от подушной подати была привилегей. Изначально от нее освобождались дворяне и духовенство, затем гильдейское купечество, именитые граждане, к середине века жители городов - мещане.3
Наряду с подушной податью важным источником государственных доходов была оброчная подать с государственных крестьян. Оброчная подать представляла собой земельную ренту, взимавшуюся государством как собственником земли. Наибольший рост оброка наблюдался в первые десятилетия XIX в., когда Россия вела непрерывные войны против Франции. Однако позднее государство несколько компенсировало рост рентных платежей, проведя реформу государственной деревни.
Особо следует выделить установление временного подоходного налога с помещичьих земель после 1812 г. Дворяне должны были добровольно декларировать свои доходы и отдавать от 1 до 10 % в зависимости от суммы доходов. Для российских подданных, проживавших за границей, подоходный налог устанавливался до 20 %. Принцип прогрессивного подоходного налогообложения был характерной чертой буржуазного строя. Появление данного налога в крепостнической России, да еще в отношении дворянства, свидетельствовало о катастрофическом положении государственных финансов. С выправлением ситуации налог был отменен. В 30-40-е гг. XIX в. в России появились первые акцизы -косвенные налоги на предметы массового потребления, входящие в цену товара. При этом товар реализовался на свободном рынке без монополий и откупов. Были введены акцизы на табак и сахар.
В 1827 г. казенная продажа спиртных напитков была заменена откупами, что повысило поступления в бюджет. К середине века питейные деньги стали одним из основных источников государственных доходов, на них приходилось до 40 %. доходов казны. Значимость питейных денег можно проиллюстрировать двумя фактами. После Отечественной войны 1812 г. граф А.А. Аракчеев разработал проект отмены крепостного права. В его основе лежал принцип выкупа крестьян с землей у помещиков за счет средств, полученных государством от продажи водки. Учитывая значительные размеры данной доходной статьи, можно было рассчитывать на быстрый выкуп, а увеличение потребления алкоголя только приблизило бы желанную свободу. А в середине XIX в. среди крестьян ряда губерний развернулось «трезвенное движение», целью которого было снижение непомерно высоких цен, установленных на водку и вино откупщиками.
Таким образом, налоговая система сохранила крепостнический характер. Дворянство и духовенство не платили личных налогов, обложение купечества было незначительным. Основное бремя податей и сборов лежало на крестьянстве.
После Крымской войны и с началом крестьянской реформы перед правительством встало несколько серьезных финансовых проблем. Резко возрос дефицит бюджета, эмиссия вызвала обесценение кредитных билетов, требовалось изыскать средства для предоставления крестьянам кредита по выкупным операциям. Основными способами борьбы с дефицитом были эмиссия, внутренние и внешние займы. Государственный долг страны в 1887 г. составил около 6,5 млрд руб. при годовом доходе бюджета около 800 млн руб. На обслуживание долговых обязательств тратилась значительная часть бюджета.
Для стабилизации денежного обращения во второй половине 50-х — начале 60-х гг. XIX в. правительство осуществляло свободный размен кредитных билетов на золото и серебро.4 В итоге значительная часть драгоценных металлов оказалась в руках иностранцев и россиян, активно вывозивших их за рубеж. Разменный фонд металлических денег по отношению к кредитным билетам значительно сократился, и правительство прекратило обмен.
При проведении выкупной операции с дворян были взысканы долги казенным кредитным учреждениям. Оставшуюся часть средств государство выдавало не только наличными деньгами, но и долговыми процентными обязательствами. К моменту отмены выкупных платежей в 1907 г. оказалось, что вместе с процентами сумма, которую заплатили крестьяне казне, была в два раза больше, чем сумма стоимости надельной земли в 60-е гг. XIX в.
В 1860 г. был создан Государственный банк, правительство поощряло создание сети коммерческих банков, что способствовало складыванию банковской системы. Стали официально публиковаться данные о доходах и расходах государства. Денежные средства расходовались только через Министерство финансов, а созданный Государственный контроль проводил ревизии целевого использования бюджетных денег.
Чтобы профинансировать широкомасштабные реформы, была резко увеличена подушная подать. По сути, крестьяне профинансировали либеральные реформы, от которых выиграло все общество. В 1882—1886 гг. подушная подать была отменена. Исчезло важное податное отличие крестьян от сословий дворян, духовенства, купечества, мещанства. Основным прямым налогом после отмены подушной подати стал поземельный налог, также переложенный на крестьян. За одну десятину земли крестьянин платил 84 коп. в год, а помещик — 25 коп. Вторым по значимости прямым налогом являлся промысловый налог на промышленные и торговые заведения, введенный в 1863 г. С 1898 г. промысловый налог уплачивался посредством приобретения промысловых свидетельств, которые открывали дорогу к занятию торговлей и предпринимательством всем сословиям империи. Введение поземельного, промыслового налогов и налога с городской недвижимости включило в число налогоплательщиков дворян и духовенство.
С 1860-х гг. правительство отказалось от откупной системы и перешло к акцизам на товары массового спроса: водка, сахар, хлопчатобумажные ткани, спички, табак, керосин. Акцизная система приносила государству больший доход, чем откупа, поскольку население потреблять стало потреблять больше товаров в силу роста благосостояния и ликвидации посредников-откупщиков. Однако в 1895 г. государство восстановило казенную винную монополию. Цены на спиртные напитки неоднократно поднимались, что позволило получать от монополии от 20 до 30 % доходной части бюджета. Таким образом, продолжалась политика государственной эксплуатации пристрастия российского населения к алкоголю.
Наряду с акцизами и винной монополией двумя другими весомыми источниками бюджетных доходов были таможенные пошлины и железнодорожные тарифы. Пошлины выросли в 1890-е гг., когда по инициативе СЮ. Витте был введен протекционистский тариф. По сравнению с 1868 г. импортные пошлины на рельсы возросли в 4,5 раза, а на чугун -в десять раз. Экспортные пошлины практически не применялись. Более того, правительство выдавало премии за экспорт отдельных товаров. Железные дороги превратились в основную транспортную артерию страны, совершив настоящий технический переворот в средствах передвижения товаров и пассажиров. Однако наряду с высокими доходами железные дороги требовали расходов, поскольку казенные закупки совершались по завышенным ценам в интересах российских промышленников. В целом с 1888 г. Россия имела положительное бюджетное сальдо.
С введением земских учреждений были введены и местные налоги, расходовавшиеся на хозяйственные цели и развитие культуры. Отмечается тенденция постоянного роста земских налогов. В 1865-1875 гг. земские бюджеты росли в среднем на 15 % ежегодно. За 1895—1906 гг. уровень обложения торговли и промыслов увеличился на 173 %, городской недвижимости — на 139 %, жилых строений в уездах — на 128 %, земель — на 70 %. Постановлением правительства в 1900 г. прирост земских платежей был ограничен 3 % с недвижимого имущества в год. Около 72 % местных налогов взималось с земли. При средней доходности крестьянских надельных земель 8 руб. с десятины земские сборы в 1910 г. составляли не менее рубля с десятины.
На крестьянский двор приходилось в год 50-70 руб. налогов, включая косвенные. Наибольшее бремя ложилось на бедняцкие и середняцкие хозяйства, отдававшие в качестве налогов до 70 % своего дохода. Зажиточные хозяйства отдавали на налоги около 50 % дохода. Отмена в 1903 г. круговой поруки сделала каждого крестьянина ответственным только за собственные платежи. Крестьяне уплачивали не менее 90 % всех налогов и сборов империи, городские предприниматели и торговцы практически не испытывали тяжести налогового бремени. Это вело к ускоренному промышленному развитию и сдерживало прогресс земледелия.
Информация о работе Взаимосвязь экономических и культурных процессов в России в 19 веке