Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли: М. И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Специфические особенности русской экономической мысли (по отношению к экономической мысли Запада) сводятся к следующему:
1. Большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренним условием развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли, начиная со второй половины девятнадцатого века.
2. Для большинства экономистов особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем.
3. В российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами внеэкономическим факторам.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Эономике.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

С  теорией  крестьянского  хозяйства  связана  у  Чаянова  и  теория  кооперации.  По  его  мнению,  предпосылок  для  развития  фермерских  хозяйств  американского  типа  в  России  нет,  несмотря  на  то.  Что  крупное  сельскохозяйственное  производство  имеет  относительное  преимущество  по  сравнению  с  мелким.  Поэтому  оптимальным  для  нашей  страны  было  бы  сочетание отдельных  крестьянских  хозяйств   с  крупными  хозяйствами  кооперативного типа.  Чаянов  считал,  что  кооперация  способна  соединить  различные  виды  и  формы  деятельности,  формируемых  по  вертикале « от  поля  к  рынку».  При  этом  за  семейным  производством  остаётся  процесс  выращивания  растений  и  животных.  Все  остальные  операции,  в  том  числе  переработка  продукции,  её  транспортировка,  реализация,  кредитование,  научное  обслуживание  будет  осуществляться  кооперативными    организациями.   Развитие     кооперативов,      которые ступают  в  непосредственные  контакты,  минуя    капиталистически  организованные  предприятия,  ослабляют  последних.  Таким  образом,  каждая  новая  форма  кооперации (потребительская,  производственная,  кредитная - через  организации  сберкасс  кооперации) осуществляет  подрыв,  какого -  нибудь  вида  капиталистической  эксплуатации,  заменяя  его  «товарищеским»  методом  удовлетворения  потребностей.

Н. Д. Кондратьев.

Аграрным  проблемам,  в  частности  теории  кооперации,  отдал  дань  и  такой  известный  русский  экономист  как  Н. Д. Кондратьев. Кондратьев  разделял  взгляды  партии  эсеров,  основанных  на  общинных  трудовых  воззрениях,    взгляде    на    землю   как   на   общее    достояние     всех  трудящихся. Представители этой  партии  настаивали  на  социализации  земли,  то  есть   изъятие  её  из  частной  собственности  отдельных  лиц  и  передаче  её  в  общественной  владение  и  распоряжение  демократически  организованных  общин на  началах уравнительного  использования. Кондратьев  также стоит за  перевод всех  земель  в положение общенародного достояния,  в трудовое  пользование народа.  Но  Кондратьев,  как и Чаянов,  считает,  что трудовые  хозяйства сами  по  себе,  в силу  их  натурального  хозяйства,  не  нацелены  на  экономическую перспективу,  на    развитие  во  имя интересов государства. Предположение же  экономической ограниченности  этих  форм  Кондратьев  видел на  путях кооперации.  Кооперация,  по  его мнению,  имеет два плюса:  отсутствие  акцента на  прибыль и   возможность обеспечить  значительную  производительность  труда.       И   именно ему     принадлежит      обоснование     основных     принципов  кооперирования -  добровольность  и  последовательная  смена  форм  кооперации  от  низших  к  высшим  на  основе  экономической  целесообразности.  Однако  мировую  известность  принесла  Н.Д. Кондратьеву  не  теория  кооперации,  а  разработанная  им  теория  больших  циклов  конъюнктуры,  известная  как  «теория  длинных  волн  Кондратьева». Изложение  денной  теории  содержалось  в  статье «Мировое  хозяйство  и  его  конъюнктура во  время  и  после  войны»,  написанной  им  в  1922  году. Интерес  Кондратьева  к  теории  конъюнктуры,  к  проблеме  долговременных  колебаний  был  вызван  стремлением  выяснить  тенденцию  развития  народного  хозяйства.  Эта  проблема  соответствовала  его  научным  интересам,  именно  Кондратьев  создал  и  возглавил  до  1928  года  Конъюнктурный  институт.

Кондратьев  провёл  обработку  временных  рядов  важнейших  экономических  показателей (товарные  цены,  процент  на  капитал, заработная  плата, оборот  внешний  торговли) для  четырёх  стран (Англии,  Германии,  США,  Франции) за  период  примерно  140  лет.  В результате  обработки данных  им  выявлена  тенденция,  показывающая  существования больших периодических циклов  продолжительностью  от 48  до  55  лет. Эти циклы включают  в себя  фазу  подъёма и фазу  спада.

Внимание  к  проблемам  циклического  развития, дань  которым  отдал   и  Туган-Барановский,  и  Кондратьев,  не   в  последнюю  очередь  было  связано  с  теорией  циклического  развития,  основы  которой  были  заложены  К.  Марксом. Не  случайно  Кондратьев  ищет  корни  длинных  циклов  в  процессах,  аналогичных  тем,  которые,  согласно  марксисткой  теории,     порождают     периодические      колебания     капиталистической  экономики  каждые  7-11  лет (так  называемые  циклы  Жюглара).  Кондратьев  полагает,  что продолжительность длинного  цикла определяется  средним сроком  жизни производственных  и инфраструктурных  сооружений,  которые являются  одним из  основных  элементов капитальных благ  общества. При этом  обновление  «основных капитальных благ» происходит  не  плавно,  а толчками,  а научно-технические и изобретения нововведения  играют  при этом  решающую  роль.  В динамике  экономических циклов  Кондратьевым  были  выделены  некоторые закономерности. Так «повышательная» фаза  большого  цикла (фаза  подъема)  наступает,  по  его мнению,  при   следующих условиях:

- Высокая  интенсивность сбережений.                                                                                                              – Относительное  обилие  предложения  и   дешевизна ссудного  капитала.            – Аккумуляция    его    в   распоряжении   мощных     финансовых     и предпринимательских центров.                                                                                                     – Низкий  уровень    товарных    цен,    который    стимулирует  сбережения и     долгосрочного  помещение  капитала.                                                                     Если  эти  условия  имеют  место,  то  рано  или  поздно  наступает  момент,  когда  значительное  инвестирование  его  в  крупные  сооружения,  вызывающие   радикальное  изменение  условий  производства, становится  достаточно  рентабельным.  Начинается  полоса  относительно  грандиозного  нового  строительства,  когда  находят своё  широкое  применение  накопившиеся  технические  изобретения,  когда создаются  новые  производственные  силы.  Иначе  говоря,  интенсивное  накопление   капитала   является   не   только   предпосылкой   вступления   экономики  в  фазу   длительного  подъёма,  но  и  условием  развития  этой  фазы.

Импульсом  же  для  перехода  в  «понижательную»  фазу (фазу  спада)  является  недостаток  ссудного  капитала, ведущий  к  повышению  ссудного  процента,  а,  в  конечном  счете,  к  свёртыванию  хозяйственной  активности  и  падению цен.  При этом  депрессивное  состояние хозяйственной жизни толкает к поиску  новых путей удешевления производства, а именно,  технических изобретений. Однако  эти изобретения будут использованы  уже в следующей «повышательной» волне,  когда обилие  свободного  денежного капитала  и его дешевизны сделают вновь рентабельными   радикальные изменения в производстве.  При  этом  Кондратьев  подчёркивал,  что  свободный  денежный  капитал  и  низкий  процент  являются  необходимым,  но  не  достаточным условием  перехода  к  «повышательной»  фазе  цикла. Не  само  по  себе  накопление  денежного  капитала  выводит  экономику  из  депрессии,  а  приведение  им  в  действие  научно-технического  потенциала  общества.

Теория    «длинных    волн» Н.Д.    Кондратьева    породила     обширную

 литературу  по  данному  вопросу,  дав  импульс  разработке  различных  концепций  долгосрочных  экономических  колебаний.  Дискуссии  ведутся  относительно  причин  больших  циклов, однако  мало  кто  отрицает,  что  «длинные  волны»  связаны  с  процессами структурной  перестройки  экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эластичность  спроса  и  предложения.                                              Виды  эластичности.

Изучение  спроса  потребителей,  а  также  мотивов,  которыми  они  руководствуются,  совершая  покупки,  важнейшая  задача  фирмы в условиях  конкуренции.  Обладая,  как  можно  более    полной  информацией,  о  спросе  позволяет  фирме  обеспечивать  сбыт  своей  продукции,  расширять  производство  и  успешно  конкурировать  на  рынке.                                                                                                                                                                       Спрос,  в  свою  очередь,  зависит  от  качества  продукции,  её  цены,  доходов  покупателей,  цен  на  аналогичные  товары,  потребительских  вкусов  и  предпочтений. Трудно  перечислить  все  факторы,  определяющие,  почему  та  или  иная  продукция  покупается. От  того  насколько  качественно  составлен  прогноз  спроса  на  продукцию  фирмы,   зависит  её  будущая  выручка  от  реализации  и  соответственно  прибыль.

Эластичность.

Для  фирмы   при  планирование  объёма  и  структуры  производства  чрезвычайно  важно  знать, от  чего   зависит  спрос  на  её  продукцию. Величина  спроса  зависит  от  цены  товаров,  дохода  потенциальных  потребителей,  а  также  цены  на  товар,  которые  являются  либо  взаимодополняемыми (автомобиль  и  бензин),  либо  взаимозаменяемые  (масло  и  маргарин,  отдельные  сорта  мяса).                                                                

С  повышением  цен  на  продукцию  фирмы  можно  ожидать,  при  прочих  равных  условиях,  снижение  спроса на неё,  при  этом  активная  деятельность  конкурентов,  выпускающих  продукты – заменители   и  продающих  их  по  более  низким  ценам,  также  может  привести  к  снижению  спроса  на  изделия  фирмы. В  то  же  время  с  ростом  доходов  населения  фирма  может  рассчитывать  на  расширение  покупательского  спроса  и  соответственно  увеличения  сбыта  предлагаемой  продукции.

Обычно  предприятие,  повышая  цену,  рассчитывает  на  рост  выручки  от  продажи.  Однако  возможна  ситуация,  когда  повышение  цены  приведёт  не  к  росту  выручки,  а,  наоборот,  к  её  снижению  за  счет  сокращения   величины  спроса  и  соответственно  уменьшению  сбыта.

Поэтому  для  фирмы  важно  определить,  какое  в  количественном  отношении  воздействие  на  величину  спроса  может  оказать  изменение  цены  продукции,   доходов  потребителей  или  цен  на  товары-заменители,  производимые  конкурентами.

Эластичность  спроса.

Мера  реакции  одной  величины  на    изменение другой  называется  эластичностью. Эластичность  показывает,  на  сколько процентов изменится одна  переменная  экономическая величина  при изменении другой  на  один  процент. Примером  может служить эластичность  проса по  цене,  или ценовая эластичность спроса,  которая  показывает,  насколько  изменится  в процентном  отношении  величина  спроса  на  товар  при  изменении  его  цены  на  один  процент.

Если  обозначить  цену  Р, а величину  спроса Q, то  показатель(коэффициент)  ценовой эластичности  спроса Ер равен:

 

 

Где Q – изменение величины  спроса, %; Р. – изменение  цены, %; «Р» в  индексе  означает,  что  эластичность  рассматривается  по  цене.

Аналогично  можно  определить  показатель  эластичности  по  доходам  или  какой-то  другой  экономической  величине.

Показатель  ценовой  эластичности  спроса  для  всех  товаров  является  отрицательной  величиной. Действительно,  если  цена  товара  снижается -  величина  спроса  растёт,  и наоборот. Однако  для оценки  эластичности  спроса  часто используется  абсолютная  величина  показателя (знак  минус  опускается).

Например,  снижение  цены  стирального  порошка  на  5%  вызвало  увеличение  спроса  на  него  на  10%.показатель  эластичности  будет  равен:

 

 

Если  абсолютная  величина  показателя  ценовой  эластичности  спроса  больше 1,  то  мы  имеем  дело  с  относительно  эластичным  спросом. Иными  словами,  изменение  цены  в  данном  случае  приведёт  к  большему  количественному  изменению  величины  спроса.

Если  абсолютная величина  показателя  ценовой эластичности  спроса  меньше 1, то  спрос относительно  неэластичен. В этом случае  изменение

цены  повлечёт  за  собой  меньшее  изменение  величины  спроса.

При  коэффициенте  эластичности  равным  1  говорят  о  единичной  эластичности. В  этом  случае  изменение  цены  приводит  к  такому  же  количественному  изменению  величины  спроса.

Существует  два  крайних  случая  эластичности:

  1. Существование  только  одной  цены,  при которой  товар  приобретается  покупателями. Любое  изменение  цены  приведёт  либо  к  полному  отказу  от  приобретения   данного  товара (если  цена  повысится),  либо  к  неограниченному  увеличению  спроса (если  цена  снизится). При  этом  спрос  является  абсолютно  эластичным,  показатель  эластичности  бесконечен.
  2. Изменение  цены  не  отражается  на  величине  спроса.  Примером  может служить спрос на  отдельные виды  товаров,  без которых человек не  может обойтись.

Таким  образом,  абсолютная  величина  показателя  ценовой  эластичности  спроса  может,  изменятся  от  нуля  до  бесконечности:

1<|Ep|m  бесконечна – спрос  эластичен

0m|Ep|<1    -спрос неэластичен

|Ep|=1  - спрос с единичной эластичностью

Факторы,  влияющие  на  эластичность  спроса.

Важным  моментом, оказывающим  воздействие  на  эластичность  спроса,  является  наличие  товаров–заменителей. Чем  больше  на  рынке товаров, призванных  удовлетворить   одну  и  ту же  потребность.  Тем  больше  возможностей  для  покупателя  отказаться  от  приобретения  данного  конкретного  товара  в  случае  повышение  его  цены,  тем  выше  эластичность спроса  на  данные  товар.

Та  же   закономерность  применима  к  изделиям,  выпускаемым  отдельной  фирмой.  Если  на  рынке  присутствует  значительное  число  конкурентов,  выпускающих  аналогичную  или  близкую  по  значению  продукцию,  то  спрос  на  продукцию  этой  фирмы  будет  относительно   эластичен. В  условиях  совершенной    конкуренции,  когда много продавцов предлагают  одинаковую  продукцию,  спрос на  товар каждой  отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другими  важными  обстоятельством,  влияющим  на  ценовую  эластичность  является,  фактор  времени.  В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть  менее эластичным,  чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности  во  времени объясняется  тем,  что  с  течением  времени  каждый  потребитель  имеет  возможность  изменить  свою  потребительскую  корзину,  найти  товары-заменители.

Информация о работе Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли: М. И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев.