Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Практическая роль банковской системы определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).
Существуют несколько форм банковских объединений.
Банковские картели - это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или
консорциумы - соглашения между несколькими
банками для совместного
Банковские тресты - это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.
Банковские концерны - это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность , но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
В конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство крупных банков еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники.
В борьбе с банками-аутсайдерами
банковские объединения прибегают
к различным методам
Между банковскими объединениями ведется также борьба за контроль над предприятиями, в которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют несколько крупных банков, то каждый из них стремится продвинуть на руководящие посты в этой компании своих представителей, чтобы оказывать наибольшее влияние, а следовательно, получать наибольшие выгоды для ведения денежно-кредитных операций. 3
1.3 Основные параметры российской банковской системы.
Банковская система России на начало 2003 г. включала 1282 банка. Совокупная величина их чистых активов (без учета межбанковских операций) составляла 110 млрд. долл., что превышает аналогичные показатели банковских систем восточно-европейских стран (Венгрия - 23 млрд. долл., Чехия - 63, Польша - 77 млрд. долл.). Вместе с тем это существенно меньше совокупных чистых активов банковских систем даже небольших развитых стран (для сравнения: Португалия - 193 млрд. долл., Бельгия - 620, Нидерланды - 775, Испания - 883 млрд. долл.). Очевидно, что объем ресурсов российского банковского сектора не соответствует масштабу национальной экономики. Отношение к ВВП совокупных активов отечественных банков составляет 32% по сравнению с 80-150% в странах с развитой и переходной экономикой. В среднем российский банк (без учета Сбербанка) располагает объемом средств в 67 млн. долл. По сравнению с 0,1 млрд. долл. В Польше, 1 - в Венгрии, 4 - в Германии, 45 млрд. долл. в Японии.
В ресурсной базе российских банков доминируют краткосрочные и сверхкраткосрочные ресурсы. В конце 2002 г. на долю средств сроком размещения менее 3 мес. Приходилось 60% остатков на счетах и депозитах, в том числе 57% из них составляли средства до востребования (без учета Сбербанка).
Краткосрочные пассивы формируются в основном за счет средств нефинансовых предприятий, в то время как основным источником «длинных» ресурсов являются сбережения населения, на долю которых приходится около 33% привлеченных средств банков. Отметим, однако, что в условиях действия п. 2 ст. 837 Гражданского кодекса РФ, фиксирующей право физических лиц снимать средства с вкладов до истечения срока, возможности использования банками таких вкладов в качестве долгосрочного кредитного ресурса существенно ограничены.
Размещение ресурсов российскими
банками характеризуется
значительная часть аккумулируемых средств направляется на кредитование «остального мира» (вложения в иностранные активы);
объем кредитов и займов,
несмотря на их высокую долю в банковских
активах, остается незначительным в
сопоставлении с масштабом
краткосрочные активы доминируют над средне- и долгосрочными.
На иностранные вложения
приходится 12% активов банков. Значительный
масштаб отвлечения ресурсов российских
банков на кредитование других экономик
обуславливается высоким
Кредиты и займы предприятиям в настоящее время занимают доминирующее положение: 47% в активах российских банков, 53% в чистых активах (без учета межбанковских). Такие показатели сопоставимы с аналогичными в странах с развитой и переходной экономикой. Так, в Чехии доля кредитов и займов предприятиям в чистых активах банков составляет 56%, в Венгрии - 41, в Германии - 62, во Франции - 52%. Необходимо отметить, что достаточно высокий уровень кредитной активности российских банков имеет отчасти вынужденный характер - из-за стагнации рынков других финансовых инструментов, прежде всего, государственных ценных бумаг.
Несмотря на высокую кредитную активность, объем кредитов банков в сопоставлении с масштабами российской экономики невелик: всего 15% ВВП (для сравнения: в большинстве стран с рыночной экономикой объем банковских кредитов и займов составляет от 50 до 120% ВВП). Это - результат незначительного объема совокупных ресурсов российской банковской системы.
Еще одна особенность структуры активов российской банковской системы - их краткосрочность. Доля кредитов сроком менее года составляет 68 % кредитного портфеля, в целом на вложения сроком менее года приходится около 70% активов. Преобладание краткосрочных активов - прямое следствие банковских пассивов. Банки не могут функционировать в условиях существенного разрыва в сроках размещения и привлечения ресурсов, поскольку создается угроза потери платежеспособности по обязательствам. В свою очередь короткие сроки размещения затрудняют использование предприятиями банковских кредитов для финансирования производственных проектов.
Уровень капитализации российской банковской системы формально достаточно высок. Согласно финансовой отчетности банков, отношение их капитала (собственных средств) к активам, взвешенным с учетом риска, в среднем составляет 23%. Это в 2,3 раза выше уровня, который считается минимально допустимым (8%) и существенно выше среднего уровня капитализации банковских систем в большинстве развитых стран (10 - 13%).
Однако фактический уровень капитализации российской банковской системы ниже: значительная часть банковских капиталов (от 15 до 30%), по существу, является фиктивной. Речь идет о разнообразных схемах искусственного «раздувания» показателей капитала путем одновременного предоставления займов аффилированным структурам с последующим внесением этих средств в уставный фонд банка. Если учитывать тот фактор фиктивной капитализации и низкую правовую защищенность кредиторов и инвесторов, то существующий уровень капитализации банковского сектора представляется пока недостаточным для покрытия его рисков по кредитным и другим операциям на внутреннем рынке.
Прибыльность активов российского банковского сектора в настоящее время соответствует нормальному среднему уровню, типичному для стран с развитой экономикой (2 -3 %). В 2002 г. она составляла 3%.
Для территориального распределения банковских учреждений характерен чрезвычайно высокий уровень централизации. В Москве находится 48% банков, концентрирующих 79% всех привлеченных банковской системой средств (без учета Сбербанка). В результате возникает масштабное несоответствие в распределении между Центром и регионами банковского капитала и объемов производственно-хозяйственной деятельности, что в свою очередь затрудняет обеспечение предприятий и населения банковскими услугами.
Уровень развития филиальных сетей российских банков весьма невысок. Если не считать Сбербанка, располагающего сетью с 1,2 тыс. филиалов и 34,5 тыс. отделений, то на один банк приходится 1 - 2 филиала(для сравнения: во Франции - 24 - 25 филиалов, в США - 6-7). В условиях резкого несовпадения территориального размещения источников банковских ресурсов (Центр) и потенциальных заемщиков (регионы) это становится еще одним фактором, ограничивающим возможности наращивания кредитования предоставления других банковских услуг.4
2. Роль банковской
системы в рыночной экономике
2.1 Сущность и функции центральных банков
На ранней стадии развития капитализма
банки верхнего уровня назывались эмиссионными.
Однако к настоящему времени их функции
значительно расширились, поэтому в теории
и на практике стало употребляться понятие
центральный банк.
Его основными
функциями являются:
1) денежно-кредитное регулирование
экономики;
2) эмиссия кредитных денег;
3) контроль за деятельностью кредитных
учреждений;
4) аккумуляция и хранение кассовых резервов
других кредитных учреждений;
5) кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
6) кредитно-расчетное обслуживание правительства;
7) хранение официальных золото-валютных
резервов;
Главной функцией центрального банка
является кредитное регулирование. Как
оно должно осуществляться?
Для ответа на этот вопрос можно обратиться к опыту стран с развитой двухуровневой банковской системой. Центральные банки на Западе, помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.), располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы, основными составляющими которого являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не произошло, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые последние могут направить в производство. В период бума для его "охлаждения" ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972 - 1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%. В ФРГ максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30%, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20%, а по сберегательным - 10%. Средняя же резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6%.
Другой инструмент кредитного регулирования - политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 20-х годах. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.
Еще одним классическим инструментом
в практике центральных банков является
политика учетной ставки, т.е. установление
ставки процента за кредиты, которые центральный
банк предоставляет коммерческим банкам.
За получение этих кредитов коммерческие
банки должны платить. Коммерческие банки
предоставляют ЦБ платежные обязательства
- векселя. Это могут быть как собственные
векселя банков, так и обязательства третьих
лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает
эти векселя, удерживая при этом определенный
процент в свою пользу. Если вексель предусматривает
обязательство уплаты в 1000 долл., то ЦБ
покупает его, например, за 950 долл. Тогда
учетная ставка составит 5%. Средства, полученные
от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих
банков. Цена этого кредита - процентная
ставка - должна быть выше учетной, иначе
коммерческие банки будут убыточны. Поэтому,
если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит
к удорожанию кредита для клиентов коммерческих
банков. Это, в свою очередь, способствует
уменьшению займов и, следовательно, снижению
инвестиций. Таким образом, манипулируя
учетной ставкой, ЦБ имеет возможность
влиять на капиталовложения в производство.
Банковская система в экономически развитых
обществах выступает не только в качестве
объекта регулирующих мероприятий. Ее
значение как субъекта контроля над народнохозяйственными
процессами один из известных западных
экономистов формулирует таким образом:
“ В той мере, в какой контроль осуществляется
вообще, его осуществляют банки, кредиты,
а не владельцы акций”.
Информация о работе Влияние банковской системы на формирование рыночной экономики