Кредитные средства из-за рубежа
поступают по двум основным направлениям:
- по линиям международных экономических
и финансово-кредитных организаций, банков
развития и фондов (МБРР, МВФ, Эксимбанк
Китая и т.д.);
- по межправительственным кредитным
линиям (двухсторонне соглашения с Германией,
Россией, США и т.д.).
Поступающие в республику иностранные
кредиты являются льготными для заемщиков
по сравнению с кредитами, выдаваемыми
коммерческими банками республики. Льготный
характер кредитования обеспечивается
низкими процентными ставками, более длительным
сроком предоставления средств, наличием
моратория на выплату основного долга,
а иногда и процентов.
Основным приоритетом при использовании
иностранных кредитов является их целевое
направление для реализации инвестиционных
проектов в различных отраслях экономики
республики с целью осуществления структурной
перестройки промышленности, развития
транспорта, коммуникаций, укрепления
экспортного потенциала белорусских предприятий,
создания новых производств и технологий.
Кроме того, кредиты международных финансово-кредитных
организаций имеют и дополнительную цель
– развитие малого и среднего бизнеса,
а также в целом содействие процессам
приватизации в Беларуси.
Однако следует отметить эффективность
от получений и использования иностранных
кредитов, которая является достаточно
низкой. К числу основных причин можно
отнести следующие: неурегулированность
отношений с международными финансовыми
организациями, наличие просроченной
задолженности, недостаточное количество
валютоокупаемых инвестиционных проектов,
длительная процедура получения гарантий
Правительства. Особенно острой проблемой
выступает неплатежеспособность предприятий,
получивших или желающих получить средства
из уже открытых кредитных линий.
Важнейшей причиной неэффективного
использования и погашения иностранных
кредитов является отсутствие прямой
материальной заинтересованности и ответственности
руководства государственных предприятий,
уполномоченных обслуживать иностранный
кредит, банков – правительственных агентов
за успешную реализацию проектов, под
которые выданы эти кредиты. Так как в
случае невыполнения кредитных обязательств
по использованию и погашению иностранных
кредитов ответственность с руководителей
предприятий перекладывается на государство,
которое вынуждено погашать задолженность
за счет средств государственного бюджета.
Для того чтобы преодолеть существующие
недостатки следует:
- изменить механизм предоставления,
использования и погашения иностранных
кредитов, привлекаемых под гарантии правительства;
- ужесточить требования к отбору
и экспертизе проектов, которые финансируются
за счет средств иностранного кредита;
- усилить контроль и ответственность
руководства предприятий, получивших
кредиты.
Международные банки, предоставляющие
кредиты, играют важную роль в развитии
экономика разных стран. Они способствуют
аккумулированию свободных денежных средств
для кредитоспособных и нуждающихся в
международном финансировании стран,
содействуя устойчивому развитию путем
предоставления займов, гарантий, продуктов
для управления риском, аналитических
и консультационных услуг.
1.4 Экономическая
безопасность страны
Экономическая безопасность
- это такое состояние национальной экономики,
при котором обеспечиваются защита национальных
интересов, устойчивость к внутренним
и внешним угрозам, способность к развитию
и защищенность жизненно важных интересов
людей, общества, государства. Под жизненно
важными интересами в данном контексте
понимают совокупность потребностей,
которые обеспечивают существование и
прогрессивное развитие личности, общества,
государства. Экономическая безопасность
является одной из составляющих национальной
безопасности, которая охватывает также
оборонную, экологическую безопасность
и т.д.
Основными задачами экономической
безопасности являются: обеспечение пропорционального
и непрерывного экономического роста,
обуздание инфляции и безработицы, формирование
эффективной структуры экономики и развитого
рынка ценных бумаг, сокращение дефицита
бюджета и государственного долга, обеспечение
социальной защиты и повышения качества
жизни населения, поддержание устойчивости
национальной валюты и т.п. Эти задачи
определяют стратегию экономической безопасности
как формирование и обоснование стратегических
приоритетов, национальных интересов,
средств и механизмов решения проблем.
Важное значение для экономической
безопасности имеют не столько сами показатели,
сколько их пороговые значения, состоящая
из групп:
- производственной сферы (объем
ВВП на душу населения);
- уровня жизни населения (рождаемость,
смертность, доходы и расходы населения
и др.);
- финансового состояния (объемы
внутреннего/внешнего долга к ВВП, дефицит
бюджета и т.д.).
Финансовая безопасность является
важной составной частью экономической.
Сущностное содержание понятия «финансовая
безопасность» достаточно многогранно:
оно затрагивает практически все аспекты
функционирования экономики страны как
на макро-, так и на микроуровне.
Финансовая безопасность есть
состояние, при котором параметры финансовой
системы находятся в допустимых пределах,
обеспечивающих устойчивость экономики
к внутренним и внешним угрозам, а также
предупреждающих экономический ущерб
страны.
При этом внутригосударственные
интересы включают:
- умеренные и стабильные темпы
инфляции;
- стабильность денежно-кредитной
системы;
- ориентацию финансовой инфраструктуры
на обслуживание производственного сектора.
Обобщающая оценка ситуации
в финансовой сфере может быть сделана
по следующим показателям:
- отношение внутреннего долга
государства к ВВП в анализируемом периоде;
- годовой уровень инфляции;
- отношение текущей потребности
в обслуживании и погашении внутреннего
и внешнего долгов к доходной части бюджета
государства в анализируемом периоде;
- отношение объема денежной
массы к ВВП [3, c.296].
Таким образом, стратегия экономической
безопасности включает в себя характеристику
внешних и внутренних угроз экономической
безопасности; определение критериев
и параметров состояния экономики, отвечающим
требованиям экономической безопасности;
механизм обеспечения экономической безопасности
страны.
Для Республики Беларусь обеспечение
экономической безопасности можно представить
в следующей формализованной модели:
- анализ геополитической ситуации
(прежде всего — на региональном уровне), выделение
местных центров, определение направления
и вектора развития; формирование спектра
национальных интересов и угроз;
- четкое формулирование целей
экономического развития, исходя из мировых
и региональных тенденций, выделение блока национальных экономических
целей, приоритетов и угроз;
- формирование экономической
модели, разработка экономической политики, предусматривающие
трансформацию существующей экономической системы
в соответствии с рыночными принципами, интегрирование
в экономические союзы и мировую экономическую
систему;
- реализация концепций, планов,
программ экономического развития;
- измерение экономической безопасности
государства на основе наблюдения и анализа
макроэкономических показателей в сопоставлении с общемировыми
и региональными интегральными показателями и их
пороговыми значениями, используемыми европейскими экономическими
структурами для оценки экономического состояния
государства как в делом по стране, так и по отдельным составляющим;
- внесение коррективов в экономическую
политику с целью эффективной реализации
национально-государственных приоритетов;
- определение стратегических
партнеров (государств, их союзов), согласование
с ними интересов и построение взаимовыгодных партнерских отношений [3, c.296].
Из вышесказанного можно сделать
вывод о том, что экономическая безопасность
играет важную роль в устойчивом развитии
не только экономики, но и страны в целом,
так как не обеспечив экономическую безопасность,
практически невозможно решить ни одной
из задач, стоящих перед страной во внутригосударственном
и в международном плане.
2 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
ПРИ АНАЛИЗЕ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ВЕШНЕГО
ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ
2.1 Анализ динамики
и структуры внешнего долга
Республики Беларусь
В зависимости от уровня показателей
долгового бремени страны, имеющие внешний
долг, делятся на несколько групп :
- страны с низким доходом и высоким
долгом (Беларусь);
- страны со средним доходом и
высоким долгом;
- страны с низким доходом и умеренным
долгом;
- страны со средним доходом и
умеренным долгом;
- страны с низким доходом и небольшим
долгом;
- страны со средним доходом
и небольшим долгом.
Начиная с 2006 года, стала наблюдаться
тенденция роста валового внешнего долга
Республики Беларусь (приложение А). Однако
до того как влияние мирового финансового
кризиса распространилось на республику, данная тенденция
не рассматривалась как негативная. Рост отрицательного сальдо
торгового баланса в тот период объяснялся,
в основном, увеличением цен на российские
энергоносители. При этом темпы роста
валового внешнего долга оставались невысокими,
что позволяло рассматривать внешние
заимствования как благоприятный фактор,
обеспечивающий стабильное развитие национальной
экономики [10, c.6].
Удорожание внешних заимствований
во второй половине 2008 г. не остановило
увеличение внешнего долга государства.
Некоторое снижение стоимости внешних
заимствований в 2009 году, в свою очередь
стимулировало дальнейший рост внешнего
долга Беларуси. Валовой внешний долг
страны увеличился с 12,5 млрд долл. США
на 01.01.2008 до 15,1 млрд долл. США на 01.01.2009
и до 22 млрд долл. США на 01.01.2010. То есть
за 2 года валовой внешний долг республики вырос
в 1,8 раза.
Нежесткая экономическая политика,
проводившаяся в 2010 году и начале 2011 года,
привела к валютному кризису. В период перед
президентскими выборами, состоявшимися
в декабре 2010 года, власти Республики Беларусь значительно
ослабили экономическую политику. Как
следствие, возрос дефицит счета текущих операций
и усилилось давление на резервы. После
значительного сокращения резервов в начале
2011 года доверие к белорусскому рублю
снизилось, что породило валютный кризис
и вынудило НБРБ прекратить интервенции.
Валютные рынки стали раздробленными,
и возник черный рынок. После мер принятых
правительством Республики Беларусь белорусский
рубль вышел на плавающий курс, а разработанная
программа мер совместно с АКФ (антикризисным
фондом) способствовала привлечению 4
июня 2011 года кредита от ЕврАзЭс 3 млрд
долларов США на поддержку платежного
баланса и увеличение валютных резервов
[15].
Показателем, определяющим
критичность уровня внешнего долга страны,
является отношение
общей суммы внешнего долга к ВВП, выраженное в процентах. Если
при анализе данного индикатора использовать
ВВП, рассчитанный в долларах на базе среднегодового
обменного курса рубля, то в этом случае
пороговое значение по разным оценкам
колеблется от 60 до 80%. При его превышении
обычно следует резкое падение доверия
участников рынка, отток капитала, сопровождаемый
повышением процентных ставок, наращивание
суммы долга. В Беларуси в 2010 году доля
валового внешнего долга к ВВП составила
52,2%, то есть пока она ниже порогового значения,
но имеет тенденцию к росту.
Еще одним показателем, характеризующим
обремененность страны внешними долговыми
обязательствами, является отношение
внешнего долга к стоимостному объему
экспорта, выраженное в процентах. Приемлемой
для национальной экономики является
ситуация, когда такое отношение не превышает
200%. По итогам 2009 года в республике данный
показатель составил 89%, что также значительно
ниже порогового значения. В свою очередь,
отношение валового внешнего долга к экспорту
товаров и услуг на 1 января 2011 г. сложилось
на уровне 95,6% против 88,8% на 1 января 2010
г. и 41% на 1 января 2009 г. С точки зрения экономической
безопасности пороговое значение указанного
индикатора в Программе социально-экономического
развития Беларуси на 2006-2010 гг. установлено
на уровне не более 100%. То есть указанный
индикатор, по сути, находится у критической
отметки, поэтому сегодня важно наряду
с ограничением внешнего долга усилить
действия по наращиванию белорусского
экспорта .
Рассматривая структуру внешнего
долга Республики Беларусь (приложение
Б) за 2011 год можно сделать выводы о том,
что большая часть внешних заимствований
приходиться на долг центрального правительства
и долг, гарантированный центральным правительством,
по последним данным всего 13 401,10 млн. дол.
США. Что составляет 40% от общей суммы задолженности
страны. Другие сектора представлены в
виде реального сектора экономики 11835
млн. дол. США. Большая часть этого долга
(70%) представляет собой торговые кредиты,
т.е. импорт в кредит или с частичной предоплатой.
Ставки по таким кредитам равны 0, и определенную
угрозу финансовой стабильности могут
нести только в случае кризиса на валютном
рынке. Еще 21% валового внешнего долга
— 6981 млн. дол. США приходится на банковский
сектор. Основной рост здесь был в 2010 году
и был связан с тем, что банки с иностранным
капиталом, в особенности с российским,
привлекали средства от головных офисов.
Масштабы же данной задолженности с точки
зрения финансовых возможностей российских
банков не столь значительны, что не должно
вызвать особых проблем с ее обслуживанием
или продлением. То же самое относится
и к прямому внутрифирменному кредитованию
3% — 884 млн. дол. США валового внешнего
долга Беларуси. На органы денежно-кредитного
управления приходится 6,5% валового внешнего
долга, причем большая его часть – это
своп-сделка с Китаем, также не требующая
дополнительных расходов по ее обслуживанию.