Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 18:22, курсовая работа
Сегодняшняя ситуация развития Республики Беларусь является главной темой для обсуждения, ведь именно от того какими способами и механизмами регулирования экономики воспользуется государство зависит будущее страны. Одним из основных объектов регулирования является внешняя задолженность РБ и динамика ее развития. Сущность заключается в том, чтобы правильно и грамотно использовать внешнее заимствование для поддержания платежного баланса страны, неинфляционного покрытия бюджетного дефицита, финансирование государственных программ структурной перестройки экономики и текущих централизованных государственных потребностей. От решение долговых проблем будет зависеть стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, устойчивый экономический рост, в связи с девальвацией – преодоление обеднения населения и др.
Целью курсовой работы будет рассмотрение проблемы внешней задолженности, причины ее возникновения исследование сущности внешней задолженности, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику Беларуси.
Введение 3
1 Теория внешней задолженности 4
Понятие, сущность и значение внешней задолженности 4
Государство как заемщик, гарант и кредитор 6
1.3 Иностранные кредиты 9
1.4 Экономическая безопасность страны 11
2 Основные приемы при анализе динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь 15
Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь 15
Общая характеристика основных кредиторов Беларуси 18
Особенности формирования внешнего долга Беларуси 20
2.4 Особенности обслуживания внешнего долга Беларуси 21
3 Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь 24
3.1 Анализ взаимосвязи внешнего долга и экономический рост Беларуси 24
3.2 Рекомендации по стабилизации внешней задолженности 31
Заключение 37
Список использованных источников 41
Однако в экономической литературе существует гипотеза, что зависимость между внешним долгом и ростом в действительности идет в противоположном направлении, т.е. в данном случае экономический рост предопределяет уровень внешнего долга. На практике объем внешней задолженности во многом определяется рядом таких факторов, как объем импорта, рост потребления домохозяйств, увеличение инвестиций, т.е. компонентами ВВП со стороны спроса. Соответственно их рост и результирующий рост ВВП будет сопровождаться увеличением внешней задолженности. Таким образом, инструментов регрессионного анализа взаимосвязи внешнего долга и экономического роста для получения выводов и предложений явно недостаточно, поскольку такой подход не позволяет оценить весь комплекс экономических процессов, связанных с оптимизацией внешнего долга. Эту задачу можно решить с помощью построения структурной макроэкономической модели, включающей все наиболее важные и очевидные экономические взаимосвязи и параметры, так или иначе связанные с внешним долгом.
Это модель показывает ключевые взаимосвязи в экономике, в которых напрямую или опосредованно участвует совокупный внешний долг; а также обеспечивает возможность прогнозирования развития внешнего долга в будущих периодах и его влияния на основные макроэкономические параметры и процессы. Для этого в модели должны быть представлены два ключевых блока — внешнеэкономический, задаваемый статьями платежного баланса, и блок реального сектора, описывающий производство валового внутреннего продукта Беларуси. Ключевой элемент предлагаемой модели - внешнеэкономический блок, т.е. платежный баланс, так как сегодня сама проблема внешнего долга в Беларуси есть результат дефицита текущего счета. Внешние займы при этом фактически рассматриваются как источник финансирования данного дефицита. Таким образом, в данном блоке важными составляющими являются такие макроэкономические параметры, как объем импорта, экспорта, поступлений от прямых иностранных инвестиций, объем внешней задолженности страны и кредитов, выданных секторами экономики иностранным контрагентам, а также динамика международных валютных резервов Беларуси.
Моделирование импорта Беларуси является главной статьей построения внешнеэкономического блока, поскольку его объем предопределяет потребность Беларуси во внешнем кредитовании. Основные факторы, влияющие на импорт: потребление домашних хозяйств, государства, инвестиционный спрос - т.е. элементы внутреннего спроса. Беларусь – малая страна с открытой экономикой, и это предполагает, что рост внутреннего спроса сопровождается увеличением импорта, так как внутреннее производство не способно покрыть все составляющие спроса. Следовательно, объем импорта напрямую зависит от структуры экономики и экспорта.
Основным рынком для экспорта промышленной продукции Беларуси является Россия, его объем во многом определяется конъюнктурой спроса в этой стране и уровнем доступа белорусских производителей на данный рынок. Конъюнктура рынка оценивается как динамика ВВП России, а уровень доступа характеризуется ценами на газ для Беларуси относительно мировой цены: ее рост означает ухудшение отношений между странами и усложнение доступа белорусских товаров на рынок соседей страны.
Прямые иностранные инвестиции в Беларуси во многом представляют собой доходы от приватизационных сделок.
Моделирование внешнего долга следует провести, разбив его на три сектора: государственный долг (составлявший на конец 2011 г. 36 % от валового внешнего долга), долг банковского сектора (21 %), долг других секторов (43%) (к последнему отнесем и межфирменное кредитование). Анализ факторов, влияющих на задолженность последних двух секторов, показал, что ключевым из них является объем импорта. Моделирование же государственного долга представляет собой достаточно сложную задачу, так как он характеризуется очень неустойчивой динамикой с большим количеством структурных сдвигов. Тем не менее, поведение данной переменной можно описать с помощью таких показателей, как дефицит внешней торговли, объем кредитования экономики, цена на газ и др.
Международные резервы в рамках платежного баланса выступают балансирующей статьей, в которой отражается расхождение между финансовыми потоками в страну и из нее. Если объемы импорта, выплат по обслуживанию внешних займов и дивидендов, выданных кредитов иностранным экономическим агентам превышают объемы экспорта, поступлений от прямых и портфельных инвестиций и вновь привлеченных займов, то международные резервы должны сокращаться и - наоборот. В предлагаемой модели резервы выступают также в роли балансирующей переменной.
Второй блок модели представляет собой реальный сектор, ключевым параметром которого является валовой внутренний продукт, моделируемый с помощью производственной функции.
Основным элементом производственной функции является капитал, чей объем определяется инвестициями и нормой выбытия. Последняя задается экзогенно, а объем инвестиций находится в зависимости от объема банковских кредитов и ПИИ. Объем кредитов, выдаваемых банками, должен зависеть от потребления домохозяйств, госпотребления и объемов внешнего долга как одного из источников финансирования данных кредитов.
Общефакторная производительность - разница между фактическим уровнем ВВП и объемом выпуска, обусловленным существующим объемом капитала и трудовых ресурсов. Теоретически ее увеличение определяется улучшением технологий за счет накопленных знаний, роста человеческого капитала и др. Однако для Беларуси в качестве объясняющих переменных для общефакторной производительности является цена на газ, цена на нефть, общий уровень экспортных цен.
В соответствии с общей структурой предлагаемой модели совокупный внешний долг Беларуси непосредственно определяется объемами - экспорта, импорта, кредитов, выданных реальному сектору экономики, а также внешними факторами, в особенности динамикой цены на газ для Беларуси в сравнении со среднеевропейской. В свою очередь, объемы экспорта и импорта обусловлены влиянием как внешних факторов, так и параметров внутреннего спроса, т.е. опосредованно на объемы внешнего долга влияет комплекс факторов. Сам же совокупный внешний долг определяет напрямую общефакторную производительность и объем кредитов, выданных банками реальному сектору экономики. Последние предопределяют объем инвестиций в экономике, а значит, уровень капитала, т.е. объем потенциального ВВП. Согласно полученным спецификациям модели, влияние внешнего долга на объем кредитов и общефакторную производительность было положительным.
Построенная модель отражает взаимосвязи между основными макроэкономическими параметрами экономики Беларуси, а также их зависимость от внешних факторов, например, динамики ВВП России, мировых цен на нефть и газ и пр. Это позволяет моделировать развитие экономики и динамику внешнего долга в рамках определенных прогнозных сценариев, отражающих различные варианты социально-экономической политики и поведения внешних переменных. В качестве экзогенных переменных в модели присутствуют мировые цены на нефть, динамика цены на газ, рост ВВП России, инфляция в США, рост цен экспорта и импорта, а также такие макроэкономические переменные, как дефлятор инвестиций, инфляция, обменный курс и динамика заработной платы.
Основной направленностью экономической политики Беларуси (в соответствии с Программой социально-экономического развития) является рост средней заработной платы до 500 долл. США на конец 2010 г. с дальнейшей ее стабилизацией (среднегодовой темп роста в 2011 г. – 5.6% по сравнению с уровнем предыдущего года в долларовом эквиваленте). Так как заработная плата в основном росла за счет дефицита счета текущих операций, произошло сокращение резервов в начале 2011 года, следствием того стало падение доверия к белорусскому рублю, что вызвало валютный кризис.
Валютный кризис ослабил доверие населения Беларуси к банкам и вызвал отток депозитов (в более широком смысле отток капитала). Из этого выходит падение внутреннего спроса.
Поддержка платежного баланса из АКФ ЕврАзЭс в предоставлении кредита в размере 3 млрд. долл. США обусловило принятие ряда мер по стабилизации экономики: переход на плавающий курс, приватизация государственных предприятий, ужесточение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, структурные реформы. Что касается негативных последствий – то переход на стабилизацию экономики вызвало: во-первых девальвацию белорусского рубля, во-вторых инфляцию на 70%, в-третьих ограничение на рост заработной платы.
После проведенных мер по стабилизации экономики страны, появилась необходимость к восстановлению притока капитала, так как существенно возросло обслуживание долга, с этой позиции выходит повышение ставки рефинансирования от 30 до 40 процентов.
Из-за роста внешнего долга появилась необходимость создания работоспособного НАИП (национальное агентство инвестиций и приватизации), основной целью которого является привлечение прямых иностранных инвестиций. С Всемирным банком был согласован перечень из 10 предприятий, которые могут быть предложены для приватизации.
МВФ также ухудшил оценку темпов роста экономики в 2011 году до 5% с 5,5%, в 2012 году – до 1,2% с 1,4% (приложение Е).
Таким образом, представленная модель свидетельствует о том, что относительно высокие темпы роста экономики Беларуси вполне достижимы при восстановлении экономической конъюнктуры, существовавшей в 1997—2009 гг. Однако этот рост нельзя назвать устойчивым, так как он сопряжен с наращиванием дефицита текущего счета и ростом внешнего долга. Непосредственное влияние внешнего долга на экономический рост в модели оставалось положительным как по каналу инвестиций, так и общефакторной производительности. Но с учетом кризисного периода приобретает актуальность проблема изменения структуры экономики Беларуси, которая предполагает оптимизацию критического импорта, либерализацию экономики, увеличение доли частного сектора в ВВП, стабилизацию законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в реальный сектор, регулирование денежно-кредитной системы и др.
3.2 Рекомендации
по стабилизации внешней
Современный экономический кризис в Республике Беларусь актуализировал в числе прочих проблему внешнего долга страны. В связи с наращивание дефицита счета текущего счета платежного баланса и ряда других проблем совокупный внешний долг в первом полугодии 2011 года увеличился до рекордных 33101 млрд. долл. США. В виду того возникла необходимость жесткого регулирования и реструктуризации экономики.
Одним из объектов регулирования является внешний долг страны. Поэтому прежде чем дать рекомендации, необходимо выделить существующие недостатки в системе управления долгом, к ним можно отнести:
Исследование внешнедолговой ситуации вызывает необходимость повышенного внимания к уровню управления внешним долгом. Создание независимого агентства по управлению внешним долгом способно решить ряд проблем, связанных с ростом объема ВВД. В странах, где такая структура была создана, помимо основной цели, в связи с независимостью данного органа от монетарных властей, позволило оперативно решать проблему доверия инвесторов к проводимой властями политике.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применительно к условиям Беларуси, объективно возникает потребность создания единого центра управления внешним долгом – Агентства по управлению внешним долгом.
Основными функциями Агентства могут стать: функция планирования, учетная, статистическая, аналитическая, контрольная, операционная.
Функция планирования осуществляется на высшем уровне руководства, состоящем из представителей Министерства финансов, Национального банка, Министерства экономики Республики Беларусь, управляющего Агентством и т.п., и в качестве таковой может рассматриваться как установление «правил игры» высшими органами государственной власти.
Она включает в себя разработку и проведение внешнедолговой политики, регулирование и обеспечение ресурсами. Правительство, выполняя данную функцию, определяет общее направление деятельности и организацию всей системы управления внешним долгом. После того как принято решение по этим основам, Агентство берет на себя осуществление других функций, обеспечивая реализацию и соблюдение комплекса согласованных «правил игры».
Реализация функции планирования связана в первую очередь с определением целей стратегии управления внешним долгом, показателей экономически приемлемых уровней задолженности. Стратегия может предусматривать, например, установление законодательных лимитов или общих правил, в соответствии с которыми определяются допустимые объемы внешних заимствований. Эта функция обусловливает также организационно-правовые механизмы, регулирующие вопросы принятия решения, открытия кредитной линии и предоставления средств и связанного с этим обслуживания задолженности, применения законов и нормативных положений, регламентирующих работу по управлению долгом.
Учетная функция отражает в учете всю актуальную информацию по управлению внешним долгом и те виды деятельности, которые имеют отношение к привлечению внешних займов, бюджетным ассигнованиям и созданию резервов по обслуживанию долга, а также непосредственно к обслуживанию долга.
С целью организации единой системы учета и интегрированной информационной базы по внешнему долгу и финансовым активам возможно использование стандартных систем учета долга, применяемых Секретариатом Содружества (CS-DRMS) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (DMFAS). В международной практике обе системы широко используются и помогают странам в учете и хранении информации по каждому инструменту в отдельности в рамках компьютеризированной системы. Они обладают также характеристиками, позволяющими анализировать хранимую информацию [7, 16-17].
Информация о работе Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь