Статистическая и аналитическая
функции связаны с использованием информации,
полученной в процессе выполнения функции
учета. Они включают весь спектр видов
деятельности, отражающих ведение статистики
долга и анализ этих данных, и способствуют
достижению целей долговой политики и
определению мер по управлению внешним
долгом.
Контрольной функции отводится
важнейшая роль в обеспечении операционного
управления долгом в соответствии с решениями
высшего руководства в данной области.
Функция контроля, помимо прочего, должна
обеспечивать соответствие условий новых
заимствований параметрам, предусмотренным
в правилах, которые были установлены
высшим уровнем руководства, а также своевременное
и надлежащее использование средств и
производство платежей в погашение долга
согласно графику.
Операционная функция
охватывает повседневное активное управление
долговым портфелем, в том числе вопросы
проведения переговоров и заключения
соглашений, использования поступлений
по кредитам и займам и обслуживания долга.
При ее осуществлении во внимание принимаются
события на рынке, например, изменения
процентных ставок и обменных курсов,
которые сказываются на желательной результативности
и рисках портфеля.
Примерная схема
организационной структуры Агентства
по управлению внешним долгом представлена
в приложении (приложение Д).
В ведение
Высшего руководства Агентства входит решение ключевых вопросов
его деятельности, таких как определение
стратегических целей внешнедолговой
политики, обусловленных макроэкономическим
развитием страны, общей правовой и
организационной структуры Агентства,
утверждение членов Исполнительного
совета — долговых менеджеров.
Исполнительный
совет (Директорат) в лице долговых менеджеров
отвечает за осуществление текущих операций Агентства, координирует,
регулирует и контролирует реализацию
внешнедолговой политики, разработанной
Высшим руководством.
Отдел планирования на основе
предоставленных Национальным банком,
Министерством финансов параметров денежно-кредитной
и бюджетно-налоговой политики разрабатывает
стратегические предложения о новых внешних
займах и/или их реструктуризации, осуществляет
управление государственными гарантиями,
участвует в составлении проекта бюджета,
готовит необходимые законопроекты и
нормативно-правовые акты, регулирующие
сферу внешнего долга, определяет политику
в отношении внешних заимствований частного
сектора.
В рамках отдела управления
кредитами и займами происходит получение
внешнего финансирования, проводятся
мониторинг кредитных проектов, оценивается
их эффективность, выделяются приоритетные
отрасли, нуждающиеся в привлечении внешних
ресурсов.
Отдел учета осуществляет мониторинг
поступлений и платежей, обслуживание
долга, учет долговых обязательств и активов,
просроченной задолженности, прогнозы
обслуживания внешнего долга.
Отдел статистики и анализа
координирует проведение статистического
обследования валового внешнего долга,
платежного баланса, составляет прогнозы
бюджета, устойчивости долговой ситуации,
идентифицирует и анализирует риски внешнего
долга, разрабатывает рекомендации по
оптимизации структуры внешнего долга
и валютных резервов, предоставляет Исполнительному
совету и отделу планирования базовую
информацию для выработки стратегии управления
внешним долгом и принятия решений о новых
заимствованиях.
Отдел контроля регулярно проверяет
соответствие условий новых заимствований
допустимым параметрам, предусмотренным
в правилах, которые были установлены
высшим уровнем руководства, а также своевременного
и надлежащего использования средств
и производства платежей в погашение долга
в соответствии с графиком.
Отдел кадров решает вопросы
поиска, найма, поощрения, подготовки и
сохранения квалифицированных кадров
Агентства.
Таким образом, создание агентства
по управлению внешним долгом поможет
наладить систему эффективного его управления,
обеспечив разработку и реализацию стратегии
управления внешним долгом, координацию
долговой, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой
политики, учет, анализ
и контроль внешних обязательств
и активов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы
по изучению и рассмотрению проблемы внешней
задолженности Республики Беларусь я
выяснила, что эта проблема присуща не
только нашему государству, но и с характерной
актуальностью набирает обороты еще с
80-ых годов, в период нефтяных кризисов,
повлекших проблемы с обслуживанием внешнего
долга в развивающихся странах Латинской
Америки, Азии и других странах. Второй
пик популярности данной темы пришелся
на конец XX века и был связан с экономическим
кризисом в странах Юго-Восточной Азии,
СНГ, а также Латинской Америки.
Из-за недостатка собственных
средств финансирование экономики может
осуществляться за счет внешнего капитала.
Поэтому основное значение внешней задолженности
– развитие реального сектора экономики,
в том числе кредитование национального
импорта и т.д. Привлечение иностранного
капитала для проведения текущих централизованных
потребностей, поддержания курса национальной
валюты, платежного баланса, финансирования
бюджетного дефицита подрывает условия
устойчивого развития страны и дает предпосылку
для создания долгового навеса, когда
внешний долг становиться тяжелым «бременем»
для экономики государства. И последующий
заемный капитал будет необходим для покрытия
текущей задолженности.
В основном иностранные кредиты
предоставляются на условиях возвратности,
срочности и уплаты процента. Как выяснилось,
главными кредиторами Республики Беларусь
являются международные экономические
и финансово-кредитные организации, банки,
фонды, а также межправительственные кредитные
линии. Эти кредиты являются льготными,
поэтому они обеспечиваются низкими процентными
ставками, длительным сроком погашения
и, в случае невозможности выплатить обязательства,
реструктуризацией, а иногда и полным
списанием оставшейся задолженности.
Республика Беларусь также занимается
кредиторской деятельностью, в связи с
чем каждый финансовый год в законе о республиканском
бюджете утверждается предельный объем
и программа предоставления Республикой
Беларусь государственных кредитов.
Для анализа уровня и динамики
внешней задолженности, способствующей
устойчивому развитию страны, существует
ряд показателей или соотношений, которые
отражают обремененность экономики долгом.
Показателем, определяющим критичность
уровня внешнего долга страны, является отношение
общей суммы внешнего долга к ВВП, выраженное в процентах. Его
пороговое значение колеблется от 60-80%.
В Беларуси в 2010 году доля валового внешнего
долга к ВВП составила 52,2%. Отношение внешнего
долга к стоимостному объему экспорта.
Приемлемой для национальной экономики
является ситуация, когда такое отношение
не превышает 200%. В свою очередь, отношение
валового внешнего долга к экспорту товаров
и услуг на 1 января 2011 г. в стране сложилось
на уровне 95,6%. Это означает что внешняя
задолженность находится на оптимальном
уровне, однако ее рост говорит о негативных
последствиях в будущем.
Необходимо также определить
структуру внешнего долга. Ведь большая
ее часть (36%) приходится на органы государственного
управления, причина такого большого долга
в этом секторе кроется в финансировании
бюджетного дефицита, поддержания платежного
баланса. Негативным последствием такой
задолженности является: перераспределение
доходов среди населения, выплаты долга
перекладывается на будущее поколение
страны, понижение эффективности экономики,
угроза инфляции в долгосрочном периоде,
снижение прямых иностранных инвестиций
в реальный сектор экономики, перевод
определенной части ВВП за рубеж.
В связи с этим создается нужда
принимать все приемлемые способы борьбы
с последствиями и будущим недопущением
таких недостатков.
Поэтому должно понять, как
внешний долг влияет на экономику страны
через построенную модель (приложение
К). Так как привлеченные займы идут на
решение краткосрочных задач по покрытию
возникающих в стране дефицитов. Чрезмерно высокий объем
задолженности угрожает возникновением
«долгового навеса», сопровождающегося
оттоком инвестиций из-за того, что доходы
от потенциальных инвестиций достаются
не инвесторам, а направляются на обслуживание
ранее взятых займов.
Существует необходимость
также отслеживать влияние внешних займов
на совокупную производительность труда.
С одной стороны, привлечение внешних
займов идет на развитие новых технологий,
с другой стороны займы могут использоваться
для консервации уже существующей экономической
системы, что может привести к снижению
стимулов ее улучшению. В связи с последним
можно сделать следующие выводы: во-первых, внешний долг
негативно влияет на экономический
рост; во-вторых, это влияние в основном
осуществляется через снижение производительности
в экономике (оцениваемой как общефакторная производительность), а не через сокращение
потока инвестиций.
Так что внешний долг играет
ключевую роль в развитии экономики Республики
Беларусь, и преодоление проблем, связанных
с внешними заимствованиями, является
главным и актуальным на сегодняшний день.
Основными путями решения
– это принятие концепций по управлению
валовым внешним долгом. Эта концепция разработана на
основании положений Национальной стратегии
устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2020 года, программы деятельности правительства
Беларуси на 2011–2015 годы, а также в развитие
Концепции национальной безопасности
Республики Беларусь. Она определяет подходы
к мониторингу и управлению наиболее важными
показателями экономической безопасности
в сфере внешних заимствований Беларуси. В концепции определены
задачи для достижения цели. Это системный
анализ и контроль за состоянием валового
внешнего долга и его составляющих, организация
эффективного взаимодействия органов
государственного управления по системному
учету валового внешнего долга. Также
предусматривается формирование и корректировка
системы пороговых значений индикаторов
экономической безопасности в сфере внешних
заимствований. Вносятся предложения
о своевременной и скоординированной
корректировке макроэкономической политики,
направленной на недопущение превышения
пороговых показателей. Создается и совершенствуется
эффективная система управления валовым
внешним долгом, направленная на оптимизацию
стоимости привлечения, сглаживание графика
выплат, минимизацию рисков, возникающих
при привлечении внешних заимствований.
В предлагаемой мной проектной
части выдвигается идея по созданию независимого
агентства по управлению внешним долгом.
Создание которого способно решить ряд
проблем связанных с ростом объема ВВД,
а также доверия инвесторов к проводимой
властями политике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Закон Республики Беларусь
Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь от 22 июня
1998 г. № 170-З О внешнем государственном
долге Республики Беларусь
Кодекс Республики Беларусь
Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь от 16 июля
2008 г. № 412-З Бюджетный кодекс Республики
Беларусь.
Бондарь, А.В. Экономическая
безопасность и экономическая политика:
учебное пособие для студентов вузов по
экономическим спец. / А.В. Бондарь, В.Н.
Ермашкевич, С.Н. Князев, Е.Г. Моисеенко;
под редакцией: А.В. Бондаря, С.Н. Князевя.
– Минск: БГЭУ, 2007. - 423с.
Верба, Е.В. Финансы внешнеэкономической
деятельности: Учебное пособие/ Верба
Евгений Владимирович, Н.Е. Заяц, К.В. Рудый:
- Минск: БГЭУ, 2003.- 458 с
Енин, Ю.И. Влияние внешнего
долга на экономический рост Республики
Беларусь / Ю.И. Енин, Г.И. Шиманович //Экономический
бюллетень НИЭИ Министерства Экономики
Республики Беларусь. – 2011. - N4. – С. 4-12.
Жук, И. Н. Идентификация рисков
в управлении внешним долгом Республики
Беларуси / И. Н. Жук // БЕЛОРУССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ. - 2010. - N 2. - С. 83-95.
Жук, И.Н. Институциональные
аспекты управления внешним долгом Республики
Беларусь / И. Н. Жук // Вестник Белорусского
государственного экономического университета.
- 2010. - N 5. - С. 13-19.
Ивашковский, С.Н. Макроэкономика:
Учебник для экон.спец.вузов / С.Н. Ивашковский.
– Москва: Дело, 2000. – 472с.
Киреев, А. международная экономика:
В2 ч.: Учеб. Пособие для вузов. Ч.2: Международная
макроэкономика: международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое
программирование / А. Киреев. – Москва:
Междунар.отношения, 1999. – 488с.
Маркусенко, М. Внешний долг
Беларуси: тенденции и перспективы / М.
Маркусенко // ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР. - 2010.
- N 6. - С. 6-10.
Мясникович, М.В. Проблемы экономической
безопасности: Учеб.пособие / М.В. Мясникович.
– Минск: Академия управления при Президенте
РБ, 2001.-143с.