Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 15:44, курсовая работа
Актуальность темы. Становление и развитие Кыргызстана как суверенного, независимого государства складывается неоднозначно. В постсоветский период страна переживает фундаментальные изменения в политическом, экономическом, социально-культурном и прочих укладах жизнедеятельности общества. Эти коренные изменения не являются новаторскими. В той или иной степени это повторение процессов, характерных «развитым государствам» с учетом собственного национального кыргызского менталитета. Однако даже «развитые государства» сегодня уже не в состоянии развиваться по собственным индивидуальным национальным программам.
Введение
Глава 1
1.1. Глобализация. Формы современной глобализации.
1.2. Сущность экономической безопасности на современном этапе его развития.
1.3. Экономическая безопасность в рамках существующей глобализации
Глава 2
2.1. Проблемы национальной безопасности Кыргызстана на современном этапе его развития
2.2. Государственная политика КР в сфере формирования экономической безопасности национального хозяйства
Глава 3
3.1. Влияние глобализационных процессов на постсоветские государства, в особенности КР.
3.2 Устойчивое развитие КР – стратегический путь в условиях глобализации
Заключение
Список использованной литературы
По линии социально-экономической интеграции наиболее известными являются исследования академика Т. Койчуева, в которых рассматриваются основы интеграционных процессов в мировой экономике, анализируется развитие экономики в постсоветском пространстве и адаптация ее к мировым экономическим процессам. Рассмотрены центральноазиатское экономическое сотрудничество; опыт Кыргызской Республики в двустороннем сотрудничестве с дальним зарубежьем. Даны соответствующие рекомендации по выработке продуманной политики вхождения в мировое экономическое сообщество с учетом особенностей своего развития10. Этой же проблеме посвящены монографии и других исследователей11.
Что касается духовно-культурной интеграции Кыргызстана, то в этом вопросе основное внимание сосредоточено на внутренних проблемах возрождения духовной культуры. Представляют серьезный интерес происходящие в республике процессы исламизации. Научный анализ данной проблемы изложен в исследовании В.Н. Ушакова12, где подробно рассматриваются особенности исламского политического движения Центральной Азии, выделяются этапы развития политического ислама в истории региона, оценивается его роль и влияние на общественно-политическую жизнь современных государств Центральной Азии.
Таким образом, анализ показывает, что эта проблема в отечественной науке начинает подниматься. В то же время степень интеграции Центральной Азии и Кыргызстана в глобальные мировые процессы с точки зрения перспектив региона, учитывающих его историко-политическую и социокультурную специфику, нуждается в углубленном изучении. Это определило выбор темы нашего исследования.
Исследование основных направлений и перспектив интеграции Центральной Азии в глобальные мировые процессы (на материалах Кыргызстана). В работе ставятся следующие задачи:
Новизна состоит в следующем:
Современный этап развития глобалистики предполагает рассмотрение глобализации как процесса двухуровневой интеграции – на региональном и мировом уровне. Первым этапом участия в глобализации развивающихся стран является региональная интеграция.
Комплекс объективных предпосылок эффективной региональной интеграции, как первого этапа участия в глобализации государств Центральной Азии, составляет историко-цивилизационная, географическая, природно-ресурсная и социокультурная общность региона, а также наличие общих потребностей в обеспечении международной безопасности и защиты суверенитета региональных государств, преодолении транспортно-экономической замкнутости, решении экологических и социальных проблем.
Внешние факторы, содействующие интеграции государств Центральной Азии в мировые глобальные процессы, обладают собственными целями и стратегиями и предлагают модели глобализации, каждая из которых порождает совокупность специфических внутри- и внешнеполитических проблем.
Важнейшим направлением внешнеэкономической доктрины Кыргызстана является привлечение иностранных инвестиций, но его непосредственная интеграция в мировую экономику через институты мирового сообщества (ВТО, МБ) чревата превращением республики в сырьевой придаток развитых стран.
Основой внешнеполитической интеграции Кыргызстана является его статус суверенного государства, но внутриполитическая нестабильность и избранная республикой стратегия многовекторности препятствует как устойчивости двусторонних международных отношений, так и результативности участия во внешнеполитических союзах.
Региональная и глобальная социально-культурная интеграция Кыргызстана на современном этапе непосредственно связана с участием в международных проектах и массовой трудовой миграцией за пределы республики, являющимися одним из важнейших элементов республиканской экономики, что предъявляет определенные требования к культурно-образовательным характеристикам и профессиональному уровню населения.
Теоретико-методологическим подходам к анализу мировых интеграционных процессов, отмечается, что прошедшие десятилетия существования концепции и практики глобализации показали, что она не обязательно предполагает принятие единых, универсальных норм и правил поведения, а тем более вестернизацию мира, против которой активно выступают антиглобалисты.
Под воздействием критики концепции глобализации, а также реального и активного сопротивления глобалистским тенденциям самостоятельным разделом глобалистики стало исследование сложностей и противоречий, негативных последствий глобализации. В современных исследованиях подчеркивается, что разные темпы глобализации углубляют разрыв между странами, вовлеченными в этот процесс, и остальным миром, способствуют массовой миграции населения и формированию из мигрантов нового «низшего класса», становятся фактором плохо управляемых конфликтов, содействуют расслоению населения в развитых странах. Вследствие прозрачности границ легитимные государственные институты утрачивают большую часть своих властных полномочий, происходит изменение политической структуризации мира. Суверенным, особенно развивающимся, государствам в этих условиях становится сложно регулировать национальную экономику, в целом сохранять свой суверенитет.
Однако новейшие исследования глобализационных процессов (Барбер, Ротфельд) дали основание для выводов о совмещении, одновременном действии двух тенденций – интеграции и универсализации мира, с одной стороны, и обособлении его отдельных частей – с другой. А известный американский политолог Розенау даже предложил концепцию фрагмегративности, т.е. совмещения фрагментации и интеграции современного мира. Представляется, что именно этот методологический подход является наиболее адекватным, поскольку позволяет рассматривать глобализацию как многомерный процесс интеграции – на региональном и мировом уровне.
Серьезные предпосылки интеграции были сформированы в советский период, когда Средняя Азия рассматривалась как единый экономический регион. Ему отводилось особое место в межрегиональном разделении труда с упором на поставки сырья; многие жизненно важные ресурсы и продукты направлялись в регион из России, что предопределило конфигурацию современных транспортных путей; экономическое пространство региона было единым, что создало инфраструктурную основу интеграции современных независимых государств.
Важной предпосылкой региональной интеграции является наличие в Центральной Азии огромных запасов природных ресурсов, в том числе углеводородов, поэтому она может стать регионом, играющим важную роль в обеспечении энергетической безопасности различных стран и регионов мира. Кроме того, Центральная Азия обладает огромным транзитно-транспортным потенциалом, это обширный, неосвоенный и перспективный рынок. Одним из новейших эндогенных факторов, влияющих на интеграцию региона, является интенсивная массовая миграция.
Во взаимоотношениях центрально-азиатских государств существуют признаки так называемой газовой, водной, трубопроводной, транспортной «войны», но именно эти признаки диктуют экономическую интеграцию, позволяющую преодолеть бесперспективность поиска односторонних, а не общих выгод и преимуществ.
Центральная Азия соседствует с целым рядом открытых очагов нестабильности (Ирак, Афганистан, Иран, Сирия и др.), следствием чего являются общие угрозы, связанные с терроризмом, религиозным экстремизмом, международным наркобизнесом и организованной преступностью. Поэтому в интеграции на основе признания общности угроз заинтересованы все центральноазиатские страны. Потребность в выработке определенной единой региональной «большой стратегии», разработке способов и механизмов предотвращения кризисов и конфликтов, укрепление мер доверия между центральноазиатскими государствами также становится сегодня основанием региональной интеграции.
Можно приходить к выводу, что условием глобализации, т.е. включения в мировое хозяйство и обеспечения безопасности, является преодоление изолированности государств Центральной Азии, что возможно только на основе их региональной интеграции. Но, учитывая исторически сложившуюся роль России в развитии экономики и обеспечения безопасности региона, её участие в региональной интеграции становится стратегически и экономически выгодным для всех центрально-азиатских государств.
Страны Центральной Азии и Россия уже создали интеграционные структуры. Так, организация ЕврАзЭС, основанная на принципе взаимной экономической заинтересованности стран в образовании единого рынка, и на условиях, предлагаемых самими центрально-азиатскими государствами, стала полноправным участником международных отношений и субъектом международного права. Другие региональные международные организации, но в более широком масштабе - ОДКБ и ШОС – возникли как ответ на потребность в формировании интеграционных структур, которые представляли бы всех основных региональных игроков и тем самым в разных форматах служили бы механизмом многосторонних консультаций и соглашений в области обеспечения стабильности и коллективной безопасности.
Влияния внешних факторов на интеграцию центрально-азиатского региона в мировые глобализационные процессы. Современная Центральная Азия на основе региональной интеграции становится самостоятельным, активным субъектом системы международных отношений, но перспективы региона во многом зависят от взаимодействия государств региона с международными факторами, находящимися не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами.
Уникальность географического положения и ресурсный потенциал Центральной Азии обусловили тенденцию усиливающегося интереса к региону мировых и региональных держав, что выражается в увеличении количества внешних факторов, обладающих собственными целями и стратегиями (к традиционным факторам добавились, например, такие государства как Китай, Иран, Пакистан, Индия, Саудовская Аравия, Турция, государства Евросоюза, Япония, Южная Корея).
Практически все названные акторы проявляют повышенную заинтересованность в транспортировке энергоресурсов региона в выгодном для них направлении, предлагая свои варианты регионального сотрудничества. Конкуренция заставляет их максимально использовать свои внутренние и внешние ресурсы для закреплении в регионе, что позволяет говорить о новой «Большой игре» за влияние в регионе между глобальными (Россия и США) и региональными державами, ориентированными на предотвращение монопольного внешнего контроля со стороны какой-либо региональной силы над формирующейся здесь системой нефтегазовых трубопроводов.
Оценивая современную ситуацию, на основе ориентаций внешних акторов условное выделение следующих моделей мировой интеграции: исламистская, предлагаемая странами Исламской конференции и предполагающая полную политическую исламизацию региона; ресурсная, в которой заинтересованы страны Евросоюза; транзитная, удовлетворяющая интересы стран Азиатско-Тихоокеанского региона; стратегическая, на реализацию которой направлены усилия США; традиционная, основанная на многосторонних исторических связях с Россией.
Все эти модели основаны на собственном видении внешними факторами будущего Центральной Азии, выгодного, в первую очередь, им самим. Очевидно, что каждая из моделей глобализации порождает совокупность специфических внутри- и внешнеполитических проблем, среди которых важнейшими являются превращение в сырьевой придаток развитых стран, политическая исламизация и, как следствие, вовлечение в цивилизационное противостояние, угроза утраты государственного суверенитета.
Наиболее эффективным путем вхождения государств Центральной Азии в глобальные мировые процессы является региональная интеграция, учитывающая их прагматичные интересы и в максимальной степени обеспечивающая безопасность, социально-экономическое развитие и сохранение статуса независимых государств.