Внешнеторговая политика: теоретический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Влияние внешней торговли на экономическое развитие представляет собой один из наиболее существенных вопросов, имеющих принципиальное значение для реализации эффективной экономической политики во многих развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Это связано с особой ролью внешнеэкономического сектора в экономике данных стран: расширение емкости внутреннего рынка за счет экспорта, обеспечение внутреннего производства за счет импорта необходимого сырья и оборудования. Однако, помимо позитивного воздействия, внешняя торговля может оказывать и негативное влияние на экономическое развитие, так как в ряде случаев стимулирует сырьевую направленность развивающихся экономик, деиндустриализацию переходных экономических систем.

Содержание

Введение
1 Внешнеторговая политика: теоретический аспект
1.1 Сущность внешнеторговой политики
1.2 Виды внешнеторговой политики
1.3 Законодательная база в области внешней торговли
2 Национальный механизм и регулирование внешнеторговой политики
2.1Тарифные регулирования внешнеторговой политики
2.2 Классификация нетарифных ограничений
3 Внешнеторговая политика России
3.1 Регулирование экспорта и импорта
3.2 Анализ внешней торговли России за 2005 - 2010 гг.
3.3 Россия и ВТО
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.68 Кб (Скачать файл)

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Тема вступления России в ВТО на сегодня является исключительно важной и актуальной для России. Переговоры об этом идут с 1994 года. Но именно сейчас вопросы присоединения приобрели реальное практическое значение, поскольку наступила фаза конкретного определения условий, на которых это присоединение должно происходить.

Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяется динамику многих макроэкономических параметров. И задача правительства в этой связи - создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения.

В свою очередь, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество.

Российская позиция в этом вопросе однозначна и последовательна: Россия должна в кратчайшие сроки вступить во Всемирную торговую организацию, но этот процесс должен происходить на стандартных, равноправных с прочими странами - членами ВТО условиях.

Условия членства России в международной организации должны вырабатываться лишь на основе соответствующих норм и правил, а не по прецедентному принципу. Опыт присоединения других стран к ВТО, как бы интересен он ни был, не может быть безоговорочно применим к России, поскольку у Российской Федерации, как и у каждой страны, - свои приоритеты. Недопустимо вступление в международную организацию ради самого факта вступления. Условия нашего членства должны в первую очередь учитывать потребности развития отечественной экономики, устранять дискриминацию российского экспорта, облегчать доступ российских товаров и услуг на мировые рынки.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что вступление в ВТО имеет для России как целый ряд плюсов, так и несколько неизбежных минусов, негативное воздействие которых и стремится минимизировать наше правительство.

В первую очередь Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы.

К безусловно положительным моментам относится, прежде всего, внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для российских субъектов экономики. Этот процесс потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство, и ряд законопроектов, призванных привести наши правовые акты в соответствие с нормами ВТО, рассматривается сейчас правительством либо уже внесен на утверждение Госдумы. Планируется уже к концу текущего года завершить реформу законодательства в части, абсолютно необходимой для вступления в ВТО.

Не сразу, существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Это позитивно отразится и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.

Необходимо упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых условий для начала переговоров о присоединении России к Единому Европейскому экономическому пространству.

При этом необходимо учитывать, что для потенциальных российских партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются практически немедленно, а для российских производителей - с течением довольно длительного периода времени.

В настоящее время Россия готова перейти к качественно новому этапу в деятельности рабочей группы по присоединению России к ВТО, а именно - к выработке проекта Доклада рабочей группы.

Таким образом, в этой главе была рассмотрена внешнеторговая политика России. В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Комитетом Таможенного Союза.

Всемирная торговая организация - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

Внешнеторговая политика - это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг, а также целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Классическим методом регулирования внешнеторговой политики является таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми обладают товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте. При всем многообразии нетарифных методов их можно условно разделить на две большие группы: экономические и административные. Экономические подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через рыночный механизм, удорожая либо импортные, либо экспортные товары. Административные непосредственно ограничивают доступ импортных товаров и поставку отечественных товаров за границу.

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Комитетом Таможенного Союза.

Всемирная торговая организация - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности: Федеральный  закон РФ от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ // СПС «Гарант».

2. Таможенный  кодекс Таможенного Союза.

Монографии, учебники и учебные пособия

3. Забелин, В. Г. Внешнеторговая политика России / В.Г. Забелин - М.: Экономист, 2007 г. - 164 с.

4. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы  и Статистика, 2008 г. - 510 с.

5. Власова, В.М. Внешнеэкономические связи / В.М. Власова. - М: Финансы и Статистика, 2008 г. - 544 с.

6. Дегтярева, О.И. Внешнеэкономическая деятельность / О.И. Дегтярева, Т. Н. Полянова, С. В. Саркисов. - М.: Дело, 2007 г. - 320 с.

7. Прокушев, Е.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / Е. В. Прокушев. - М.: Инфра-М, 2008 г. - 760 с.

8. Тэор, Т. Р. Мировая экономика / Т. Р. Тэор. - СПб. : Питер, 2007 г. - 256 с.

9. Батизи, Э.Э. Управление внешнеэкономической  деятельностью хозяйствующих субъектов  в России / Э.Э. Батизи. - М.: Аспект-Пресс, 2005г. - 153 с.

10. Ломакин, В. К. Мировая экономика / В. К. Ломакин.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.- 672с.

Периодические издания

11. Пороховский, А.А. Россия и мировая экономика (потенциал развития и возможности  его реализации) / А.А. Пороховский // США и Канада: экономика, политика, культура. - №4 - 2006 - С.45-49.

12. Уткин, А.И. Осмысление геополитического  сдвига / А.И. Уткин // США и Канада: экономика, политика, культура - 2004 - №4 - С.5-8.

13. Давыдов, В.М., Боровиков А.В., Теперман В.А. Локальные кризисы или мировой  феномен / В.М. Давыдов, А.В. Боровиков, В.А. Теперман // ЭКО - 2007г. - №7. - С.124-143.

14. Познахирко, К.И. Американский импорт уничтожат  прямо на границе / К.И. Познахирко // Правда - № 3 - 2003 г.

Ресурсы сети Интернет

15. Официальный  сайт Российского центра внешней  торговли. Статистика внешней торговли  России [Электронный ресурс]. - Режим  доступа: http://www.rusimpex.ru

16. Официальный  сайт Федеральной службы государственной  статистики. Внешняя торговля Российской  Федерации со странами дальнего  зарубежья [Электронный ресурс]. - Режим  доступа: http://www.gks.ru

17. TradeStats Express™ - National Trade Data [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//tse.export.gov/NTDChartDisplay

18. Официальный  сайт всемирно торговой организации. Россия и ВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.ru

 

 


Информация о работе Внешнеторговая политика: теоретический аспект