Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 02:09, курсовая работа

Краткое описание

В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

Содержание

1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 3
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 3
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 10
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 23
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 23
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 29
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 38
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 38
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 52
Заключение 59

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеторговая политика РБ.docx

— 140.18 Кб (Скачать файл)

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

Однако в периоды  экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных ситуациях они оказались недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвращения вывоза из страны стратегических материалов, регулирования дефицита платежного баланса и т. д.

Таким образом, в  начале 30-х годов появились количественные ограничения экспорта-импорта — прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифного внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60-х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.

Относительная популярность количественных ограничений обусловлена несколькими факторами.

1. Способом их установления и регулирования. Они не попадают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах.

2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставленных целей.

3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.

В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются  по двум основным направлениям:

1) Лицензирование — это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

Разовая — как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:

Глобальная (открытая) лицензия — не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая лицензия — это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим.

2) Контингентирование (квотирование) — официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.                    

Существуют различные  формы квотирования:

1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта-импорта на определенный срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается, может указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны;    

2) индивидуальные контингента — самый распространенный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению  движения товаропотоков:

1) экспортные

2) импортные

Количественные  ограничения — сильный инструмент регулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнеторговых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской курятины и индюшатины, что за 2 года нанесло ущеРеспублика Беларусь бразильским производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов.

Относительно  новым направлением использования  количественных ограничений стало "добровольное" ограничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.

Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.

1. Таможенно-административные:

1) система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контрольно-пропускных пунктов и т.п.;

2) системы оценки таможенной стоимости — возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органами таможенной стоимости, указанной в сопроводительных документах;

3) запутанная система заполнения таможенных документов, требующая больших сил, времени и специальной подготовки;

4) коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является инструментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения товарных потоков.)

2. Технические требования к ввозимой продукции: по технике безопасности, техническим и технологическим стандартам закрывают путь на внутренний рынок иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям.

3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов качества) и т. д.

4. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл.

5. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в размере 10 % таможенной стоимости.

6. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта  из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством   национальных экспортеров.

Приобретая   разнообразные,   зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь  через весьма усложненные схемы,   финансирование   направлено   на снижение стоимости экспортируемого  товара и повышение тем самым  его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников  за  счет  государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Финансирование  экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру  выплат субсидии делятся на:

    • прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры:
    • косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.

Субсидии могут  предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации  против импорта, предусматривающий  бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Специфическим случаем  внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.  

"Принципиальное  различие между импортным тарифом  и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной” улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект:  ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.

Экспортные кредиты

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе