Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и установить проблемы формирования и развития свободных экономических зон в РФ как одной из форм реализации экономической политики государства.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны как организационные структуры и институциональный инструмент интеграции национальной экономики в мирохозяйственные процессы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место и роль СЭЗ в мировой экономике 5
1.1. Сущность и роль СЭЗ в мировой экономике 5
1.2. Классификация СЭЗ 8
Глава 2. Свободные экономические зоны в России 14
2.1. Современные функционирования СЭЗ в России 14
2.2. Перспективы развития СЭЗ в России ( на примере Калининградской области) 20
Глава 3. Формирование свободных экономических зон на Северном Кавказе 26
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по мировой экономике.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Место и роль СЭЗ в мировой экономике                                        5

1.1. Сущность и роль СЭЗ в мировой экономике                                           5

1.2. Классификация СЭЗ                                                                                    8

Глава 2.  Свободные экономические зоны в России                                     14

2.1. Современные функционирования СЭЗ в России                                   14

2.2. Перспективы развития СЭЗ в России ( на примере Калининградской области)                                                                                                                  20

Глава 3. Формирование свободных экономических зон на Северном Кавказе                                                                                                                  26

Заключение                                                                                                           36

Список использованных источников                                                              38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                           Введение

  

     Сегодня свободные экономические зоны (СЭЗ) рассматриваются Россией как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при создании СЭЗ, относятся решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест; активизация внешней торговли; стимулирование притока иностранных инвестиций; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики; расширение экспортной базы и т. п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться в Российской Федерации как средство решения проблем депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития.

     Актуальность исследуемой темы обосновывается необходимостью всемерного развития в нашей стране новых рыночных форм территориальной организации свободного предпринимательства, международных связей, участия регионов в территориальном разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные экономические зоны.

     Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и установить проблемы формирования и развития свободных экономических зон в РФ как одной из форм реализации экономической политики государства.

       Объектом исследования являются свободные экономические зоны как организационные структуры и институциональный инструмент интеграции национальной экономики в мирохозяйственные процессы.                  

       Предметом исследования выступают международные экономические отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования свободных экономических зон в мировой экономике в целом и в России, в частности, с учетом интеграционного потенциала СЭЗ, обеспечивающего вхождение национальной экономики в систему мирового хозяйства.

    Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Место и роль СЭЗ в мировой экономике.

1.1.  Сущность  и роль СЭЗ в мировой экономике.

      Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия “свободная экономическая зона” (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговля и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

     Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны (зоны-франко), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению1.

     Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства пытаются решать проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи.

       Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи можно было бы объеденить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.

1. Экономические цели:

  • привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
  • использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства;
  • ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
  • рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

2. Социальные цели:

  • ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
  • повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
  • создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
  • удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

3. Научно-технические цели:

  • привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
  • ускорение инновационных и внедренческих процессов;
  • привлечение зарубежных ученых и специалистов;
  • повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

     Почему многие СЭЗ в своей деятельности достигают высокой эффективности? Разумеется, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные льготы2.

     Какие же преимущества создают свободные экономические зоны для иностранного капитала? К их числу прежде всего следует отнести:

  • налоговые льготы;
  • доступ к национальному и региональным рынкам;
  • обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;
  • возможность финансирования по сниженным процентным ставкам;
  • право собственности на землю.

     Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, СЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий.

     Рассмотрев цели создания СЭЗ, необходимо перейти к изучению характерных черт свободных экономических зон и территориальным требованиям, предъявляемым при их организации. 

 

 

 

                                1.2. Классификация СЭЗ.

       

           Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

    Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:

 1.  Торгово-складские зоны. В зонах данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция.

Для этих зон характерны три особенности:

1. они создаются для  обслуживания мирового рынка;

2. на них не распространяются  многие налоговые нормы и таможенные  ограничения, действующие на остальной  территории страны («таможенная  экстерриториальность»);

3. на них распространяется  государственное регулирование  внешнеэкономических связей.

       Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

 

 2. Свободные таможенные зоны. Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

       Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков.

       

  3. Зоны свободной торговли. Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная специфика зон свободной торговли подразделяется на: транзитные свободные порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны.

 

 4. Экспортно-производственные зоны. Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и др.).

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий