Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и установить проблемы формирования и развития свободных экономических зон в РФ как одной из форм реализации экономической политики государства.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны как организационные структуры и институциональный инструмент интеграции национальной экономики в мирохозяйственные процессы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место и роль СЭЗ в мировой экономике 5
1.1. Сущность и роль СЭЗ в мировой экономике 5
1.2. Классификация СЭЗ 8
Глава 2. Свободные экономические зоны в России 14
2.1. Современные функционирования СЭЗ в России 14
2.2. Перспективы развития СЭЗ в России ( на примере Калининградской области) 20
Глава 3. Формирование свободных экономических зон на Северном Кавказе 26
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по мировой экономике.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

          Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей продвижения новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.

           Создание технопарков могло бы не только привести к организации отдельных высокотехнологичных производств, но и содействовать расширению и диверсификации российского экспорта. Технопарки с участием иностранного капитала могли бы дать значительный народнохозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить «утечку умов». Кроме того, технопарки, создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, могли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отраслей и проблему занятости.

Другое стратегически  оправданное направление – реализация транспортно-географического положения  России и потенциала ее припортовых  территорий. Создание здесь широкой  сети свободных таможенных зон не только бы ускорило интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого выигрышного положения зоны (Кемеровская область, Алтайский и Забайкальский край) могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

Кроме того, в настоящее  время вопрос о функционировании, поддержании и контроле СЭЗ рассматривается  как один из регуляторов экономики. Так 6 октября 2009 г. президент Дмитрий Медведев своим указом ликвидировал Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами («РосОЭЗ»). Все функции и полномочия, а также обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений, ранее принадлежавшие «РосОЭЗ», перешли к Министерству экономического развития8.

Изложенное дает основания  считать, что в подходе к СЭЗ  в нашей стране неуместен как  безоглядный энтузиазм, так и  всеобщий нигилизм. Деятельность свободных экономических зон  в Российской Федерации трудно оценивать однозначно. С одной стороны, российский опыт создания СЭЗ можно назвать неудачным. В погоне за получением льгот по привлечению инвестиций местные власти не принимали во внимание возможную эффективность функционирования зоны и ее влияние па экономику региона в долгосрочной перспективе. Неудивительно, что подавляющее большинство созданных СЭЗ de facto прекратили свое существование. Но, с другой стороны, вряд ли стоит полностью отказываться от практики создания СЭЗ в будущем. При грамотной политике и учете специфики пашен страны деятельность СЭЗ может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции. При этом нельзя рассматривать СЭЗ как панацею для оздоровления экономики страны в целом, в подавляющем большинстве случаев подобные образования помогают успешно решать локальные и региональные экономические и социальные задачи. Однако для этого в государстве должна быть разработана четкая правовая основа, так как неконтролируемый процесс создания разнообразных зон экономического благоприятствования может нарушить баланс между регионами страны, что особенно опасно для такого крупного федеративного государства, как Россия.

 

 

 

2.2. Перспективы развития СЭЗ в России на примере Калининградской области.           

  

      Калининградская область – уникальный регион, занимающий особое место среди субъектов Российской Федерации. Интеллектуальный и производственный потенциал, богатство природных ресурсов, геостратегическое положение – все это является надежной базой для эффективного решения социально-экономических вопросов, укрепления связей России с другими странами Европы

    В 1991 году в Калининградской области была создана свободная экономическая зона "Янтарь". В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе  был закреплен федеральным законом.

   1 апреля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Данный закон, с одной стороны, использует положительный потенциал действующего федерального законодательства и международного опыта, с другой - содержит ряд положений, направленных на создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций регион, развития в регионе капиталоемких экспортноориентированных производств9.

 

       Федеральный закон предусматривает введение специального статуса резидента Особой экономической зоны: резидентом Особой экономической зоны может стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны.

  

       К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:

·  реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской  области;

·  осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;

·  объем капитальных  вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 миллионов  рублей;

·  объем капитальных  вложений в сумме не менее 150 миллионов  рублей должен быть осуществлен в  срок, не превышающий трех лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.

        Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобыче на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом,- режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно.

      Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской особой экономической зоны.

 

   Для Калининградской области из-за её эксклавности иностранные инвестиции будут иметь ещё большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным, но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных финансовых ресурсов.

     Хочу отметить, что по росту промышленного производства в январе-ноябре 2010 года Калининградская область заняла первое место среди регионов СЗФО, а среднероссийский показатель оказался превышен на 21%. При этом по итогам 2009 года регион находился лишь на 7 месте.

   Высокий темп роста индекса промышленного производства в 2010 году был достигнут, прежде всего, за счет роста выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств. Индекс обрабатывающих производств составил 144,9% против 79,1% за соответствующий период 2009 года, что оказалось самым высоким результатом по СЗФО (в 2009 году – 8 место).

    Рост в обрабатывающих производствах отмечался практически по всем видам деятельности за исключением обработки древесины и производства изделий из дерева (-6,5%).

    При этом наибольший рост фиксировался в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 3,1 раза). Это связывают с возобновлением поставок на телевизионные предприятия области комплектующих изделий от ведущих мировых брендов, а также с вводом в эксплуатацию новых предприятий-резидентов ОЭЗ (ООО «Системы Нефть и Газ Балтия», ОАО «НТП «Цифровые телевизионные системы», ООО «Пранкор», ООО «ПроИнвест»)10.

     Кроме того, «в связи с развитием предприятий ООО «Автотор Холдинг», ОАО «ПСЗ «Янтарь», других калининградских предприятий судостроения и судоремонта» в 2,6 раза возросли объемы производства транспортных средств и оборудования.

     Действующий Закон об ОЭЗ в Калининградской области, безусловно, играет большую роль в экономическом развитии региона. С помощью предоставляемых налоговых и таможенных льгот  стимулируется активизация  бизнеса и  инвестиционнуя привлекательность области.

       Но главное, на что должно быть направлено действие закона об ОЗЭ это обеспечение постепенного повышения среднего уровня зарплат и пенсий, реальных доходов населения Калининградской области. Несмотря на финансово-экономический кризис, который наша страна пережила с наименьшими социальными и экономическими потерями, именно за счет Закона об ОЭЗ в регионе удалось не допустить экономического коллапса и стабилизировать ситуацию в целом. К примеру, индекс промышленного производства за 9 месяцев 2010 года по области составил 129,8% к 9 месяцам 2009 года, тогда как в среднем по России он равен 108,9%. Что касается эффективности и перспектив развития, то здесь есть над чем поработать11.

     Необходимо понимать, что Закон об ОЭЗ в том виде, в котором он существует, не должен быть панацеей и замороженным законодательным актом. Реалии жизни и происходящие глобальные процессы на территории России, стран Таможенного Союза, ЕС и мира в целом заставляют искать новые пути решения в вопросах управления и регулирования экономических  и инвестиционных процессов в регионе, который является форпостом России на ее западной границе.

       Недавнее подписание декларации о создании Единого Экономического Пространства с Казахстаном и Беларусью, считается огромной политической и экономической победой, а также демонстрацией международных успехов России, а также скорое вступление России во Всемирную торговую организацию на сегодня являются двумя главными международными событиями, которые требуют приступить к работе по пересмотру положений закона об ОЭЗ уже сейчас. 

     Депутат Государственной Думы ФС РФ от Калининградской области, Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоров предложил создать в Калининграде экспертную группу специалистов, которые совместно с органами власти и всеми заинтересованными лицами продолжат работу по оценке существующей ситуации и подготовке нового Закона об Особой экономической зоне в Калининграде.

    Только после проведенного исследования и глубокого анализа можно будет сказать, что нужно сделать, чтобы сделать из Калининградской области регион высочайшей инвестиционной привлекательности и деловой активности, чтобы новый Закон отвечал современным интересам граждан, государства и бизнес сообщества.

     На мой взгляд, в экономическом плане Калининградскую область  необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством  и современными технологиями, как это с успехом сделал у себя наш северный сосед - Финляндия. Там всего за шесть лет экономика перешла на постиндустриальный тип. При том, что в Финляндии  практически отсутствует собственная наука, они сумели создать и развить рынок новых технологий. Примером здесь может быть продукция компании  Nokia,  которая известна и уважаема во всем мире. Если наша страна пойдет этим же путем, мы не хуже наших соседей сможем производить качественные и конкурентоспособные товары12.

     Мы должны использовать международный опыт, тем более, что в России научный потенциал самый высокий в мире. На идеях российских ученых разрабатывается большинство технологий в мире. Но до сих пор мы не имеем рынка интеллектуальной собственности и не получаем дохода от научного прикладного бизнеса, который является самым прибыльным. А базой для развития такого бизнеса может и должно стать малое и среднее предпринимательство в сфере производства, высокотехнологичный, высокоэффективный инновационный малый бизнес.

     Что касается развития транспортных  узлов и  особенно морских портов в регионе, здесь необходимо использовать уже имеющийся мировой опыт, когда на территории портов создаются свободные таможенно-торговые зоны, с помощью которых можно существенно повысить объем грузопотока и активизировать экспортно-импортные торговые операции.

     Не надо забывать и о том, что географические, климатические и исторические особенности Калининградской области – это хорошая площадка для развития туристических и санаторно-лечебных услуг.

   И поэтому сегодня стоит главная задача правильно и эффективно распорядится вышеназванным потенциалом региона.

    Несмотря на то что, СЭЗ в Калининградской области на сегодняшний день успешно развивается, есть ряд проблемных вопросов в экономике и управлении Калининградской области, требующих, по крайней мере, начала каких-либо действий по улучшению ситуации.

    Основной проблемой для развития экономики Калининградской области является то, что все соседи Калининграда, будучи государствами, имеют возможность принятия управленческих решений любого уровня, а власти нашей области, не имея достаточных полномочий, теряют в оперативности принятия решений, согласовывая их с федеральными органами. Поэтому Калининградская область проигрывает в конкурентной борьбе странам Балтии13.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий