Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и установить проблемы формирования и развития свободных экономических зон в РФ как одной из форм реализации экономической политики государства.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны как организационные структуры и институциональный инструмент интеграции национальной экономики в мирохозяйственные процессы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место и роль СЭЗ в мировой экономике 5
1.1. Сущность и роль СЭЗ в мировой экономике 5
1.2. Классификация СЭЗ 8
Глава 2. Свободные экономические зоны в России 14
2.1. Современные функционирования СЭЗ в России 14
2.2. Перспективы развития СЭЗ в России ( на примере Калининградской области) 20
Глава 3. Формирование свободных экономических зон на Северном Кавказе 26
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по мировой экономике.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

   Кроме того, в экономическом плане Калининградскую область  необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством  и современными технологиями.

     Экономика Калининградской области очень современная в отличие от российской в целом. В Калининградской области нет моногородов, все предприятия высокотехнологичные, практически все не полного цикла, с высокой производительностью труда. Это экономика малого бизнеса, которая опережает российскую на несколько лет. Этот проект позволяет России конкурировать с Западом напрямую. Это лицо России перед Европой, и развитие этого региона должно показать, что наша экономика может на равных конкурировать с самыми развитыми странами14.

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Формирование свободных экономических зон на Северном Кавказе .

    

     Самый южный экономический район России - Северо-Кавказский, - расположенный в окружении Азовского, Черного, Каспийского морей и Главного Кавказского хребта. Он включает Краснодарский и Ставропольский края., Ростовскую область, республики Адыгею, Дагестан, Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую, Ингушетию, Северную Осетию-Аланию, Чеченскую. Район занимает 2,1% территории Российской Федерации (355 тыс. км2), здесь проживает 11,8% ее населения (на 1 января 1997 г. 17778,2 тыс. чел.)15.

      В современной России - это геополитически важнейший пограничный район, через который осуществляются экономические связи с Закавказскими республиками СНГ. Здесь находятся незамерзающие порты Черного и Каспийского морей, здесь расположено несколько национальных республик России, через которые идет взаимопроникновение и взаимовлияние русской и мусульманской культур.

     Формирование новых элит, вызванное сменой общественно-экономической формации в России, привело в начале 90-х годов к росту националистических и сепаратистских тенденций в некоторых национальных регионах. Однако, отсутствие природных ресурсов и признанной международной специализации приводит деловые круги района к осознанию неразрывности интересов развития этих регионов с развитием в составе России. В свою очередь, обострение отношений с Чеченской республикой вынудило федеральный центр идти на дополнительную финансовую поддержку новых национальных элит этих республик.

    Основу экономического потенциала района составляют самые крупные в России агропромышленный, а также курортно-рекреационный комплексы, многоотраслевое машиностроение, топливно-энергетический комплекс.

     В межрайонном разделении труда район выделяется также крупной нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленностью, производством вольфрама, молибдена, цинка, свинца, а также твердых сплавов и синтетических смол. Машиностроение специализируется на выпуске зерноуборочных машин, тракторных культиваторов, магистральных электровозов, паровых котлов, электротехнической продукции, нефтяного оборудования.

 

     Район - самая крупная продовольственная база, которая дает в России более 20% зерна и 30% пшеницы, почти треть сахарной свеклы, около 60% семян подсолнечника, 17% овощей, более 30% плодов и ягод, почти 100% винограда, 10-15% мяса и молока, 45% шерсти. Это единственный в России район возделывания субтропических культур (чай, цитрусовые, гранаты и др.) Однако первостепенную роль здесь играет высокотоварное зерновое хозяйство, обеспечивающее стране сбор почти 20 млн.т зерна, в том числе 12 млн.т пшеницы (среднегодовые данные за 1991 - 1995 гг.). Гораздо ниже возможностей участие района в удовлетворении потребностей отечественного рынка в теплолюбивых овощах, фруктах и плодах, винограде. Другая особенность - более низкая, по сравнению с растениеводством, роль животноводства в структуре сельского хозяйства, испытывающего самый сильный среди других районов России спад производства (пятикратный за 1991 - 1996гг.)16.

    Северный Кавказ - крупнейшая всероссийская здравница. Изменившийся рыночный спрос на рекреационные услуги хотя и поколебал, но не мог изменить фундаментального значения района для развития курортно-рекреационного хозяйства России. Целебные свойства теплого Черного моря, климата морских побережий и горно-лесных районов с реликтовой субтропической растительностью сочетаются с ценной по лечебному составу и богатейшими по запасам (около 30% разведанных общероссийских) ресурсами минеральных вод и лечебных грязей, причем освоена только десятая их часть. Более чем из двух десятков видов минеральных вод наиболее ценны углекислые и соляно-щелочные воды района Кавказских Минеральных Вод, обеспечивающие потребности местной санаторно-курортной базы и их вывоз во многие районы России.

    Общая емкость сложившейся в дореформенный период базы длительного отдыха и санаторно-курортного лечения составляла 400 тыс. мест, причем больше половины мест приходилось на Черноморское побережье Краснодарского края и одна треть на район Кавказских Минеральных Вод. Выделяется рекреационный район Большие Сочи, где сконцентрирована четверть санаторных учреждений Северного Кавказа. Здесь размещаются знаменитые мацестинские сероводородные источники.

    Однако ни один из курортов не имеет утвержденных нормативов предельно допустимых рекреационных нагрузок, в результате чего истощаются природные лечебные факторы. Из-за отсутствия предприятий утилизации отходов (не считая сочинского мусоросжигательного завода) большие территории используются для городских и поселковых свалок бытовых и производственных отходов. Не решаются проблемы вывода производственных объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду, из округов санитарной охраны курортов Анапы, Геленджика, Горячего Ключа, Сочи, Туапсинского района. Не завершено строительство канализационных комплексов в городах - курортах Черноморского и Азовского бассейнов. Ни один из глубоководных выпусков не удовлетворяет санитарным требованиям, в связи с чем не обеспечен отвод сточных вод за пределы зоны водопользования. Затягивается решение вопросов строительства объездных автодорог, из-за чего продолжается загрязнение атмосферного воздуха в городах-курортах. Для курортно-рекреационного развития Северного Кавказа решающее значение имеет осуществление комплекса действенных природоохранных мер.

      В социальной сфере Северного Кавказа две острые проблемы. Во-первых, жизненный уровень населения Северо-Кавказского района в целом устойчиво и значительно отстает от других экономических районов страны. Во-вторых, внутри самого Северо-Кавказского района сложилась резкая территориальная дифференциация уровня социального развития.

     В целом Северный Кавказ существенно отстает от среднероссийских показателей по уровню реальных денежных доходов на душу населения, величине средней заработной платы рабочих и служащих, размерам пенсий. Тяжелая ситуация сложилась с обеспечением занятости. Уровень общей безработицы на Северном Кавказе в настоящее время вдвое превышает ее среднюю величину по Российской Федерации. В кризисном состоянии все отрасли социальной сферы. По обеспеченности детей и школьников дошкольными и школьными учреждениями, студентов на тысячу человек, по состоянию коечного фонда, числу книг и журналов в библиотеках Северный Кавказ занимает последнее, 11 место среди экономических районов Российской Федерации17.

      Республики Северного Кавказа имеют более низкий уровень экономического развития, чем другие регионы, и как следствие, весьма сложную, а в ряде регионов кризисную ситуацию в социальной сфере. Наиболее низкий уровень средней заработной платы в Республике Дагестан. Он составляет всего 36% от среднего по Российской Федерации. Денежные доходы на душу населения в Республике Ингушетия в два раза ниже, чем на других территориях Северного Кавказа. До 40% всего населения в республиках Дагестан, Северная Осетия (Алания), Кабардино-Балкария имеет доходы ниже прожиточного минимума. В Ингушетии и Дагестане самый высокий уровень безработицы в Российской Федерации18.

     Наряду с отдельными сложными задачами каждого субъекта Федерации существуют интегральные проблемы социально-экономического развития Северного Кавказа федерального и общерайонного значения. Прежде всего, это топливно-энергетическая, продовольственная, транспортная, экологическая проблемы.

     Топливно-энергетическая проблема связана с ростом потребности Северного Кавказа в топливе и энергии при сокращении добычи нефти, газа и угля. Кризисное положение сложилось в угольной отрасли, где назрела необходимость закрытия убыточных шахт. Без единой региональной экономической политики обеспечивающей, наряду с поиском новых источников энергии перевод всех отраслей народного хозяйства на энергосберегающие технологии, Северо-Кавказские регионы могут оказаться перед лицом энергетического кризиса.

     Сохраняется роль Северного Кавказа как житницы страны, однако продовольственное обеспечение в последние годы осложнилось в связи с резким спадом производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Наряду с такими крупнейшими поставщиками сельскохозяйственной продукции, как Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, многие республики постоянно испытывают дефицит тех или иных продовольственных ресурсов.

     Насущность транспортной проблемы вызвана явно недостаточным развитием коммуникаций, связывающих Северный Кавказ, с основными центрами России, и с соседними закавказскими государствами.

     Среди экологических проблем наиболее острая - Каспий. Подъем уровня моря, не только затрагивает Дагестан, но имеет более широкий межрегиональный характер. Проблема связана с комплексным природно-хозяйственным освоением и развитием территорий бассейна Волги и Прикаспия. Выгоды от рационального решения ее получат регионы Северного Кавказа, Поволжья, Волго-Вятки, Центра, Урала.

     Интенсивное загрязнение промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками также резко обострило экологическую ситуация в районе, при этом наибольшую опасность представляет загрязнение побережья и прибрежных вод Черного и Азовского морей, в силу чего возникает угроза нормальному функционированию размещенным там рекреационным бальнеологическим комплексам всероссийского и мирового значение.

      Исторические особенности и сложности межэтнических отношений проявились в трудноразрешимой чеченской проблеме и осетино-ингушском противостоянии. Северный Кавказ стал зоной активного контакта закавказских республик с внутренними районами России, что вызвало проблему трудоустройства и адаптации беженцев из-за вынужденной миграции в связи с национальными конфликтами. В 1989 - 1995 гг. только в Краснодарский край, по данным официальной статистики, прибыло более 200 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, а по экспертной оценке, приток был в 1,5-2 раза выше.

       Учитывая продолжающееся обострение межнациональных отношений в ряде регионов России и СНГ, ухудшение в них социально-экономической обстановки, можно прогнозировать дальнейший устойчивый миграционный приток населения на Северный Кавказ. Это потребует дополнительных расходов на обустройство переселенцев и на поддержание порядка, охрану населенных пунктов.

       Исключительно острый характер приобрела проблема повышения уровня жизни населения. Ее решение связано с мерами повышения занятости и социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Основой для реализации таких мер должно послужить укрепление экономического потенциала и финансово-бюджетной самостоятельности субъектов Федерации Северного Кавказа.

        Использование в целом благоприятных предпосылок социально-экономического развития Северного Кавказа осложняется рядом ограничений, которые необходимо учитывать при дифференцированной по отраслям и регионам экономической политике.

       Северный Кавказ - один из редких районов, в которых сочетаются благоприятные агроклиматические условия, ценные земельные и достаточно крупные водные ресурсы, необходимые для разностороннего, высокопродуктивного развития агропромышленного комплекса, основных продовольственных (пшеница, подсолнечник, сахарная свекла), и южных, ранних и субтропических культур. В земельном фонде района, составляющем 34,3 млн. га, на долю сельхозугодий приходится 3/4 общей площади, а на долю пашни - почти половина, причем значительную часть земель занимают черноземы. Однако в целом высокая продуктивность подвержена значительным колебаниям, из-за периодически повторяющихся засух, разрушительных действий водной и ветровой эрозии. Из 17 млн. га пашни свыше 9 млн. га, то есть 57% относится к эрозионным, либо подверженным потенциальной эрозионной опасности землям19.

       Северный Кавказ располагает значительными водными ресурсами: суммарный среднегодовой речной сток составляет 70 км3. В то же время эти ресурсы распределены по территории крайне неравномерно. В степной зоне на обширной территории (около 13 млн. га) речной сток незначительный. Дефицит в воде испытывают северо-западные районы Ростовской области, низовья Дона и Терека, восточные районы Ставропольского края. В настоящее время объем водопотребления достиг 60% ресурсов местного речного стока, а безвозвратного водопотребления - 35%, причем более половины его приходится на орошение. Площадь орошаемых земель Северного Кавказа близка к 10% сельхозугодий района, с которых получают около 20% валовой продукции растениеводства района. Преимущества обладания достаточно крупными водными ресурсами теряются из-за непродуманного роста водоемкости производства. Требуется кардинальная рационализация водохозяйственной политики района.

       В качестве одной из важнейших предпосылок развития производительных сил района можно рассматривать крупномасштабные нефтяные ресурсы Каспия. Добыча каспийской нефти, перспективная прежде всего на шельфе Дагестана, потребует осуществления комплексного проекта ее транспортировки по трубопроводам и расширения морского порта в Новороссийске.

Ресурсные предпосылки имеются  для развития горнорудной промышленности (добычи вольфрама, молибдена, цинка  и меди), однако их использование  сдерживается намного более слабой по сравнению с другим регионами изученностью территории Северного Кавказа в геологическом и геолого-экономическом отношениях.

       Располагая самыми крупными в стране промышленными запасами термальных подземных вод и являясь энергодефицитным регионом, Северный Кавказ практически не использует уникальные возможности для создания достаточно крупной геотермальной энергетики (отопление и горячее водоснабжение жилья, развитие теплично-парникового хозяйства).

Благоприятно транспортно-географическое положение Северного Кавказа, расположенного на пересечении путей в Закавказье, имеющего кроме железнодорожного и  водный путь в Центральную Россию (Волго-Донской канал), а также  выходы к Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Но из-за низкого уровня развития транспортной сети возможности используются недостаточно.

      Из 17 морских портов Азово-Черноморского бассейна только 4 остались на территории России в Северо-Кавказском районе. По минимальной оценке, образовавшийся дефицит пропускной способности портов для российских грузов оценивается в 45-50 млн. т/год. Транспортные коммуникации Северного Кавказа, важная роль в которых принадлежит и морским портам, в перспективе приобретают решающее значение для России как "южные ворота" на Запад20.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий