Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:49, курсовая работа
Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и в Республике Беларусь. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
Введение.............................................................................................................3
1. Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты...................5
2. Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования.......................................................17
3. Анализ внешнеторговой политики РБ в условиях трансформационного периода (анализ динамики показателей внешней торговли Республики Беларусь (1995-2010) экспорт, импорт (по странам). Объем внешнеторгового оборота…………………………………………………………24
Заключение.......................................................................................................36
Список использованных источников
Белкоопсоюз
Учреждение образования
“Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации”
Кафедра финансы и кредит
Допущен к защите
Заведующий кафедрой
____________________________
(подпись, ФИО)
“____”_____________ 2011 г.
Курсовая работа
на тему: Внешнеторговая политика в системе макроэкономического регулирования
Студентка факультета
коммерции и менеджмента
II курса
группы Ф-21 ____________________ Зыблев Вадим Александрович (подпись, ФИО)
Научный руководитель
кандидат экономических
наук, доцент _______________________ Елена Петровна Цибина
(подпись, ФИО)
Гомель, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение......................
Заключение....................
Список использованных источников ..............................
Введение
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.
В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.
Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и в Республике Беларусь. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные
направления внешнеторговой
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
- показать инструменты
- провести анализ состояния
внешнеторговой деятельности и
определить пути
Объектом исследования курсовой работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь.
В курсовой работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход. Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы государственной политики в области внешней торговли, инструменты государственной внешнеторговой политики (тарифные и нетарифные); вторая рассматривает виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования. И, наконец, третья глава посвящена внешней торговле и внешнеторговой политике Республики Беларусь на современном этапе, где проведён анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь и намечены пути её совершенствования.
1. Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты.
В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда. Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и тому подобного с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики [9, c.72].
Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала [12, с.52].
Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка.
Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.
1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений [17, c.172]. Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эффективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тоталитарным политическим режимом.
2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.
3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для промышленно развитых стран и для развивающихся стран.
Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:
Субсидирование экспорта.
1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование рассматривается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО. [20, с. 71]
2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях — наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.
3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.
4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.
5. Скрытые формы субсидирования экспорта:
а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;
б) скидки с транспортных тарифов.
Государственное кредитование и оказание помощи.
1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75 % которой ежегодно идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно развитые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны [22, c.364].
2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране [10, с. 34].
3. Кредитование государством экспортеров на ряду с коммерческими банками, однако, у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;
4. Кредитование государством экспорта совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что активно практикуется в Англии.
Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных с экспортом — одна из наиболее распространенных форм поддержки экспортеров государством.
1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам— обычно 1 % от суммы сделки [20, с. 67].
2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятельности национальных экспортеров, инвесторов.
Организационная поддержка экспортеров. Так, в Японии в 1951 годбыла создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки информации о внешних рынках для японских экспортеров, организации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст. [22, c.368].
Поддержание конкурентоспособности отечественных экспортеров. Все вышеперечисленные формы форсирования экспорта с той или иной степенью уверенности можно было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.
1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимонопольного законодательства.
2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.
Как можно было заметить, расходы государства на различные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, увеличением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономического потенциала страны [4].
Информация о работе Внешнеэкономическая политика в системе макроэкономического регулирования