Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:55, курсовая работа
В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Под внешнеэкономической политикой государства понимается государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин и тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
К достоинствам тарифов относятся:
1. тариф — защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только зарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. Данный аргумент в защиту импортного тарифа имеет явные недостатки. Во-первых, очень трудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня зрелости, достаточного для того, чтобы снять защитный тариф. Во-вторых, очень сложно определить те отрасли, которые в течение разумного промежутка времени смогут под защитой тарифа развиться настолько, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики.
2. тариф — средство стимулирования отечественного производства. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.
3. тариф — важный источник бюджетных доходов. Однако использовать импортный тариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сократятся. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.
4. тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. [8, c.224-227]
1.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. [5]
Нетарифное регулирование предусматривает как меры стимулирующего, так и меры защитного (ограничительного) характера.
Генеральным соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».
К настоящему времени единая международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внещней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию, МБРР, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующие данные проблемы.
В этой работе будет приведено несколько классификаций нетарифных методы регулирования внешней торговли.
ЮНКТАД следующим образом классифицирует нетарифные ограничения:
1. паратарифные методы - это виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто ипользуемых паратарифных методов относятся прежде всего НДС и акцизы.
НДС, акцизы и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государсвенного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.
В некоторых странах используются весьма специфические формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (Австрия), сбор на охрану окружающей среды (Дания), сбор при ввозе в страну товаров в пластиковых контейнерах (Италия), налог на защиту растений (Швеция), сбор на борьбу с мусором (Финляндия) и др.
2. меры контроля за ценами – меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые товары ы данную страну (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам – экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).
3. финансовые меры. Они связаны с использованием правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (введение продажи обязательной валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).
4. меры количественного контроля (квотирование). Квота является наиболее распространенной формой нетарифных барьеров. Квотирование (контингирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.
Выделяют следующие виды квот:
o общие ( определяются для государственных нужд);
o естественные ( связаны с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в порталах и т.д.);
o исключительные (вводятся в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, зашитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств).
Тарифная квота (контингент) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.
Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:
o обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;
o ограничение экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;
o предупреждения истощения природных ресурсов;
o достижения военно-политических целей. Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они вводятся для:
1. защиты национального производства
2. достижения сбалансированности торгового баланса
3. регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке
4. реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.
Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту национальной экспортной продукции, а также позволяет избегать черезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов, запасы которых могут сократиться в случае ухудшения климатических или политических условий.
В Республике Беларусь квотируется экспорт сырьевых ресурсов с целью стимулирования национальных производителей к производству продукции более высокой степени переработки. К числу квотируемых экспортных товаров относятся минеральные удобрения, шкуры рогатого скота, товарная древесина, лом цветных металлов. Квотированию подвергаются также и импорт. Традиционно это табак, алкоголь и сахар. Установлены квоты на объем ввоза сырья для давальческих контрактов. Сделано это с целью поддержать производителей местного и сырья и экономической безопасности страны.
Преимущества квот:
o квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную велечину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;
o квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;
o использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензей государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям.
5. лицензирование. Лицензирование является регулированием внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование связано с квотирование.
В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полченной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:
o разовая лицензия – письменное разрешение сроком до года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
o генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
o глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости
o автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного стимулирования национальных производителей и экспортеров.
Государство выдает ограниченное количесвто лицензий, разрещающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование как мера оперативного регулирования внешне-экономических связей государством применяется на определенные периоды времени по конкретным товара (работам, услагам), включенными в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия. Экспортной лицензией должно быть подтверждено право на вывоз квотируемого товара; кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий военного и двойного ( мирного и военного) назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов. [7, с. 11-12]
6. монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю тороговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обоспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями ( продовольствие).
В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.
7. «добровольное» ограничение экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давление более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт. Который наносит ущерб ее местным производителям.
Добровольное» ограничение экспорта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Наибольшее распространение «добровольные» ограничения экспорта получили во взаимоотношениях США, Японии и Европейского союза. Так, Япония «добровольно» ограничивает свой экспорт автомобилей и стали в США, телевизоров – в Великобританию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург, стали – в страны Европейского союза, ЮАР, Южную Корею.
Виды скрытого нетарифного регулирования:
o технические барьеры. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу. К примеру, Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде — те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных и аптекарских товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках.
Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта