Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Под внешнеэкономической политикой государства понимается государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин и тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

               За указанный период значительно вырос удельный вес белорусского экспорта в страны Европейского союза – с 28 процентов в 2000 году до 44 процентов в 2009 году. В стоимостном выражении прирост экспорта составил 7,2 млрд. долларов (с 2,1 млрд. долларов до 9,3 млрд. долларов). Европейский союз в 2009 году занял первую позицию среди основных регионов поставок белорусской продукции.

Доля других стран СНГ, за исключением России, за период с 2000 по 2009 год увеличилась с 9 процентов до 12 процентов, а в стоимостном выражении экспорт в эти страны вырос более, чем в 3,5 раза (с 0,7 млрд. долларов до 2,6 млрд. долларов).

               Удельный вес других стран мира в структуре белорусского экспорта (страны Азии, Африки, Америки, Океании) увеличился с 11 процентов в 2000 году до 12 процентов в 2009 году, в стоимостном выражении – более чем в 3 раза (с 0,8 млрд. долларов до 2,7 млрд. долларов).

Мировой финансово-экономический кризис подтвердил важную роль политики диверсификации внешних рынков для нейтрализации негативных последствий, связанных со значительным снижением спроса в отдельных странах. Созданные в предыдущие годы экономические предпосылки, а также принятые дополнительные меры позволили в 2009-2010 годах расширить географию поставок белорусского экспорта.

               В 2010 году продолжилось изменение географической структуры белорусского экспорта, связанное с комплексом дополнительных мер, принятых в целях диверсификации экспорта в посткризисных условиях развития международной торговли. Эти меры позволили укрепить позиции Республики Беларусь на рынках стран СНГ, а также стран Азии, Америки, Океании. Фактически на долю этих стран приходится в 2010 году почти третья часть поставок белорусских товаров против менее одной четвертой части – в 2009 году. Совокупный удельный вес России и стран ЕС соответственно сократился.

 

Примечание – Источник: [19]

Рисунок 2 – Географическая структура экспорта в 2010 г.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом география белорусского экспорта расширилась на 24 новые страны, в которые раньше поставки белорусской продукции не осуществлялись (Барбадос, Буркина-Фасо, Габон, Гаити, Гибралтар, Гондурас, Джибути, Кабо-Верде, Камбоджа, Коста-Рика, Либерия, Мальта, Мартиника, Нигер, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Уругвай, Фиджи, Французская Гвиана, Чад, Черногория, Центрально-Африканская Республика, Эль-Сальвадор, Ямайка).

Суммарный объем экспорта в указанные страны составил 24,2 млн. долларов (калийные удобрения, шины, тракторы, прутки из стали, печатные книги и брошюры и др.).

Тенденция по изменению географической структуры белорусского экспорта сохранится и в последующие годы, когда в наибольшей степени проявится результативность принятых и принимаемых мер по диверсификации.

Наряду с географической диверсификацией осуществляется комплекс мер по товарной диверсификации белорусского экспорта. Эти меры нацелены на увеличение объемов и номенклатуры поставок белорусской продукции на рынки зарубежных стран, как традиционных торговых партнеров, так и тех стран, где белорусская продукция поставляется в незначительных объемах.

В 2010 году прирост экспорта за счет увеличения объемов и номенклатуры поставок белорусской продукции на нетрадиционные рынки составил 353,4 млн. долларов.

Конкретные меры по расширению географии поставок белорусской продукции осуществляются в рамках реализации отраслевых и региональных программ развития экспорта, программы развития экспорта на новые рынки Азии, Африки, Австралии и Океании.

Организована система постоянного мониторинга и информирования белорусских производителей о проводимых тендерах по закупкам товаров и услуг в рамках реализации государственных программ зарубежных стран.

               Одним из важнейших механизмов продвижения и закрепления белорусской продукции на перспективных рынках является создание товаропроводящей сети (ТПС), сборочных производств белорусской сложнотехнической продукции, сети сервисного и гарантийного обслуживания.

               В 2010 году за рубежом создано 253 новых субъектов ТПС, в том числе 56 с белорусскими инвестициями и 49 сборочных производств. В настоящее время предприятия Министерства промышленности имеют за рубежом 87 сборочных производств, на которых осуществляется сборка из машинокомплектов, узлов и деталей сельскохозяйственной, автомобильной, лифтовой и бытовой техники под товарными марками «МАЗ», «МТЗ», «БелАЗ», «Могилевлифтмаш», «Атлант» и др. [1]

Основными торговыми партнерами республики в январе-сентябре 2011 г. являлись: Россия – 44,4% от всего объема товарооборота, Нидерланды – 7,1%, Украина – 7%, Германия – 5,1%, Латвия – 3,7%, Китай – 3,2%, Польша – 2,9%, Бразилия – 2,2%, Венесуэла и Италия – по 1,6%.

              В сентябре-январе 2011 года экспорт составил 29 563,9 млн. долл. США, в  страны СНГ экспорт составил 14 536,2 млн. долл. США, в страны Таможенного союза - 10 818,2 млн. долл. США, в страны вне СНГ - 15 027,7 млн. долл. США, в страны ЕС (27) - 11 297,6 млн. долл. США. [15]

 

 

2.1 Влияние тарифного регулирование на экспортный потенциал

 

Примечание – Источник: [8, c.222]

Рисунок 3 – Влияние экспортного тарифа на экономику малой страны

Допустим, что малая страна производит и потребляет товар в точке Е, при этом линия SD представляет собой прямую внутреннего предложения, а линия DD — прямую спроса. Страна открывается мировой торговле и обнаруживает, что мировая цена на ее товар (Pw) выше, чем ее внутренняя цена. Поскольку мировой рынок может потребить

неограниченное количество товара по цене Pw, кривая предложения будет представлена горизонтальной прямой S d+w , которая покажет объем товара, производимого внутри страны и экспортируемого на мировой рынок. Равенство спроса и предложения в условиях свободы торговли будет достигнуто в точке F, в которой объем предложения товара составит Q5, тогда как внутренний спрос на него — только Q1. Излишнее количество товара (Q5Q1) экспортируется.

Правительство решает ограничить экспорт с помощью тарифа. Поскольку речь идет о малой стране, факт введения ею экспортного тарифа не оказывает влияния на уровень мировых цен, который остается прежним. Это значит, что условия торговли страны не изменяются, экспорт товара становится менее прибыльным и производители возвращают часть товара на внутренний рынок, в результате чего внутренняя цена на него падает на размер пошлины с Pw до Р w+t. Кривая совокупного спроса перемещается вниз на величину введенного тарифа на уровень Sd+w+t. При новом уровне спроса равенство внутреннего предложения и совокупного (внутреннего и внешнего) спроса достигается в точке G, в которой под защитой экспортного тарифа внутреннее потребление увеличивается на Q1Q2, а внутреннее предложение падает на Q5Q4. Экспорт сокращается с Q5Q1, до Q4Q2. В результате введения тарифа произошло увеличение внутреннего потребления и сокращение внутреннего производства товара, что, в свою очередь, привело к сокращению экспорта.

В результате введения экспортного тарифа потребители выигрывают сегмент а, поскольку цена, по которой они приобретают товар, снижается. Государство через экспортную пошлину перераспределяет в свою пользу от производителей сегмент с, равный произведению размера экспорта на ставку тарифа. Сегменты (b+d) представляют собой чистые потери производителей. В целом в результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе — перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления).

В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт. [8, с. 222-224]

 

2.3 Влияние нетарифного регулирования на экспортный потенциал

 

 

Примечание – Источник: [8, c. 239]

Рисунок 4 – Экономический эффект «добровольного» ограничения экспорта

Предположим, что внутреннее пред ложение товара в стране составляет Sd , a спрос — Dd. Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет из первой страны S1 по цене P1, а из второй страны S2 по цене Р2.

В этой ситуации внутреннее производство товара составит Q1, потребление — Q7 , импорт товара — Q7Q1, который весь придется на первую страну, поскольку товары из второй страны слишком дороги. Предположим, что под угрозой санкций со стороны импортирующей страны правительство первой страны решает «добровольно» ограничить экспорт своего товара, введя квоту на его экспорт в размере Q5Q3.В результате сокращения внешнего предложения внутренние цены на товар поднимаются до уровня Р3 , внутреннее производство увеличится до Q3 , внутренний спрос сократится до Q5 , импорт сожмется до размеров квоты, то есть Q5Q3. Излишек потребления сократится на a + b + c + d + e + f + g + h + i + j + k + l . При этом эффект передела составит a + h , эффект защиты — b + c + i , эффект дохода — d + e + j + k , эффект потребления — f + g + l.

Эффект дохода в данном случае улавливается не местными импортерами, как это было в случае импортной квоты, а иностранными экспортерами, которые получают возможность повышать цену своего экспорта. Это является побуждающим мотивом для экспортеров вводить «добровольные» ограничения экспорта, когда возникает реальная угроза введения импортных квот импортером. Для импортирующей страны «добровольное» ограничение экспорта экспортирующей страной означает потерю не только эффектов защиты и потребления, которые неизбежны в любом случае, но и эффекта дохода, то есть всего сегмента b + c + d + e + f + g + i + j + k + l .

Кроме того, введение «добровольных» ограничений экспорта одной страной зачастую приводит к расширению экспорта такого же товара другими странами, с которыми не заключено соглашение о «добровольном» ограничении экспорта и которые стремятся занять нишу, образовавшуюся на рынке импортирующей страны. Тот же товар из второй страны, цена на который Р2 в условиях отсутствия «добровольного» ограничения экспорта первой страны была неконкурентоспособна, после его введения стал вполне конкурентным, ибо Р2 <Р3 . Импорт не угрожает второй стране импортными ограничениями и не требует введения «добровольных» ограничений экспорта. Вторая страна экспортирует ( Q3 - Q2 )+( Q6 - Q5 ) единиц товара, что поднимает внутреннюю цену импортирующей страны до уровня Р2 . Потери для потребителя ограничиваются эффектами защиты и потребления, которые в данном случае составят только b + g . Если первая страна поднимет цены на свой товар до уровня цен второй страны, то увеличит свои доходы только на размер сегментов c + d . Сегменты e + f составят эффект отклонения (сокращения) в торговле, возникающий в связи с тем, что импортер вынужден покупать дополнительное количество товара во второй стране, где цены на него изначально выше, чем в первой. Фактически эффект отклонения является прямой потерей для мировой экономики, поскольку из-за «добровольных» ограничений экспорта ресурсы используются не самым эффективным образом. Экспорт дополнительного количества товара, пусть и по более высокой цене, из второй страны приводит к сокращению полных экономических потерь для импортирующего государства, которые составят только сегменты i + j + k + l .

«Добровольные» ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к поня тию ограничительной деловой практи ки (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.[8, с.239-242]

 

2.4 Проблемы стимулирования экспорта в Республике Беларусь

 

Республика Беларусь, взявшая курс на развитие экспортоориентированного производства, нуждается в осмыслении мирового опыта и выбора наиболее эффективных форм и методов стимулирования экспорта. Особый интерес представляет анализ опыта стимулирования экспорта государств, достигших определенных экономических успехов.  Опыт показывает, что нереально ориентировать на экспорт одновременно все отрасли хозяйства. В отношении каких-то из них рациональнее проводить политику импортозамещения. Поэтому главная задача состоит в выборе тех отраслей, которые уже обеспечены ресурсами и могут дать наиболее быстрый эффект при их ориентации на экспорт.

Сдерживающее влияние на белорусский экспорт в основном оказывают:

— тяжелое финансовое положение большинства предприятий и, как следствие, отсутствие средств на модернизацию и обновление производственных мощностей, на инвестирование в перспективные, ориентированные на экспорт проекты.

— усиление конкуренции на рынках не только дальнего, но и ближнего зарубежья. К примеру, российские товаропроизводители теснят наших экспортеров на собственном рынке, пользуясь преимуществом низких железнодорожных тарифов, меньшей стоимостью энергоносителей, вексельной системой расчетов. Сложности с оплатой белорусской продукции провоцируют увеличение бартера, несмотря на введение рентного сбора.

— вопросы валютной неурегулированности. 40 %-ная обязательная продажа валюты по заниженному курсу оборачивается дополнительным 20 %-ным налогом, в отчетах занижается стоимость импортных материалов и искусственно растет налог на прибыль. Из-за множественности курсов валюты экспортная продукция убыточна. Предприятия теряют оборотные средства и прибегают к посредникам.

— недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у предприятий республики;

— низкий международный рейтинг надежности Беларуси для кредитов и инвестиций. Иностранный капитал поступает в республику в основном в виде кредитов. Однако даже незначительные суммы кредитов иногда используются неээфективно.

Задача государственных органов управления внешнеэкономической сферой — создать систему мер защиты экономических интересов белорусских экспортеров, активно содействовать продвижению на зарубежные рынки конкурентоспособной белорусской продукции. Правительством Республики Беларусь предпринят ряд мер по стимулированию деятельности отечественных экспортеров: создан фонд поддержки экспорта, готовится к подписанию соглашение между правительствами Беларуси и России об устранении двойного налогообложения НДС и акцизами взаимных поставок товаров. Положительные результаты должны дать некоторая либерализация продажи валюты на межбанковском рынке по свободному курсу, освобождение от налогов на прибыль доходов, полученных в результате образования положительных курсовых разниц между официальным курсом Национального банка и курсом продажи иностранных валют при совершении сделок купли-продажи на дополнительной торговой сессии открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа", освобождение от налога на прибыль и обязательной продажи прироста валютных поступлений предприятия.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта