Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Под внешнеэкономической политикой государства понимается государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин и тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

В качестве первоочередных шагов необходимо:

— повысить качество продукции, улучшить ее упаковку и расфасовку;

— увеличить удельный вес переработанной продукции в структуре экспорта страны;

— формировать необходимую инфраструктуру, обеспечивающую изучение зарубежных рынков, продвижение и сбыт белорусской продукции на внешних рынках;

— ускорить реализацию мероприятий программы импортозамещения.

Кроме того, при формировании экспортной политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

Одной из главных проблем увеличения экспорта является повышение конкурентоспособности производимой в республике продукции за счет улучшения ее качества. Продажа продукции по заниженным ценам не может привести к положительному результату в перспективе, да и в настоящее время этот фактор уже себя исчерпал. Повышение конкурентоспособности напрямую связано с модернизацией производства и внедрением новых высокоэффективных технологий, так как более половины предприятий работают на устаревшем и на 60—70 % изношенном оборудовании.

В условиях отсутствия притока внешних инвестиций необходимо создать предпосылки для внутреннего инвестирования экспортоориентированных отраслей. Это может быть льготное налогообложение средств, инвестируемых в развитие и обновление производства продукции на экспорт.

Таким образом, для Республики Беларусь с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внешнеэкономическая политика государства представляет собой государственную политику в области экспорта и импорта, таможенных пошлин и тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

К основным принципам внешнеэкономического регулирования относятся: реализации внешнеторговой политики как составной частии единой  внешней политики Республики Беларусь; невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц; обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь; применение в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности и т.д.

Внешнеэкономическая политика государства может проводиться двумя способами: тарифным ограничением экпорта или импорта, а также нетарифным регулированием к которым относятся квоты, «добровольное» ограничение экпорта, субсидии и т.д.

К достоинствам тарифов относится: тариф — защита молодых отраслей, тариф — средство стимулирования отечественного производства, тариф — важный источник бюджетных доходов, тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций.

К недостаткам тарифов относятся: тарифы замедляют экономический рост, одностороннее введение тарифов может привести к торговым войнам, тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, тариф ведет к сокращению общего уровня занятости.

Осуществление мер протекционизма требует продуманного и взвешенного подхода. Высокие таможенные барьеры и нетарифные ограничения ограждают национальных производителей от конкуренции. Они могут не заботиться о повышении качества своих товаров и снижении цены. Несмотря на недостатки,  тарифы обладают следующими достоинтсвами: они являются защитой молодых отраслей, являются средством стимулирования отечественного производства. Также тарифы – наиболее важный истоник бюджетных доходов и являются защитой национальной безопасности. международного престижа страны, ее культуры и традиций.

Не все варианты поощрения экспорта приводят к эффективному результату. В частности, неэффективным может оказаться предоставление крупных экспортных субсидий, которые часто используются вместо проведения девальвации или с целью компенсаций последствий протекционизма. Считается, что субсидии могут быть использованы в качестве временной меры, что может оказать непосредственное и немедленное воздействие на рост экспорта. Однако субсидии в длительной перспективе могут не дать эффекта, поскольку не оказывают положительного влияния на экономику.

Методы, предусматривающие специальный режим для экспортеров, включая субсидии, сохранение валютной выручки, использование выгодного для них валютного курса, также могут породить проблемы неэффективного распределения ресурсов.

              В данный момент Республика Беларусь столкнулась с проблемой стимулирования экспорта. Это может быть объяснено такими причинами как : тяжелое финансовое положение большинства отечественных предприятий, усиление конкуренции на рынках дальнего и ближнего зарубежья, недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у предприятий республики; низкий международный рейтинг надежности Беларуси для кредитов и инвестиций. Для того, чтобы решить данные проблемы необходимо : повысить качество продукции, улучшить ее упаковку и расфасовку; увеличить удельный вес переработанной продукции в структуре экспорта страны;

сформировать необходимую инфраструктуру, обеспечивающую изучение зарубежных рынков, продвижение и сбыт белорусской продукции на внешних рынках; ускорить реализацию мероприятий программы импортозамещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.       Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика:Учебник/Под общей ред.д.э.н.,проф.А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с. –( «Учебник МГУ им.М.В.Ломоносова»)

2.       Внешнеэкономическая политика. [Электронный ресурс]/Глоссарий :  - Режим доступа :  www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RCtl@tl_qutuso,lxqg9!vuroyoqg. – Дата доступа: 05.11.2011.

3.       Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]/Wikipedia :  - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственное_регулирование_внешнеэкономической_деятельности_в_Республике_Беларусь.  - Дата доступа : 07.11.2011.

4.       Давыденко, Е.Л. Экспортный потенциал Республики Беларусь в условиях роста международной конкуренции/ Е.Л. Давыденко// Банкаўскі веснік: Ежемесяч.информ. аналит.журнал.— 2008. — № 13. — С. 48—52

5.       Закон Республики Беларусь О таможенном тарифе: Закон Респ.Беларусь,  3 февраля 1993 года // Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.levonevski.net/pravo/razdel2/num6/2d637.html. - Дата доступа : 15.10.2011.

6.       Закон Республики Беларусь О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ.Беларусь, 25 ноября 2004 года // Банк законов. Информационный портал Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.bankzakonov.com/republic_pravo_by_2010/blocky8/rtf-t9g6i5.htm. - Дата доступа : 15.10.2011.

7.       Клиновская, И.А. Регулирование экспорта Республики Беларусь в условиях действия механизмов Всемирной торговой организации/ И.А.Клиновская. – Мн.: Право и экономика, 2004. – 164, [1] с.- (Серия «Мировая экономика»)

8.       Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х. ч. – Ч.I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов.-М.:416с.

9.       Коноплицкий, В. Бизнес. Толковый словарь./В.Коноплицкий.— М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". 1998.

10.   Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика : Пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА – М, 1999. – XXXIV, 974 c.

 

11.   Мигас, В.В., Нечай, А.А. Формы и метода стимулирования экспорта в Республике Беларусь (с позиции мирового опыта) / В.В.Мигас, А.А.Нечай. [Электронный ресурс]: МИНСК, 2003. – Режим доступа: http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=375&Itemid=51. – Дата доступа: 25.10.2011.

12.   Нестерова, А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Кали-нингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с.

13.   Петровская, Л. М. Стимулирование экспорта и экспортные барьеры: теоретические и практические аспекты: Монография / Л. М. Петровская, А. В. Данильченко. — Минск: Право и экономика, 2007. — 96 с.

14.   Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ В.Е. Рыбалкин [и др.] под.ред. В.Е. Рыбалкина 7-е. изд., перераб. и доп. – М.ЮНИТА-ДАНА, 2008.-591с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)

15.   Торговый баланс Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь :  - Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/trade_balance_9_2011.php. – Дата доступа : 20.11.2011.

16.   Фомичев, В.И. Международная торговля/ В.И.Фомичев. – М.: Изд.дом «Инфра-М», 2001.- 444, [1] с. – (Высшее образование)

17.   Шулековский, В. Стимулирование экспорта как мера экономической политики / В. Шулековский// Банкаўскі веснік: Ежемесяч.информ.-аналит.журнал. – 2007. - № 28. – С.32-35.

18.   Экспортный потенциал .[Электронный ресурс] :  - Режим доступа : http://www.mfa.gov.by/export/export/potential/. – Дата доступа : 10.11.2011.

19.   Экспортный потенциал [Электронный ресурс]/Министерство иностранных дел Республики Беларусь :  - Режим доступа : http://www.bank24.ru/info/glossary/?srch=%DD%CA%D1%CF%CE%D0%D2%CD%DB%C9+%CF%CE%D2%C5%CD%D6%C8%C0%CB.  – Дата доступа : 25.10.2011.

20.   Экспорт товаров из Беларуси снижается третий месяц подряд, рухнул экспорт в страны СНГ [Электронный ресурс]/ex-Press : Режим доступа : http://www.ex-press.by/article.php?id=19242. - Дата доступа : 29.10.2011.

 

 

 



Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства по стимулированию экспорта