Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:58, реферат
Целью данной работы является исследование внешнеэкономической стратегии России на современном этапе.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
– показаны основные аспекты внешнеэкономической политики;
– рассмотрены внешнеэкономические стратегии РФ с Европейскими странами, странами СНГ, АТР, Ближнего, Среднего Востока и Африки.
Введение 5
1 Теоретические аспекты внешнеэкономической политики 7
2 Внешнеэкономические стратегии Российской Федерации 11
2.1 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами СНГ 11
2.2 Стратегия РФ в налаживании внешнеэкономических отношений с Европейскими странами 14
2.3 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) 17
2.4 Стратегия стремления РФ к налаживанию внешнеэкономических отношений с Соединенными Штатами Америки 20
2.5 Внешнеэкономическая стратегия РФ в отношении стран Ближнего и Среднего Востока, и Африки 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Такие страны, как Индонезия, Малайзия и Тайланд, представляют интерес для России в области реализации крупных инфраструктурных проектов, а также в создании региональной энергетической системы. Имеются перспективы взаимодействия в сфере добычи полезных ископаемых, сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях, атомной энергетике, рыболовстве.
Многостороннее сотрудничество имеет немаловажное значение во взаимоотношениях между странами.
«Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) Россия рассматривает прежде всего как уникальный механизм экономической интеграции стран АТР и использует членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Работа в структурах форума АТЭС и проводилась саммитом во Владивостоке в 2012 году.
Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.
Что касается США, то их следует рассматривать в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений. Они доминируют во многих международных и региональных экономических и финансовых институтах. Экономические и политические события, происходящие в США, заметно воздействуют на общее состояние мировой экономики.
Американский рынок представляет значительный интерес для российских компаний как с точки зрения продаж российских товаров и услуг, так и приобретения зарубежных активов в реальном секторе, освоения передовых технологий и бизнес-компетенций.
Основными задачами, которые ставит перед собой Россия в отношениях с США будут: укрепление дополняющих друг друга экономик двух стран в сферах энергетики и транспорта, финансов, обеспечение доступа к американским технологиям и компетенциям, продвижение российских товаров, услуг и инвестиций на рынки США.
Главными направлениями российско-канадского сотрудничества будут развитие проектов в сфере энергетики, в отдельных отраслях промышленности и сферы услуг, налаживание взаимодействия в реализации уникального транзитного потенциала обеих стран путем организации арктических морских и трансполярных авиационных маршрутов, которые могут стать кратчайшим связующим транспортным звеном между экономиками Северной Америки и Евразии.
Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Ведущий партнер России в Латинской Америке – Бразилия, которая имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг.
Стратегия сотрудничества России со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направлениям:
1) укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто - и авиатранспортных средств, спецтехники;
2) расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства объектов «под ключ», оказание услуг в рамках строительства промышленных и энергетических объектов;
3) развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте - и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;
4) Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано - и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации.
Основная цель внешнеэкономической стратегии России – выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.
Основными направлениями взаимодействия являются:
– участие в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, а также создание трубопроводной сети (Турция, Израиль, Иран, Алжир);
– создание на территории стран региона сборочных производств российской машиностроительной продукции и содействие развитию промышленной кооперации;
– сотрудничество в области атомной энергетики, обеспечение условий для внедрения российских ядерных технологий и услуг по строительству АЭС (Турция, Египет, Алжир, Марокко, страны Персидского залива);
– создание транспортного коридора «Север-Юг», развитие железнодорожно-паромного маршрута по Каспийскому морю;
– участие в строительстве сети железных дорог (Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Алжир, Ливия) [5].
Африка, являясь быстроразвивающимся регионом, представляет стратегический интерес для российской экономики, в том числе как источник природных ресурсов, рынок для реализации инвестиционных проектов и рынок сбыта продукции машинно-технического экспорта
Приоритетами внешнеэкономической стратегии России в этом регионе являются:
1) разведка недр, добыча, транспортировка нефти, обустройство и эксплуатация месторождений, приобретение газовых, нефтяных, урановых и бокситовых активов (Ангола, Нигерия, Судан, ЮАР, Намибия и др.);
2) строительство энергетических объектов – гидроэлектростанций на реке Конго (Ангола, Замбия, Намибия, Экваториальная Гвинея) и АЭС (ЮАР, Нигерия);
3) создание плавучих АЭС, обеспечение участия ЮАР в международном проекте создания центра обогащения ядерного топлива в России;
4) строительство железных дорог (Нигерия, Гвинея, Ангола);
5) Создание российских торговых домов для продвижения и техобслуживания российской машинно-технической продукции (Нигерия, ЮАР).
На сегодняшний день, Россия носит статус сильной державы, имеющей потенциал страны, ведущей экономические и политически дела с большим числом стран мира. Страна заинтересована в сотрудничестве с другими государствами по той причине, что практически вся её экономика держится именно на взаимоотношениях с партнёрами извне.
Согласно приведённым выше данным, стратегически важное значение для России имеют торгово-экономические отношения, связанные с поставками сырья за границу и в близлежащие регионы. Не на последнем месте стоит экспорт оборудования, машин, всевозможной военной техники за рубеж.
На своём веку, Россия не раз участвовала во многих инвестиционных проектах. Одним из таких является проект по строительству железнодорожных магистралей через всю Африку – от Дакара до Порт-Судана. Эта стратегия в значительной степени усилила влияние России на континенте. РЖД уже несколько лет ведут активную зарубежную экспансию, что свидетельствует о заинтересованности нашего правительства в реализации данного проекта.
В целом можно сказать, что наша страна во многих аспектах ведёт активную внешнеэкономическую стратегию, которая имеет успех не только в плане финансовой выгоды, но также в плане развития дальнейшего сотрудничества и взаимоподдержки.
Тестовые задания
1. Понятию «мировой рынок» соответствует следующее определение:
а) часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками;
б) сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства;
в) внутренний рынок, часть которого ориентирована на иностранных покупателей.
2. Отношение экспортных цен стран к её импортным ценам известно как:
а) национальный доход;
б) дифференциация рынка;
в) условие торговли.
3. Основатель теории сравнительных преимуществ:
а) Д. Рикардо;
б) А. Смит;
в) К. Менгер.
4. Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций. Одна из них свободная торговля, другая:
а) монополизация;
б) протекционизм;
в) субсидирование экспорта.
5. Пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным:
а) антидемпинговая;
б) специальная;
в) компенсационная.
6. Разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах – это:
а) стратегические системы;
б) стратегические альянсы;
в) международное слияние и поглощение.
7. Назовите валюту, которая характеризуется стабильным валютным курсом, движения которого следуют в основном фундаментальным макроэкономическим закономерностям:
а) национальная валюта;
б) резервная валюта;
в) твердая конвертируемая валюта.
8. Лицензия, предусматривающая право на проведение конкретной банковской операции в иностранной валюте – это:
а) генеральная лицензия;
б) внутренняя лицензия;
в) разовая лицензия.
9. Международная миграция рабочей силы это:
а) перемещение людей по стране со сменой постоянного места жительства;
б) целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из неё;
в) перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.
10. Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является:
а) заключение международных соглашений;
б) проведение мероприятий по защите национальных рынков;
в) осуществление обмена результатами трудовой деятельности.
Волжский 2013
Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России на современном этапе