Внешнеэкономические связи Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение внешнеэкономических связей Свердловской области.
В соответствии с целью, сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретический аспект внешнеэкономической деятельности регионов;
- рассмотреть внешнеэкономические связи Свердловской области;
- сделать выводы и разработать рекомендации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешнеэкономическая деятельность регионов: теоретический аспект...…..5
1.1. Сущность внешнеэкономической деятельности регионов………………...5
1.2. Межрайонное разделение труда на основе специализации регионов…….8
1.3. Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов…………………………………………………………………………..11
2.Внешнеэкономические связи Свердловской области………………………13
2.1. Экономический потенциал Свердловской области……………………….15
2.2. Международные связи Свердловской области……………………………21
3. Выводы и рекомендации……………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...…29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ВЭД.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Производя 4,9% промышленной продукции России, Свердловская область занимает в стоимостном объеме экспорта страны 3,5, импорта - 2,1%. Международной специализацией области прежде всего является продукция металлургического комплекса, удельный вес которой в экспорте составляет более 60%. На Свердловскую область приходится 11% экспорта черных и цветных металлов РФ (второе место среди субъектов РФ после Красноярского края) и около 9% вывоза за рубеж продукции нефтехимического комплекса России (второе место после Пермской области).

Трансформации в структуре и объеме внешнеэкономических связей были значительными в начале 90-х годов и после финансового кризиса 2008г. Структурный сдвиг выразился в резком увеличении экспорта из области проката черных металлов, цветных металлов, химических товаров после того, как предприятия получили право самостоятельного выхода на внешние рынки в условиях ценовой конкурентоспособности уральской продукции. Конъюнктура мирового рынка благоприятствовала экспортерам металлопродукции в 2000-2002 и 2004 гг. В географической структуре внешнеторгового оборота региона доля стран СНГ снижалась, удельный вес стран дальнего зарубежья возрастал и составил к 2010 г. 85,6% в экспорте и 70% в импорте области. Среди 107 торговых партнеров Свердловской области основными являются: США, Нидерланды, Великобритания, Казахстан, Италия, Германия. Обесценивание российского рубля в результате финансового кризиса вызвало резкое сокращение импорта в регион, при этом экспорт вырос незначительно в 2008 г. и существенно в 2010 г. (на 15,9%). Эффект импортозамещения исчерпан, и темпы прироста импортных поставок превысили прирост экспорта, составив в 2010 г. более 29%. В товарной структуре экспорта трансформации выразились в резком уменьшении доли черных металлов и изделий из них, которые в начале 90-х гг. обеспечивали более 80% валютных доходов области, а в 2010 г. лишь 25%.  В начале 2011 г. наметились позитивные тенденции сокращения доли бартерной торговли во внешнеторговом обороте Свердловской области и некоторого увеличения экспорта продукции более высокой степени обработки. Стабильным оставался вывоз за рубеж цветных металлов - примерно 35% стоимости экспорта региона, нефтехимической продукции - 23,7%. Товарная структура экспорта области в 2010 г. представлена на рисунке 8 [14, c. 77].

Рисунок 8 - Товарная структура экспорта Свердловской области в 2010 г.

 

Свердловская область сохранила свою прежнюю международную специализацию с негативной тенденцией к усилению сырьевой направленности. В поставках продукции за рубеж остается низкой доля продукции высокой степени переработки. В экспортно-ориентированных отраслях происходит старение основных фондов, необходима коренная реконструкция, внедрение прогрессивных технологических процессов.

 

 

 

3. Выводы и рекомендации

 

В результате проведенного исследования, можно сделать вывод о повышении роли внешнеэкономических и снижении роли внутринациональных связей Свердловской области в условиях рыночной трансформации российской экономики.

В результате к концу 2010 г. в системе экономических связей Свердловской области на внешний товарооборот приходилось более половины стоимости ввоза и вывоза продукции, а растущая открытость региона в мировом экономическом пространстве стала сопоставимой с уменьшавшейся открытостью в национальном пространстве.

 

Рисунок 9 - Внешнеэкономические и межрегиональные связи Свердловской области за 2010 г. в % от суммарных объемов вывоза и ввоза продукции

 

Так, в Свердловской области объемы межрайонных и внешнеэкономических связей практически выровнялись, составив примерно по 20% от ВРП области в 2010 г. При этом в вывозе сырья и материалов из Свердловской области 54% приходится на поставки в страны дальнего зарубежья, 44% - на вывоз в другие регионы страны. В вывозе машин и оборудования, наоборот, основным рынком сбыта выступают регионы России, куда из области отгружается 72% вывозимых машинотехнических изделий. Негативным следствием изменения структуры хозяйственных связей области стало сокращение товарооборота со странами СНГ и некоторое его снижение с регионами Уральского экономического района (рисунок 9) [13, c. 55].

Таким образом, в период становления основ рыночной экономики в России отчетливо проявился экспортно-импортный императив, когда роль внешней торговли как фактора экономического развития регионов значительно возросла.

Расширение внешнеэкономических связей регионов России компенсировало сворачивание межрегиональных взаимодействий, которые упали вследствие кризисного сокращения производства. В результате внешний рынок сбыта продукции для российских предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, стал привлекательнее по сравнению с национальным рынком, и международные хозяйственные связи во многих случаях стали предпочтительнее внутрироссийских производственных взаимодействий. Расширение внешнеэкономических связей регионов привело к увеличению неоднородности российского экономического пространства.

Увеличение инвестиций обеспечивает прирост ВРП регионов Урала, в несколько раз превышающий вклад экспорта в подъем производства. Можно заключить, что экспорт сыграл позитивную роль в смягчении кризисного спада производства в регионах, но ведущую роль в стабилизации социально-экономического положения и выходе на траекторию устойчивого роста ВРП имеют внутренние факторы экономического роста, прежде всего вложения в основной капитал, обновление парка машин и оборудования.

Некоторую угрозу экономической безопасности РФ представляют появившаяся сильная зависимость ряда регионов от конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, непрекращающийся вывоз капитала, рост внешнего долга России, увеличение зависимости потребительского рынка от импортных товаров, сворачивание ряда национальных производств, ослабление аграрного сектора экономики, тенденция к превращению РФ в сырьевой придаток развитых стран. Однако экономической безопасности страны угрожают в большей степени не внешнеэкономические связи, а внутренние деструктивные процессы разрушения производственного потенциала и промедление в осуществлении реструктуризации производства и экспорта.

Глобально-ориентированная политика направлена на повышение конкурентоспособности региона на внутринациональном и внешних рынках через мобилизацию интеллектуального и научного потенциала территории, обеспечение мобильности факторов производства, мониторинг конъюнктуры региональных и мировых товарных и финансовых рынков, маркетинг и рекламу региона, повышение качества и имиджа продукции. Расширение экономических связей региона связано с проведением экспорториентированной политики, стратегии стимулирования экспорта прямых инвестиций предприятий региона и привлечения транснациональных и трансрегиональных компаний в регион, с поддержкой экспортеров машиностроительной продукции и услуг, усилением интеграции и взаимодействия с сопредельными территориями [8, c. 133].

Вариант изоляции России от мирохозяйственных связей представляется тупиковым, ведущим к снижению благосостояния страны. Вместе с тем внутренний рынок сохраняет свою значимость и приоритетность для большинства предприятий Свердловской области, прежде всего обрабатывающей промышленности, но эффективное развитие национального рынка невозможно без благотворного влияния иностранной конкуренции.

Для обеспечения увеличения активности регионов Российской Федерации в реализации внешнеэкономической политики нужен постоянный поиск форм и методов стимулирования ВЭД. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД. Необходимо исследование накопленного различными регионами России положительного опыта внедрения региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности и явлений, сдерживающих эти процессы [9, c. 90].

Для повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности региона могут быть предложены следующие направления:

-              срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной (отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке. Без такой политики успешное развитие внешнеэкономической деятельности региона невозможно;

-              ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их внешнеторговой маркетинговой деятельности. Особенно это касается мер поддержки аграрного сектора;

-              создание механизмов временной государственной поддержки предприятий региона, особо страдающих от резко возросшего импорта;

-              создание государственной системы внешнеэкономической информации для предприятий (цены, условия торговли и т.п.);

-              подготовка в регионе специализированных во внешнеэкономической деятельности кадров (юристов и экономистов);

-              постоянный мониторинг внешнеторговых контрагентов и всех торговых барьеров, создаваемых ими, публикация регулярных отчетов его результатов.

Оценка факторов интенсивности внешнеэкономических связей и потенциала импортозамещения в отдельных регионах должна производиться на основе более детального и конструктивного анализа региональных особенностей:

- определения оптово-межрегиональных функций данного региона, а также степени его участия во внешнеэкономической деятельности;

- наличия информации об импорте в регион соответствующих групп товаров;

- получения информации о возможных изменениях таможенных тарифов по группам товаров;

- определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары.

Анализ региональных последствий осуществления политики импортозамещения, может быть в полной мере осуществлен при условии:

- получения информации об изменениях таможенных тарифов по группам товаров;

- определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары;

- наличия информации об импорте в регионы соответствующих групп товаров;

- выделения оптово-межрегиональных функций отдельных субъектов федерации, а также исключения фактора формального отнесения импорта к регионам, реально слабо участвующим во внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Механизм внешнеэкономической деятельности в регионах РФ включает в себя формы этой деятельности: международную торговлю, кооперацию производства, в том числе функционирование совместных предприятий, привлечение иностранных инвестиций, активизацию во внешнеэкономических связях малого и среднего бизнеса, приграничное сотрудничество российских регионов, использование преимуществ зон свободного предпринимательства.

Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью на всех этапах развития российской экономики является одним из ведущим фактором экономического роста. Объективной необходимостью при этом является более полная реализация региональных преимуществ внешнеэкономических связей.

Для повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности региона могут быть предложены следующие направления:

-              срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной (отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке. Без такой политики успешное развитие внешнеэкономической деятельности региона невозможно;

-              ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их внешнеторговой маркетинговой деятельности. Особенно это касается мер поддержки аграрного сектора;

-              создание механизмов временной государственной поддержки предприятий региона, особо страдающих от резко возросшего импорта;

-              создание государственной системы внешнеэкономической информации для предприятий (цены, условия торговли и т.п.);

-              подготовка в регионе специализированных во внешнеэкономической деятельности кадров (юристов и экономистов);

-              постоянный мониторинг внешнеторговых контрагентов и всех торговых барьеров, создаваемых ими, публикация регулярных отчетов его результатов.

Основные факторы интенсивности ВЭД региона могут быть оценены с использованием следующей системы показателей:

Размеры роста (сокращения) импортозамещающих производств в регионе.

Рост (снижение) валового регионального продукта (ВРП).

Увеличение (уменьшение) количества новых рабочих мест.

Рост (уменьшение) бюджетных доходов.

Влияние на уровень жизни населения (разница между приростом денежных доходов и потерями населения в связи с изменением цен).

Рост (уменьшение инвестиций в основной капитал в связи с изменениями емкости внутреннего рынка отечественной продукции.

Для обеспечения увеличения активности регионов Российской Федерации в реализации внешнеэкономической политики нужен постоянный поиск форм и методов стимулирования ВЭД. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД. Необходимо исследование накопленного различными регионами России положительного опыта внедрения региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности и явлений, сдерживающих эти процессы.

Информация о работе Внешнеэкономические связи Свердловской области