Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 10:21, курсовая работа
Краткое описание
В связи с вышеизложенным, целью курсовой работы является изучение проблем внешних эффектов и рассмотрение наиболее эффективных путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Определить сущность, виды и проблемы внешних эффектов; - Рассмотреть собственность как экономическую категорию; - Разобрать подходы к решению проблем экстерналий; - Изучить роль государства в регулировании внешних эффектов.
В условиях ограниченности
ресурсов внешние эффекты возникают вследствие
конкуренции между различными способами
использования ресурса. Причина такой
конкуренции кроется в отсутствии установленных
прав собственности на данный ресурс,
что позволяет использовать его бесплатно.
Если бы права собственности на ресурс
были установлены, например, право населения
на чистый воздух, то они могли бы быть
проданы загрязняющему атмосферу предприятию
(отрицательный внешний эффект). В этом
случае получивший стоимостную оценку
ресурс использовался бы уже в качестве
внутреннего (вмененного) фактора производства,
что привело бы к росту предельных частных
издержек производства до уровня предельных
общественных издержек.
Похожая ситуация возникает
и с положительными внешними эффектами.
Если бы лица, деятельность которых приносит
дополнительную выгоду, имели права собственности
на эту выгоду, они потребовали бы плату
за приносимую полезность, что означало
бы уравнивание предельных частных и предельных
общественных выгод. Таким образом, причиной
возникновения внешних эффектов является
отсутствие установленных прав собственности
на ресурсы. То есть, внешние эффекты обусловлены
«отсутствующими рынками» (имеют внерыночный
характер): не существует рынков чистого
воздуха, солнечного света, поэтому за
их использование производителям ничего
не надо платить. В некоторых случаях возникают
трудности с определением хозяйствующих
объектов, ответственных за отрицательный
внешний эффект. Кого, например, можно
считать ответственным за кислотные дожди?
Суть проблемы внешних эффектов
состоит в неэффективном распределении
ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве
или недопроизводстве благ и приводит
к потерям общественной полезности.
Проблема эффективности — это
вопрос об альтернативных способах использования
ресурсов. В случае с внешними эффектами
она возникает в связи с тем, что из-за
отсутствия установленных прав собственности
альтернативная стоимость одних ресурсов
занижается, а других — завышается. Любой
ресурс или благо используются эффективно
в той степени, в какой предельные издержки
их применения уравновешиваются предельными
выгодами от него. Решением проблемы внешних
эффектов является обеспечение равенства
предельных общественных издержек предельным
общественным выгодам, т.е. MSC = MSB. Другими
словами, решение сводится к корректировке
частных предельных издержек и выгод таким
образом, чтобы они отражали общественные
предельные издержки и выгоды. А это можно
сделать путем трансформации внешних
эффектов (экстерналий) во внутренние эффекты
(интерналии).4
В отношении отрицательных
внешних эффектов интернализация будет
означать увеличение предельных частных
издержек на величину предельных внешних
издержек, что приведет к росту цены блага
и сокращению его предложения до наиболее
оптимального уровня.
В отношении положительных
внешних эффектов интернализация будет
означать увеличение предельной частной
выгоды на величину предельной внешней
выгоды. Такие поправки будут способствовать
перераспределению ресурсов в направлении
более эффективного их применения.
Если права собственности на
ресурсы установлены и имеется возможность
свободного обмена ими, то производители
и получатели внешних эффектов могли бы
договориться о таком распределении этих
прав, при котором их издержки и выгоды
были бы равны. Однако установление прав
собственности и переговоры об их обмене
связаны с трансакционными издержками,
что затрудняет, а иногда делает и невозможным
решение этой задачи. Но если издержки
по установлению прав собственности и
обмену ими отсутствуют или незначительны,
то установленные права собственности
будут перераспределяться таким образом,
что ресурсы будут передаваться тем экономическим
субъектам, которым это наиболее выгодно.
А так как обмен правами будет осуществляться
на основе учета затрат и выгод сторон,
то будет обеспечиваться трансформация
внешних эффектов во внутренние, что приведет
к наиболее приемлемому распределению
ресурсов. Например, если будет создан
рынок прав собственности на воздух, то
владелец промышленного предприятия (производитель
внешнего эффекта) или фермер (получатель
внешнего эффекта) смогут выкупить это
право друг у друга (на чистый воздух или
на его загрязнение) в зависимости от того,
кто из них двоих сможет извлечь из обладания
этим правом большую пользу. Тот, для кого
оно представляет меньшую ценность, продаст
это право другому.
Рассмотренный выше принцип
известен как теорема Коуза.
Глава 2. Права собственности
2.1. Собственность
как экономическая категория
В развитии человеческой цивилизации,
экономических систем, становлении и развитии
товарного производства наряду с разделением
труда решающую роль играет собственность.
Однако собственность обладает двуединым
способом своего существования: экономическим
и юридическим. Экономические и правовые
отношения собственности тесно взаимосвязаны
и взаимно друг друга обусловливают. Правовые
отношения собственности выступают формой
выражения, существования и закрепления
в законодательных и нормативных актах
экономических отношений. Можно сказать,
что право собственности выступает как
результат и как предпосылка экономических
отношений собственности. В качестве предпосылки
оно выступает в связи с тем, что, вступая
в экономические отношения, хозяйственные
субъекты должны учитывать наличие правового
пространства, которое навязывает определенным
образом линию их поведения. Устанавливая
хозяйственные связи, субъектам следует
помнить о закрепленных законами правах
собственности. Право собственности, тем
не менее, не может игнорировать реальные
объективно изменяющиеся под воздействием
научно-технического и социального прогресса
и других факторов экономические отношения.
Эти отношения на тех или иных этапах своего
развития вынуждены выходить за рамки
права, если последнее не отражает изменившейся
ситуации и выступает тормозом экономического
развития.
За примерами не надо далеко
ходить. Всего лишь несколько лет назад
лица, осуществлявшие перепродажу товаров,
могли привлекаться к ответственности
за спекуляцию. Здесь налицо вступление
в противоречие с правом собственности
экономического отношения присвоения,
ибо закон предписывал возможность приобретения
в собственность блага исключительно
с целью собственного его использования
и запрещал уступку права собственности
на него путем перепродажи. Однако, игнорируя
закрепленные законом правовые нормы,
люди, исходя из сложившихся объективных
экономических условий и потребностей,
осуществляли присвоение дохода от перепродажи
тех или иных товаров. Существующее ныне
законодательство узаконило акты перепродажи
благ и тем самым юридические закрепило
правовую норму, разрешающую данную форму
присвоения.5
Итак, собственность, в экономическом
смысле этого слова, выражает объективно
складывающиеся экономические отношения
между людьми в процессе производства,
распределения, обмена и потребления,
в которых реализуется присвоение тех
или иных благ. Так, человек, обладая собственностью
на свою рабочую силу и вступая в отношения
найма, присваивает заработную плату и
тем самым реализует экономическое отношение
собственности. Предприниматель, обладая
собственностью на капитал, присваивает
прибыль. Земельный собственник, передавая
в аренду землю, присваивает ренту. Кредитор,
выдавая ссуду, присваивает процент на
данную ссуду. Таким образом, каждый собственник,
вступая в хозяйственные отношения с другими
собственниками, реализует свою собственность
в определенной экономической форме: заработной
платы, прибыли, ренты, процента, т.е. в
той или иной форме дохода.
Право собственности закрепляет,
фиксирует и регулирует отношения людей
к вещам, и в этом смысле оно всегда производно
от экономических отношений собственности.
Но в то же время оно выступает и предпосылкой
экономического присвоения, ибо закрепленное
право собственности на любые блага открывает
путь к экономической форме наращивания
собственности, богатства. Имущественное
или вещное право может быть исключительным,
абсолютным и относительным и соответственно
выражаться в отношениях распоряжения,
владения и пользования.
Например, земельный собственник
обладает исключительным правом на землю.
Он свободен в отношении того, как ему
распорядиться своей землей, кроме ограничений,
закрепленных законодательными актами
в отношении нанесения ущерба обществу,
другим гражданам или хозяйственным субъектам.
Арендатор земли обладает абсолютным
правом, если его хозяйственная деятельность
не ограничена никакими рамками, и он абсолютно
свободен в выборе способа ведения хозяйства
и в производстве продукции. Но если арендатор,
получив землю, ограничен определенными
условиями ведения хозяйства, способа
эксплуатации земли и других объектов,
то он обладает относительным правом собственности,
т.е. он не свободен абсолютно в отношении
объекта хозяйствования.
В качестве реальных отношений
абсолютного и относительного права могут
служить лизинг (долгосрочная аренда машин,
оборудования, сооружений производственного
назначения) и рентинг (краткосрочная
аренда машин и оборудования). В первом
случае арендатор обладает абсолютной
свободой в отношении способов, форм и
условий эксплуатации техники и сооружений.
Во втором — в связи с краткосрочностью
передачи права пользования техникой
собственник ограничивает абсолютное
право арендатора определенными оговорками
и предписаниями по эксплуатации техники.
Следовательно, последний обладает только
относительным правом.
2.2. Разгосударствление
и приватизация
Развернувшийся в 80-х годах
в развитых странах процесс разгосударствления
экономики имеет особенности. Прежде всего,
разгосударствление не означает, что государство
перестает играть важную роль в рыночной
экономике. Уменьшаются масштабы государственного
предпринимательства, но государство
остается структурным элементом смешанной
экономики, стремясь наилучшим образом
приспособиться к рыночным отношениям
путем изменения форм своей деятельности.
Современный процесс разгосударствления
не равнозначен денационализации (изменение
собственности государственных предприятий),
а последняя не сводится к одной приватизации.
Процесс разгосударствления сохраняет
государственную собственность и направлен
на повышение эффективности функционирования
остающихся в государственном секторе
предприятий.
Мировой опыт развитых стран
свидетельствует о следующих, наиболее
распространенных, современных способах
разгосударствления. Прежде всего, либерализация
рынков. В рамках этого процесса государство
отменяет барьеры для доступа на рынок
новых конкурентов, стимулирует диверсификацию
производства и продаж, в результате чего
растет число многопрофильных фирм, чья
продукция может поступать на самые разные
рынки. Государство поощряет также малый
бизнес (через налоговые льготы), снимает
ограничения для проникновения иностранного
капитала, принимает меры по демонополизации
экономики. Все это делает рынки более
свободными. Либерализация рынков означает
разгосударствление без изменения государственной
собственности.6
Другой способ разгосударствления
- стимулирование создания и расширения
сферы деятельности смешанных предприятий
(государственно-частных). Это достигается
с помощью льготного налогообложения
или особого режима кредитования.
Еще один путь разгосударствления
- создание для государственных предприятий
рыночных условий функционирования. С
этой целью государство использует меры,
направленные на ликвидацию нерыночной
обстановки, в которых находятся государственные
предприятия: сокращение государственных
субсидий, отказ от списаний банковской
задолженности, отмена налоговых льгот.
Наконец, широко используется
способ изменения собственности государственных
предприятий - денационализация. При этом
собственность государственных предприятий
может переходить не только в руки частных
лиц, но и к банкам, коллективам государственных
предприятий, кооперативам. Все эти способы
разгосударствления переплетаются, выражаясь
в изменении собственности (при сохранении
ведущей роли частной собственности) и
совершенствовании хозяйственного механизма
рыночной экономики. В экономической теории
и в практике современный процесс разгосударствления
адекватен приватизации. Наиболее популярными
формами приватизации государственной
собственности в развитых странах являются:
продажа предприятий непосредственно
в частные руки; выкуп акций государственных
предприятий менеджерами; продажа акций
работникам предприятия; распространение
акций предприятия среди населения. Кроме
того, практикуется сдача государственных
предприятий в аренду и заключение контракта
на управление предприятием. Продажа государственных
предприятий в частные руки осуществляется
путем организации аукционов и конкурсных
торгов.
Приватизация - это экономическая
политика государства, поэтому именно
государство должно стать главным организатором
новых рыночных структур. В этом плане
поучителен французский опыт приватизации,
где она была осуществлена путем сочетания
централизованного регулирования и рыночных
рычагов. Все полномочия на проведение
приватизации были в руках главы министерства
экономики, которое передало министру
все права на принятие практических решений.
В утвержденном общем списке приватизируемых
предприятий министр определял лишь конечные
сроки и способы приватизации каждого
из них.
Активы предприятий
реализовались по такой схеме: иностранным
инвесторам - не более 20%, так называемым
стабильным акционерам - 15-30, персоналу
приватизируемых фирм - 10% акций. Остальные
акции продавались на открытом рынке.
Особую роль в успехе приватизации сыграло
централизованное регулирование процесса
продажи акций: фиксированность и заниженность
цены акции, что обеспечивало полную реализацию
выпущенных акций и увеличение числа индивидуальных
инвесторов. Рыночные же рычаги использовались
ограниченно, в основном для распространения
части финансовых активов среди индивидуальных
инвесторов.7
Централизованный подход к
приватизации характерен и для Чили, где
для осуществления этого процесса была
создана специальная организационная
структура, состоящая из Совета по приватизации
(выработка стратегии и ответственность
за все действия), Комитета по приватизации
(административные обязанности) и Комиссии
по приватизации, реализующей все мероприятия.