Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:40, курсовая работа
Внешняя торговля России - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается большим влиянием внешней торговли на экономику России. Настоящая работа посвящена анализу внешней торговли России и тенденциям, которые имеют место в ней, рассматриваются такие важные для экономики государства показатели.
Актуальность данного анализа определила следующие цели и задачи:
- Определить основы внешней торговли России;
- Определить торговые барьеры России на мировом рынке;
- Проанализировать инструменты государственного регулирования внешней торговли;
- Проанализировать экспорт и импорт Российской Федерации;
- Предложить пути развития внешней торговли России.
Введение 3
1 Теоретическо – методические основы внешней торговли 5 1.1 Сущность и основные направления внешней торговли 5
1.2 Торговые барьеры для РФ в мировом рынке 6
1.3 Инструменты государственного регулирования внешней торговли 10
2 Анализ торговых отношений России и процессы регулирования внешней торговли в современной России 12
2.1 Анализ экспорта РФ 12
2.2 Анализ импорта РФ 16
2.3 Проблемы развития внешней торговли и недостатки ее регулирования 18
3 Пути развития внешней торговли России 20
3.1 Основные направления развития внешней торговли России 20
3.2 Внешняя торговля со странами СНГ как основное направление международной торговли РФ 22
Заключение 26
Список использованной литературы
· антидемпинговые- применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров;
· компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.3
По происхождению:
· автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
· конвенционные (договорные) - устанавливаемые
на базе двустороннего или
· преференциальные - имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом.
По типам ставок:
· постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;
· переменные - ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.
По способу вычисления:
· номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;
· эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. [2]
Импортные квоты. С помощью
импортных квот устанавливаются
максимальные объемы товаров, которые
могут быть импортированы за какой-то
период времени. Часто импортные
квоты выступают более
Кроме того существуют нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. [4]
Лицензирование (licensing) - регулирование
внешнеэкономической
Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.
Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США.
Многие группы предпринимателей,
занятых соответствующим
1.3 Инструменты государственного регулирования внешней торговли
Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. [8]
Государственное регулирование
международной торговли может
быть:
- односторонним, когда инструменты государственного
регулирования используются правительством
страны в одностороннем порядке без согласования
или консультаций с её торговыми партнёрами.
Обычно односторонние меры применяются
в ответ на аналогичные шаги других стран
и приводят к возникновению политических
напряжений между торговыми партнёрами
(обложение отдельных товаров пошлинами,
введение квот на импорт и т.д.); [9]
- двусторонними, когда меры торговой политики
согласовываются между странами, являющимися
торговыми партнёрами. Например, по взаимной
договоренности каждой из сторон могут
вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие
интересов другой, страны могут согласовывать
технические требования к маркировке,
упаковке, договариваться о взаимной признании
сертификатов качества и пр.;
- многосторонним, когда торговая политика
согласовывается и регулируется многосторонними
соглашениями. примеры многосторонней
политики включают Генеральное соглашение
о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения
в сфере торговли стран - членов Европейского
союза (ЕС) и др.
В зависимости от масштабов
вмешательства государства в международную
торговлю различают протекционистскую
торговую политику и политику свободной
торговли. [9]
Свобода торговли
- политика минимального государственного
вмешательства во внешнюю торговлю, которая
развивается на основе свободных рыночных
сил спроса и предложения.
Протекционизм
- государственная политика защиты внутреннего
рынка от иностранной конкуренции путем
использования тарифных и нетарифных
инструментов торговой политики. Развитие
протекционистских тенденций позволяет
выделить несколько форм протекционизма:
селективный протекционизм - направлен
против отдельных стран или отдельных
товаров; отраслевой протекционизм - защищает
определенные отрасли, прежде всего сельское
хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
коллективный протекционизм - проводится
объединениями стран в отношении стран,
в них не входящих; скрытый протекционизм
- осуществляется методами внутренней
экономической политики.
Таможенные тарифы
и пошлины являются основным инструментом
торговой политики государства, правомерность
применения которого признается международными
нормами. В зависимости от того, какая
сторона торговой политики считается
важной, существует несколько дополняющих
друг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный тариф (customs
tariff) в зависимости от контекста может
определяться как:
- инструмент торговой политики и государственного
регулирования внутреннего рынка страны
при его взаимодействии с мировым рынком;
- свод ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу, систематизированный в соответствии
с товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности;
- конкретная ставка таможенной пошлины,
подлежащей уплате при вывозе или ввозе
определенного товара на таможенную территорию
страны. В этом случае понятие таможенного
тарифа полностью совпадает с понятием
таможенной пошлины. В отдельных странах
таможенная территория может не совпадать
с географической территорией. Под товаром
обычно понимается любое имущество, перемещаемое
через границу, включая, например, такое
специфическое, как электроэнергия.
2
АНАЛИЗ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. [2]
На состоянии российской
внешней торговли до сих пор болезненно
отражаются резкое сокращение хозяйственных
связей с другими бывшими советскими
республиками в результате распада
СССР и свертывание торговли с
бывшими социалистическими
На Россию вначале 21 века приходилось менее 3% мирового ВВП. По объёму внешнеторгового оборота в 2000-2001 гг. она занимала 20-21-е место - рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия. [3]
Проследить динамику изменения доли России в мировом экспорте в 1985-1998 годах можно в приложении 1.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.
Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.
Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.
К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.
Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. [4]
Внешний спрос России ограничивается в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами.
В таблице 1 видно, что за январь-октябрь 2009 года основную долю экспорта России составляют: нефть и нефтепродукты; природный газ; черные металлы; лесоматериалы, целлюлоза, бумага.
В процентном соотношении доля нефти в общем экспорте России в 2009 году составила 46,8%, газа – 12,5%, черных металлов – 8,9%, лесоматериалов – 2,2%. В приложении 2 представлены данные экспорта нефти за период с 2000 по 2008 годы.
Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству. Так же экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли.
Машиностроительная и некоторые другие виды готовой продукции не могут выдержать конкуренции мирового рынка или преодолеть устанавливаемые странами Запада дискриминационные барьеры на пути российских товаров. Обладающая конкурентными преимуществами российская продукция, как, например, стальной прокат и другие металлы, обогащенный уран, химические товары, стекло, наталкивается на те или иные ограничения.
Что касается машин и оборудования, то их доля в экспорте мизерна и никак не соответствует сложившейся структуре российской промышленности и ее научно-техническому потенциалу.
Согласно данным отчетности предприятий, за девять месяцев 2009 г. с конвейеров российских автозаводов сошло 508,2 тыс. ед. автомобильной техники, против 1397,1 ед. за тот же период прошлого года, включая 61,7 тыс. грузовых автомобилей, около 22,5 тыс. автобусов и 424 тыс. легковых автомобилей. Совокупный спад производства относительно января-сентября 2008 г. составил 63,6%, в том числе, выпуск грузовых автомобилей сократился в 3,5 раза, легковых - в 2,7 раза, автобусов - в 2,4 раза. Причины, приведшие к снижению потребительской активности в стране и значительному осложнению ситуации в российской автомобильной отрасли, общеизвестны: это глобальный спад экономики, сокращение рынка автокредитования, снижение доходов потребителей в условиях неблагоприятной конъюнктуры, а также повышение цен на импортные автомобили из-за роста таможенных пошлин и девальвации рубля. [5]
Удельный вес машиностроения в мировом экспорте достигает 40%, в экспорте США и Германии - почти 50%, а в России он не дотягивает и до 10%.
Таблица 1. Экспорт России (распределение по товарам экспорта) 2009 год
Представлены данные таможенной статистики за январь-октябрь 2009 года
В вывозе продукции обрабатывающих отраслей нашей промышленности более половины составляла низкотехнологичная продукция, чуть больше 40% - рядовая по технологии и лишь 1,5-1,8% - наукоемкая, высокотехнологичная. Конкурентоспособен пока только экспорт военной техники, и на этом сегменте мирового рынка Россия сохраняет четвертое место после США, Великобритании и Франции. [10]
Сейчас российский экспорт
остается одним из решающих факторов
поддержки экономической
За первые пять лет нового века внешнеторговый оборот, экспорт и импорт России увеличились в фактических ценах в 2,4 раза каждый при сверхвысоких среднегодовых темпах прироста более 19%. Столь стремительному росту внешней торговли способствовали благоприятные условия внутри страны и на внешних рынках. На внутреннем рынке спрос на отечественное сырьё, продукты первого передела и продукцию оборонного комплекса возрастал медленнее, чем возможности её производства, что позволяло наращивать экспортные поставки. Постоянное увеличение совокупного внутреннего спроса – конечного потребления и накопления – стимулировало расширению импорта.
Структура импорта за январь-октябрь 2009 года представлена в приложении 3.
Проанализировав данные таблицы, можно выделить основные направления импорта России, такие как: импорт медицинской продукции, в частности медикаментов; импорт легкой промышленности, в том числе одежды, обуви; импорт машин и оборудования, где большую долю занимает ввоз из-за границы легковых автомобилей.
Отдельно стоит выделить группу продовольственных товаров, не указанных в таблице 2.
Таблица 2 Импорт России продовольственных товаров январь-октябрь 2009 г.
С момента включения России
в международные экономические
отношения в качестве самостоятельного
субъекта в её экспорте основное место
занимают сырьё и полуфабрикаты,
относящиеся главным образов
к продукции первого передела,
а в импорте – изделия
Информация о работе Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность