Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:46, реферат

Краткое описание

Современные международные экономические отношения, харак-теризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития националь¬ных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы.

Содержание

Введение 3
Значение внешней торговли для национальной экономики 4
Концепции внешней торговли 13
Меркантилизм 13
Классическая теория международной торговли 14
Теория сравнительных преимуществ 14
Теория Хекшера-Олина 15
Парадокс Леонтьева 16
«Альтернативные» теории международной торговли 18
Эффект масштабности производства 19
Внешняя торговля и распределение доходов 23
Анализ данных 25
Вывод 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

МЭ внешняя торговля реферат.docx

— 198.39 Кб (Скачать файл)

     В современных условиях Украина нуждается в новой государственной стратегии, новой модели торгово-экономических отношений, в основе которых лежит единство производства, экспорта и импорта в процессе кругооборота и оборота капитала, расширенного воспроизводства. 
     Развитие украинского экспорта на основе модели кругооборота капитала позволит использовать отечественный малый и средний бизнес для изготовления товаров на экспорт. Стратегия международного маркетинга в условиях перехода к высшим формам сотрудничества требует от Украины создания торговых представительств за рубежом, отдельных групп по изучению рыночной конкуренции; от дипломатических служб ожидается исчерпывающая информация о характере рынка страны (региона) с точки зрения возможностей для Украины нарастить экспорт, получить инвестиции, импортировать новые технологии, наладить деловые связи с иностранными товаропроизводителями - потенциальными партнёрами.  
     Либерализация внешней торговли также помогает делать внутренний рынок более конкурентоспособным, позволяя активно использовать преимущества международного разделения труда, специализации и кооперирования производства, помогает успешно добиваться макроэкономической стабилизации и последующей структурной перестройки экономики. Кроме того, либерализация внешней торговли способствует интенсивному внедрению государства в систему международных экономических отношений. Последующий рост интенсивности внешней торговли приводит к углублению кооперации Украины со странами – торговыми партнёрами, и как следствие – улучшению положения страны на мировой арене.  
 
        В структуре экспорта доминируют промышленные товары – 43,2%, довольно существенная доля экспорта приходится на автомобили и транспортное оборудование – 18,2% и продукты питания и сельского хозяйства – 15,0%. Приблизительно одинаковая доля в экспорте приходится на продукцию химической и нефтехимической отраслей и на рудные полезные ископаемые и концентраты – 12,5% и 11,2% соответственно. Оценивая структуру экспорта Украины, можно говорить о том, что преобладание в ней различных промышленных товаров и продукции отраслей, связанных с использованием высоких технологий говорит о недостаточном развитии этих отраслей в стране и тенденции к более интенсивному развитию промышленности. Однако, достаточно велика доля продуктов питания и сельского хозяйства, что свидетельствует о аграрно-индустриальном характере украинской экономики.  
         В качестве причин подобного положения дел по внешней торговле страны можно выделить целый ряд факторов, связанных с нарушением структурных связей в экономике государств постсоветского пространства после распада Советского Союза, а также нестабильность политического курса руководства страны. Однако, в последние годы наметилась тенденция к росту доли продуктов промышленного производства в экспорте страны, что говорит о положительной динамике роста промышленности. Однако нельзя не оставить без внимания тот факт, что достаточно большой остаётся доля добывающей отрасли, это может привести к зависимости Украины от поставок угля и других полезных ископаемых России и другим странам. 
        Особое внимание представляет структура экспорта и импорта страны с точки зрения основных направлений поставок товаров. 
        Основными странами торговыми партнёрами Украины являются страны Восточной Европы, на их долю приходится 61,4% импорта и 56,8% экспорта страны. В последние годы обозначилась тенденция к росту доли стран ЕС в объёме экспорта и импорта Украины, в 2005г. она составила 16,4% для импорта и 12,5% для экспорта. В целом же, можно сказать, что основными торговыми партнёрами Украины остаются страны Восточной Европы, в частности Россия и Белоруссия, а также другие страны СНГ. В основном это объясняется тем, что все эти страны связаны достаточно тесным комплексом хозяйственных связей, оставшимся после распада СССР. Растущая доля стран ЕС во внешней торговле государства определяется курсом руководства страны на сближение со странами запада и углублении экономического и политического сотрудничества с ними.  
       Структура внешней торговля непосредственным образом сказывается на роли страны в международных экономических отношениях. С одной стороны, преобладание в структуре, как экспорта, так и импорта в качестве основных стран – торговых партнёров государств Восточной Европы говорит об углублении сотрудничества с Западными государствами. С другой стороны – большая доля во внешнеторговом обороте принадлежит государствам СНГ, что также говорит об ориентации страны на сотрудничество с государствами постсоветского пространства. Таким образом, рассматривая основные направления внешней торговли Украины можно констатировать более интенсивное внедрение страны в систему международных экономических отношений, диверсификацию внешнеэкономических связей, а также усиление её позиций на мировом уровне.

    Если же рассматривать структуру внешней торговли Украины с точки зрения входящих в неё групп товаров, то можно также отметить тенденцию к более интенсивному развитию производства, росту доли промышленных товаров во внешнеторговом обороте, и как следствие – росту сотрудничества с развитыми государствами Запада, что приводит к росту авторитета страны на международной арене. Естественным образом рост доли наукоёмких производств позволяет Украине принимать участие в международных научно-технических разработках и тем самым укреплять свои позиции в системе МЭО.

Концепции внешней  торговли

 

Экономисты многих стран, начиная со средних веков, стремились выяснить причины внешней торговли и роль, которую она играет в  хозяйственной жизни страны. Рассмотрим семь основных концепций внешней торговли.

Меркантилизм

Меркантилисты, представляющие интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления  капитализма (XV-XVIII вв.), высоко оценивали  роль внешней торговли в деле достижения богатства нации. Однако деньги считались  единственным богатством, а обмен  товаров на деньги представлялся  единственным способом увеличения богатства. В то же время импорт товаров, т.е. отдача денег, согласно воззрениям меркантилистов, был равносилен уменьшению богатства. В итоге рекомендации меркантилистов сводились к тому, чтобы стимулировать  экспорт и путем государственного вмешательства ограничивать импорт.

Наиболее известными представителями  меркантилизма были английские экономисты У. Стаффорд (1554-1612), Т. Мен (1571– 1641), французский  экономист А. де Монкретьен (1575-1621), впервые  употребивший термин «политическая  экономия». Сторонником меркантилизма  был русский экономист И.Т. Посошков (1652-1726), отстаивавший идеи развития отечественного производства, в частности путем  развития торговли и увеличения товарооборота  с другими странами, выступал за организацию в России цехов («Книга о скудости и богатстве», 1724).

Вводившиеся ограничения  импорта осложняли международную  торговлю, противоречили логике развития капиталистического производства. Откровенно протекционистской доктрине меркантилизма  были противопоставлены идеи свободной торговли (фритредерства), сторонники которой по-новому оценивали роль внешней торговли в международных экономических отношениях, ее причины и внешнеторговую политику государств.

Выбор политики свободной  торговли или протекционизма во внешней  торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода  взаимосвязаны и переплетаются. Но во все большей степени в  этом противоречивом единстве проявляется  ведущая роль принципа свободной  торговли.

Классическая  теория международной торговли

Впервые политика фритредерства  была определена А. Смитом при обосновании  им теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации  условий ввоза заграничных товаров  путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость  и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в  нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для  всех видов политики свободной торговли.

Д. Рикардо дополнил и  развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между  двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В  интересах каждой страны, считает  Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная  выгода является наибольшей.

Теория сравнительных  преимуществ

Рассуждения Рикардо нашли  свое выражение в принципе или  теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный  обмен возможен и желателен в  интересах всех стран. Он определил  ту ценовую зону, внутри которой  обмен выгоден для каждого.

Дж. С. Милль в своих  «Принципах политической экономии» (1848 г.) показал, по какой цене осуществляется международный товарный обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается  по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупный экспорт  каждой страны позволяет покрывать  ее совокупный импорт. Формулирование Закона интернациональной стоимости, или «теории интернациональной  стоимости», – важная заслуга Дж. С. Милля. Теория международной стоимости  показывает, что существует цена, которая  оптимизирует обмен товаров между  странами. Эта рыночная цена зависит  от спроса и предложения.

Новое слово в развитии теории классиков буржуазной политэкономии  было сказано Г. Хаберлером, который  конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда.

Основы современных представлений  о том, какими причинами определяются направления и структура международных  торговых потоков, возможные преимущества в международном обмене, заложили шведские ученые-экономисты Э. Хекшер и Б. Олин.

Теория сравнительных  преимуществ объясняет международную  торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Однако она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия? По мнению шведских экономистов, межстрановые различия в относительных  издержках объясняются главным  образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях; во-вторых, национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами  производства – трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или  ценами.

Теория Хекшера-Олина

Согласно теории Хекшера-Олина  страны будут стремиться экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они  располагают в относительном  избытке. И, соответственно, товары, требующие небольших затрат дефицитных для страны факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратном отношении. В результате в скрытом виде будут экспортироваться избыточные факторы и импортироваться дефицитные факторы производства.

Теория Хекшера-Олина  успешно объясняет многие закономерности международной торговли. Страны действительно  вывозят преимущественно ту продукцию, в затратах на производство которой  преобладают относительно избыточные у них ресурсы. Однако не все явления  международной торговли укладываются в схему, предложенную Хекшером и  Олином. Структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно  развитые страны, постепенно выравнивается. Центр тяжести в мировой торговле постепенно смещается к взаимной торговле «подобными» товарами между  «подобными» странами.

В 1948 г. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали  доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов произ-водства, идентичности техники, совершенной конкуренции  и полной мобильности товаров  международный обмен выравнивает  цену факторов производства между странами.

В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера-Олина и Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью  которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

Парадокс Леонтьева

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в исследовании американского экономиста В. Леонтьева  под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах  производства, которые требовали  относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт  по сравнению с импортом был более  трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике  США. По общему мнению, она всегда характеризовалась  избытком капитала и, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют  высоко капиталоемкие товары.

В последние годы открытие Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран  дискутировали на эту тему, разъясняя  «парадокс Леонтьева». В итоге  теория сравнительных преимуществ  получила дальнейшее развитие путем  учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. К числу новых обстоятельств  можно отнести следующие:

– неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации. Согласно этому обстоятельству избыток в стране значительного количества высокоорганизованной и неквалифицированной рабочей силы ведет к экспорту сложных изделий. В то время как преобладание неквалифицированного труда в структуре занятого населения склоняет экономику страны к производству и экспорту продукции, не требующей высокого уровня квалификации;

– значительную роль природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в известной степени объясняет, почему экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства;

– влияние на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

«Альтернативные»  теории международной торговли

Существенные изменения, происходящие в системе мирового хозяйства и международных отношений  в послевоенный период, привели к  возникновению ряда факторов, которые  не всегда вписываются в классическую теорию сравнительных преимуществ. Эти новые факторы не столько  отвергают классическую теорию, сколько  в той или иной степени отражают новые реалии МЭО.

Одной из современных теорий международной торговли является концепция  «технологического разрыва» (Г. Хафбауэр, Р. Вер-нон – США). При анализе  внутриотраслевого обмена странами со сходной экономической структурой авторы этой концепции заостряют  внимание на временном разрыве в  производстве и экспорте одних и  тех же изделий в различных  странах. Специализация при таком  подходе определяется последовательностью  начала производства изделий в разных странах с использованием тех  факторов производства, которые позволяют  в условиях их разновременного выхода на мировой рынок занимать прочные  позиции. Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные  преимущества над другими, вследствие монополии на рынке данного товара, и обеспечивает удовлетворение как  внутреннего потребления, так и  внешнего спроса.

Появление нового продукта в той или иной стране объясняется  различиями в научно-техническом  потенциале, уровне квалификации рабочей  силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса. С середины 60-х гг. экономисты западных стран (Р. Верной, Дж. Кравис, Л. Уэлс и др.) активно  развивают теорию «жизненного цикла  продукта». Эта теория объясняет  развитие мировой торговли готовой  продукцией на основе этапов ее жизни  на, рынке. Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад. Переход  продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для  размещения производства в разных странах  с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как  меняется характер производства, требуемый  уровень квалификации рабочей силы и т.п.

Информация о работе Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития