Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:46, реферат

Краткое описание

Современные международные экономические отношения, харак-теризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития националь¬ных экономик.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы.

Содержание

Введение 3
Значение внешней торговли для национальной экономики 4
Концепции внешней торговли 13
Меркантилизм 13
Классическая теория международной торговли 14
Теория сравнительных преимуществ 14
Теория Хекшера-Олина 15
Парадокс Леонтьева 16
«Альтернативные» теории международной торговли 18
Эффект масштабности производства 19
Внешняя торговля и распределение доходов 23
Анализ данных 25
Вывод 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

МЭ внешняя торговля реферат.docx

— 198.39 Кб (Скачать файл)

 

(Рис. 2)Объем экспорта товаров в отдельных регионах.

 

Импорт из стран СНГ составил 46,6% от - – 31,7% (в т.ч. из стран Европейского Союза -общего объема, Европы  – 15,3%, Америки – 5%, Африки – 1,2%, Австралии и Океании –-30,3%), Азии 0,2%. В общем объеме импорта наибольшие поступления осуществлялись из  – 7,2%, Беларуси – 4,4%, Польши –-России – 37,9%, Германии – 7,9%, Китая 3,8%, США – 3,3%, Италии – 2,3%. Увеличились против января-июля 2010г. импортные поставки из Беларуси (на 71,9%), США (на 65,7%), Германии (на 59%), России (на 51,8%), Италии (на 45,6%), Китая (на 41,1%), Польши (на 18,7%).

Рис.3. Основные страны-партнеры в импорте товаров

Минеральные продукты составляли 38% объема импорта товаров. На поставки механических и электрических машин  приходилось 14,2%, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности – 9,8%, средств наземного  транспорта, летательных аппаратов, плавучих средств – 7,1%, полимерных материалов, пластмасс и изделий  из них – 5,6%, черных металлов и изделий  из них – 4,8% от общей стоимости  импорта.

В общем объеме импорта  товаров увеличилась доля топлив минеральных, нефти и продуктов  ее перегонки – с 31,8% до 36,1%, механических машин – с 7% до 8,2%, средств наземного  транспорта, кроме железнодорожного – с 5,2 % до 6,3%, электрических машин  – с 5,4% до 6%. Уменьшилась доля пластмасс, полимерных материалов – с 4,9% до 4,3%, фармацевтической продукции – с 4% до 3,2%, бумаги и картона – с 2,5% до 2%, руд, шлаков и золы – с 2,5% до 1,4%.

В Украину поступило иностранного давальческого сырья на 2 200,7 млн. долл. (увеличение на 50,7%). Экспорт готовой  продукции из импортного давальческого  сырья составил 3 407,2 млн. долл. (на 80,9% больше чем в январе-июле 2010г.). За 7 месяцев 2011г. экспорт давальческого  сырья составил 56,5 млн. долл. (в 2,1 раза больше, чем в январе-июле 2010г.). В  то же время в Украину импортировано  готовой продукции, изготовленной  из давальческого сырья, на 40,7 млн. долл. (на 67,3% больше объемов января-июля 2010г.). Активнее осуществляли экспортно-импортные  операции с товарами предприятия  г.Киева, Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Запорожской и Киевской областей.

К сведению: в июле 2011г. экспорт  товаров увеличился по сравнению  с 

июлем 2010г. на 26,4% и составил 5 359,4 млн.долл., импорт увеличился на 26% и составил 6 505,7 млн. долларов. Отрицательное  сальдо в июле 2011г. составило 1 146,3 млн. долл. (за июль 2010г. также отрицательное  – 922 млн. долларов). [11]

(Рис.4) Ежемесячные объемы внешней торговли товарами в 2011 году.

 

 

Вывод

Таким образом, оценивая сегодняшнее  положение Украины в международной  экономике, можно выделить ряд проблем, решение которых позволит усилить  позиции страны на международной  арене. В частности, такими проблемами являются: повышение эффективности  взаимоотношений Украины со странами ЕС и СНГ; получение доступа на мировые рынки товаров, работ  и услуг; получения новых технологий и инвестиций от стран «большой семёрки. Решением этих и других проблем, связанных  с внешнеэкономической деятельностью  государства, может стать либерализация  внешнеэкономической деятельности.

Ориентация на поддержку  отечественного товаро-производителя  позволяет более эффективно решать вопросы использования внешнеэкономического потенциала. Внешняя торговля должна быть одним из важнейших источников роста производства НД и ВВП. А  пока же отечественный производитель  на внешних рынках чувствует себя неуютно, сковано, в постоянном страхе за падение производства, снижение качества товаров, пассивное сальдо торговли.

Украина как независимая  страна находится в геополитическом  торговом пространстве 10 приграничных государств: России, Польши, Белоруссии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Турции, Грузии. Это огромный потенциальный  рынок сбыта украинской продукции. С этими странами Украина имеет  общую границу, а с Турцией  и Грузией - морскую в акватории  Черного моря.

Украина явно недооценила  потенциальные возможности этих стран в расширении торгово-экономических  отношений, в укреплении своей экономики. Восстановление ранее существовавших в рамках СЭВ экономических связей и их значительное расширение стран  является для Украины объективной  необходимостью. Через пространство этого рынка Украина может  продвигать свои товары на другие рынки.

Список используемой литературы

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2007.
  2. Агапова  Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., -М.:МГУ, 2004 -448 с.
  3. Вишивана Б.М., Оценка экспортно-импортной деятельности в Украине// Финансы Украины, 2008-1, с.55-64
  4. Власов В.Н., Глобализационное влияние – стратегическая основа развития международной торговли// Экономика Украины 2008-4, с.63
  5. Орешкин В.А., Национальные интересы во внешней торговле//Мировая экономика и международные отношения, 2004-1, с.126-128
  6. Тамашевич В.Н., Лешкевич В.В., Оценка конкурентоспособности экономики страны по статистическим данным внешней торговли//Статистика Украины, 2007-1, с.47-51
  7. Филиппова И.А. Организация международной торговли: Учебное  пособие. –  Ульяновск: УлГТУ, 2002. - 140 с.
  8. Основы внешнеэкономических знаний : Учеб. для вузов / отв. ред. И. П. Фаминский. - М.: Междунаp. отношения, 2006- 557 с.
  9.          www.ukrstat.gov.ua - официальный сайт государственного комитета статистики Украины
  10. http://ukrexport.gov.ua/ - официальный сайт министерства экономического развития и торговли Украины.
  11. http://medpharmconnect.com/ - Общая экономическая ситуация в Украине.
  12. http://vlant-consult.ru/ -официальный сайт консалтинговой компании Влант ()международная торговля)

 


Информация о работе Внешняя торговля как фактор макроэкономического развития