Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель курсового проекта – исследовать состав, структуру и динамику развития внутреннего государственного долга России.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы вопроса о государственном долге, а именно его понятие, виды и формы;
- проанализировать особенности и состав внутреннего долга России;
- рассмотреть основные проблемы по управлению государственным долгом РФ и выявить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы…….………...4
1.2 История возникновения государственного долга России……………...7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
2.1 Основные особенности внутреннего долга России и его
современное состояние…...………………………………………………..11
2.2 Состав внутреннего государственного долга России………………….16
2.3 Анализ структуры и динамики внутреннего долга России…………..17
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Принципы и задачи по управлению государственным долгом……...23
3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом РФ…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Факультет социальных наук
Кафедра экономики, менеджмента и туризма
Курсовой проект
Внутренний долг Российской Федерации
Разработал студент |
подпись |
группа, Ф.И.О. |
Руководитель |
подпись |
Ф.И.О. |
РАБОТА ЗАЩИЩЕНА
С ОЦЕНКОЙ______________
ПРОТОКОЛ №______
от «____» ___________201___ г.
Иркутск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы…….………...4
1.2 История возникновения государственного долга России……………...7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
2.1 Основные особенности внутреннего долга России и его
современное
состояние…...……………………………………………
2.2 Состав внутреннего государственного долга России………………….16
2.3 Анализ структуры и динамики внутреннего долга России…………..17
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Принципы и задачи по управлению государственным долгом……...23
3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом РФ…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30
ВВЕДЕНИЕ
Данный курсовой проект посвящен изучению государственного внутреннего долга РФ, его динамике и структуре. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда нужно смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.
Цель курсового проекта – исследовать состав, структуру и динамику развития внутреннего государственного долга России.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы вопроса о государственном долге, а именно его понятие, виды и формы;
- проанализировать
особенности и состав
- рассмотреть
основные проблемы по
Объектом исследования является внутренний государственный долг Российской Федерации.
Предметом исследования курсового проекта является внутренний долг.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы
Государственный
долг – это сумма задолженности
государства по кредитным операциям.
При осуществлении кредитных
операций внутри страны государство
является обычно заемщиком средств,
а население, предприятия и организации
– кредиторами. В сфере международных
отношений государство
Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса» [1,С. 37].
Государственный
долг РФ полностью обеспечивается всем
находящимся в федеральной
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. (его мы еще затронем более подробно)
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
Внутренний
государственный долг- это внутренняя
задолженность государства
В статье
6 Бюджетного кодекса РФ дается более
узкое понятие – внутренним государственным
долгом признаются обязательства, возникающие
в валюте Российской Федерации, а
также обязательства субъектов
Российской Федерации, возникающие
в иностранной валюте в рамках
использования целевых
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение
условий выпущенного в
Важность
роли внутреннего долга в системе
макроэкономических категорий и
показателей выдвигает самые
серьезные требования к его управлению.
Стратегия управления государственным
долгом лежит в основе всей бюджетной
стратегии государства. Принятие решений
о заимствовании позволяет
Известны следующие формы внутреннего государственного долга:
- государственные
займы, осуществленные путем
имени Российской Федерации;
- договоры
и соглашения о получении
и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры
о предоставлении Российской
Федерацией государственных
- соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о
пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [2,С. 67].
В данной главе
мы более подробно ознакомились с
основными понятиями о
1.2 История возникновения
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
Рис. 1. Динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.[10]
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка. Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
-краткосрочные;
-долгосрочные;
-бессрочные.
Срок
обращения краткосрочных
Основу
государственного долга составляли
долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные
займы могли заключаться на достаточно
длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался
выпуск бессрочных обязательств, когда
государство обязывалось
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:
“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское
правительство в результате длительных
и кровопролитных усилий сумело создать
репутацию надежного заемщика, который
действует на рынке аккуратно, не
злоупотребляя своим