Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 09:54, контрольная работа
С древнейших времен люди пытались найти законы, по которым развивается экономика, найти и определить от чего зависят экономические понятия. Но чаще всего в результате этой деятельности формулировались субъективные принципы развития еще далеких от совершенства экономических систем, верные только для определенного времени. С накоплением опыта появляются и экономические теории, все более полезные с практической точки зрения.
Введение
1. Понятие и сущность экономической науки
2. Возникновение экономической теории
3. Этапы развития экономической теории
4. Научные школы экономической теории
Заключение
Список литературы
Вторая школа экономической теории в 18 веке представлена физиократами (от гр. physis природа + kratos власть). Их учение нашлоотражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго.
«Физиократы перенесли исследование непосредственно на сельскохозяйственное производство, считая его основным, а единственно производительным трудом - земледельческий.10»
В знаменитой "Экономической таблице" Ф. Кенэ дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.
“Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов. Источником богатства он объявил превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве: ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.11”
“Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к непроизводительным, то есть не создающим богатство.12”
Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.
Появление и развитие следующей школы - школы классической политической экономии, позволило вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства.
“Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами - развитием земледелия, мануфактуры, промышленным переворотом.13”
В трудах классиков дается
социальная оценка общественного развития,
объединены экономический и социальные
аспекты. Примером тому явились разработки
Дж.С. Милля, который завершил теоретическое
обобщение проблем формирования
понятийного аппарата экономической
науки, явился систематизатором учений
классической политической экономии,
рассмотрев ее в целом как систему.
Он включил в нее ряд
Своё развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).
“А. Смит - основоположник классической политической экономии. Основная идея вето учении - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных иен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл - невидимой рукой.14”
А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительности труда, показал значение общественного разделения труда, создал учение о доходах
Д. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита. Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента ренты); прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости
Ко второй половине 19 - началу 20 века из классической школы выделилось несколько направлений.
“Период 60 - 70-х годов 19 века считается переломным моментом в развитии экономической науки, в течение которого возникло неоклассическое направление. Его появление было связано с необходимостью исследования проблем функционирования экономической системы и экономического равновесия.15” Представители данного направления (австрийская, кембриджская, математическая школы) заложили теоретико-методологические основы, образующие фундамент современной экономической теории, среди которых - субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.
Представителями неоклассического направления созданы теории предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, У. Джевонс), процента (Е. БемБаверк), частичного равновесия (А. Маршалл, У. Джевонс, А. Курно), совершенной конкуренции как модели рынка (А. Маршалл), чистой монополии (А. Курно), общего равновесия (Л. Вальрас, Г. Кассель, В. Парето и др.) и т. д.
“В этот же период возникает американская школа во главе с Д. Кларком, которому принадлежит разработка проблем определения цен на факторы производства, законов предельной и убывающей производительности, в основе которых лежит концепция предельной полезности.16”
Вклад Кларка в методологию
состоит в том, что он ввел понятия
статики и динамики хозяйственной
системы. Статика позволяет выяснить
условия, закономерности установления
равновесия рыночной экономики; динамика
рассматривает причины
С появлением в экономической теории нового метода - историзма - связано возникновение исторической школы. Различают старую (40-60-е годы 19 века) и "новую" (70-е годы 19 века - 20-е годы 20 века) историческую школу.
Представители старой исторической
школы (В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс)
занимались разработкой новых
Известный американский историк
Б. Селигмен первую часть книги "Основные
течения современной
Объектом анализа у
них выступает "национальное хозяйство",
историческое развитие нации. Они призывали
изучать "анатомию и физиологию народного
хозяйства", поскольку развитие любого
народа специфично, вытекает из конкретно-исторических
условий, что, в свою очередь, исключает
возможность существования
"Новая" историческая школа (У. Шмеллер, Л. Брентано, К. Бюхер, А. Вагнер, А. Шеффле) поставила перед собой задачу создания "реалистической" экономической жизни каждой нации. Ее представители выступили против маржиналистской теории, считая, что поведение человека не должно рассматриваться изолированно от социальной среды, и за изучение общественной психологии при анализе экономических процессов и явлений. В качестве главной движущей силы развития общества они признавали социальную психологию народа, народный характер, ментальность, а конкретные экономические явления рассматривали как отражение и материализацию социальной психологии данной нации.
Сторонники "новой" школы
использовали системный подход, что
проявилось в рассмотрении народного
хозяйства как единого целого,
системы, образованной из взаимосвязанных
элементов. В соответствии с ним
общество рассматривается как
«Таким образом, представители
"новой" исторической школы одними
из первых показали важность изучения
социальных аспектов рыночного механизма,
необходимость корректировки
К основным функциям государства
они относили сглаживание наиболее
явных дефектов рыночного механизма,
связанных с резким социальным неравенством,
экономическими кризисами, расхождением
частных и общественных интересов.
Государство, по мнению историков, должно
обеспечивать стабильность экономики
и управление развитием общества,
выполнять регулирующую роль в процессе
смягчения отрицательных
Методология исторической школы оказала влияние на эволюцию экономической теории, в том числе на формирование институционального и неолиберального направлений.
На рубеже 19 и 20 веков в Германии, Австрии, России наряду с исторической возникает социальная школа, представители которой углубили разработку социальных аспектов рыночного механизма. Они выступили за рассмотрение экономических проблем с позиций социологии. В связи с этим они изучали экономику как часть социальной системы, претерпевающей эволюцию под воздействием изменений в экономических структурах и социальной среде, обусловленных действием экономических, политических, правовых, этических и идеологических факторов.
Сторонники социальной школы отстаивали положение о возможном улучшении рыночной экономики посредством "социальных реформ", путем организации "корпораций работников", а средство устранения социально-экономических противоречий видели в государственно-правовом регулировании производства и распределения.
С середины 19 века развитие политической экономии пошло по двум направлениям: первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе - политэкономии труда (или пролетарской политэкономии).
«Главной задачей
«Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства. Наряду с ним выделялась роль капитала и земли.19»
Буржуазным это направление
было названо потому, что оно отражало
интересы буржуазии как собственника
капитала и земли. В конце 19 века
развитие данного направления привело
к возникновению новой
Важной особенностью экономике является то, что она сконцентрировалась на изучении явлений и процессов, происходящих в рыночной экономике, которая рассматривается как «естественная», отвечающая законам природы форма хозяйства. Все остальные формы предстают как отклонение от естественного состояния вещей. Второе направление политэкономии осталось на позициях трудовой теории стоимости.
“Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы.20”
Поскольку ее развитие связано с работами К. Маркса (1818 - 1883). В первую очередь с его главным трудом “Капитал”, то данное направление стало называться марксистской политэкономией. Она отражала интересы рабочего класса, единственным источником существования которого является труд.
“Главные открытия, сделанные К. Марксом: было сформулировано учение об общественно - экономических формациях, раскрыты законы развития капитализма, разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, иены производства, раскрыта сущность абсолютной ренты.21“
Одним из постклассических
направлений конца 19 века стал марксизмленинизм.
К. Маркс в "Капитале", Ф. Энгельс и
В.И. Ленин в исследовали зарождение, развитие
и трансформацию капитализма в империализм
и государственно-
В экономической теории К.
Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина доказывались
преходящий характер капитализма, возможность
и некоторые направления
«Эволюция экономической
теории в течение 20 века нашла воплощение
в появлении множества
Дж. Кейнс является основателем
нового раздела экономической теории
- макроэкономики и теории макроэкономического
регулирования как основы экономической
политики. Кейнс официально признал
существование экономических
В связи с этим он выступил
с критикой тезиса неоклассической
школы о саморегуляции
Кейнс совершил революцию
в экономической мысли, суть которой
состояла в том, что до него в анализе
экономических процессов
Информация о работе Возникновение и развитие экономической теории