Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:42, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX и начала XXI веков является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимовыполнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур. Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.
Введение …………………………………………………………………….…3
1. Понятие и сущность мирового хозяйства …………………………………..4
1.1. Формирование мирового хозяйства ……………………………………4
1.2. Классификация международных экономических отношений ………9
2. Место развитых стран с рыночной экономикой в мировом хозяйстве ...10
2.1. Общая характеристика и признаки развитых стран …………………12
2.2. Промышленно развитые страны в мировом хозяйстве ………………13
3. Развивающиеся страны в системе международных хозяйственных отношений………………………………………………………………………19
3.1. Основные признаки развивающихся стран……………………………19
3.2. Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений………………………………………………………………………20
4. Современные тенденции интеграции и глобализации мирового
хозяйства ………………………………………………………………………25
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………31
В 1992 г. на дол. развивающихся стран приходилось 18% ВВП мира, 13,6% мирового промышленного производства. Страны обладают богатейшими природными и людскими ресурсами, однако ресурсы распределены неравномерно: 45 стран обладают преобладающей часть. ресурсов всех развивающихся стран. В 2/3 развивающихся стран вообще нет значительных запасов минерального и энергетического сырья.
Доля сырья в импорте: Вьетнам - 25%. Марокко - 26%, Пакистан - 22%, Парагвай - 25%, Ю. Корея - 30%. В наибольшей зависимости от импорта минерального и энергетического сырья находится Южная Азия.
На развивающиеся страны приходится 80% прироста населения. Высокий уровень демографической нагрузки: в Тропической Африке - 49,4%, в Восточной Азии - 35,4%, В Южной Азии - 42,6%.
В первые годы после обретения независимости наблюдались высокие темпы роста ВВП: 1965 - 80-е гг. - 5%, но в 1982-92 гг. темпы упали до 2,7%. Стабильно высокие темпы увеличения производства в Восточной Азии, в Латинской Америке и Тропической Африке произошло сокращение темпов экономического роста. За 1950-86 гг. произошло снижение доли наименее развитых стран в общем ВВП развивающихся стран с 32% до 16%. За 80-е гг. произошло снижение темпов роста промышленного производства во всех регионах развивающегося мира, за исключением Южной Азии.
Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства, в целом, по развивающемся странам возросли с 3 до 3,3%. Произошло изменение структуры ВВП. Значительно повысилась доля промышленности в наиболее отсталых странах с 20% до 27% в странах Тропической Африки, с 6% до 21% в Южной Азии. Доля обрабатывающей промышленности превышает 20% только в странах Восточной Азии, Латинской Америки и странах Карибского бассейна.6
3.2. Развивающиеся страны
в системе международных
Внешне экономические связи могут содействовать расширению и модернизации фонда накоплений. Внешний сектор предоставляет возможность получать средства производства и новую технологию, являющиеся необходимым фактором экономического развития, внешнеэкономические связи расширяют рамки внутренних рынков, ускоряют экономический рост. В 1993 г. примерно 19% совокупного ВВП развивающихся стран реализовалось за рубежом. В воспроизводстве основного капитала в современных секторах и в потреблении высших по доходу слоев общества высок импортный компонент. О высокой зависимости развивающихся стран от внешнеэкономических связей свидетельствует отношение внешнеэкономического оборота у ВВП или коэффициент открытости экономики. Наибольшая открытость экономики характерна для стран Африки и Ближнего Востока.
Степень воздействия внешнеэкономических связей на развивающиеся страны: отсталые экономические структуры болезненно переживают внешние воздействия в силу особенностей включения их национальных хозяйств в международное разделение труда. Центральное место во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран принадлежит внешней торговле. Развитие ее происходит неравномерно, так в 80-х гг. темпы прироста экспорта были ниже в сравнении с промышленно развитыми странами, однако со второй половины 80-х гг. произошло увеличение вывоза товаров из развивающихся стран, что свидетельствует об углублении процесса индустриализации (прежде всего в НИС). Наблюдаются более высокие темпы внешнеторгового оборота по сравнению с другими подсистемами. Удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте возрос с 18% в 70-м г. до 29% в 80-м. В 90-м г. произошло снижение до 24%, однако в 1993 г. вновь наблюдался подъем до 29%. Возросла доля Восточной и Южной Азии и упала доля Африки и Латинской Америки. Произошли изменения в ассортименте экспорта и импорта: с развитием отраслей обрабатывающей промышленности экспорт готовых изделий из развивающихся стран в 60-70-е гг. приобрел существенные масштабы. Темпы вывоза обрабатываемых изделий обгоняли товарный экспорт, с 88 г. продукция обрабатывающей промышленности заняла основное место в экспорте развивающихся стран. Возросла доля развивающихся стран в мировой торговле продукцией обрабатывающей промышленности - 19% в 1991 г. (для сравнения в 60 - 3,9, а в 84 - 13,3%). Капиталоемкая продукция все еще играет небольшую роль в расширении экспортной продукции обрабатывающей промышленности, в основном сконцентрирована в НИС. В экспорте НИС на долю не ресурсных отраслей приходится 2/3 объема экспорта обрабатывающей промышленности, в других странах - 1/5. Позиции развивающихся стран значительно упрочились на рынках машиностроительной продукции: станки, автомобили, суда. Произошло значительное продвижение развивающихся стран в экспорте электронных изделий, доля развивающихся стран в мировом экспорте электронных изделий составила 20%, по бытовой электронике - 33% (по данным на конец 80-х гг.). Основное место в экспорте обработанных товаров заняли 4 дальневосточные страны и территории, их доля возросла с 43% в 70-м г. до 54% в 88-м г. В экспорте машин и оборудования - с 49% до 61%. Выросла доля стран АСЕАН с 2,5% до 8,2% (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины). Доля Латинской Америки и Африки значительно понизилась.
Развивающиеся страны играют ведущую роль только на рынке одежды и тканей (условия по поставкам большинства обрабатываемых товаров определяются промышленно развитыми странами). Развивающиеся страны сохранили крупные поставки в основном по сырьевым и продовольственным товарам: жидкое топливо - 60%, сырье без нефти - 27%, продовольствие - 29%. Однако до сих пор в ряде стран в экспорте преобладают сырьевые товары. Промышленные и сырьевые товары из развивающихся стран достаточно конкурентоспособны, что достигается не уровнем производительности труда, а более низкой зарплатой. В целом затраты на единицу продукции в развивающихся странах на 1/3 ниже, чем в промышленно развитых странах.
Структура экономической торговли оказывает влияние на развитие развивающихся стран: самые высокие темпы роста имели страны, в экспорте которых доля продукции обрабатывающей промышленности превышает 50% (6,8% годовых роста), страны с диверсифицированным экспортом - 3,6%, страны, в которых преобладают услуги - 2,5%, страны, поставляющие в основном минеральное и сельскохозяйственное сырье - 1,4%, нефтеэкспортеры - 0,4%. В период с 1970 по 92 гг. доля развивающихся стран в экспорте услуг возросла с 11% до 15% мировых. Возросла доля финансовых и культурных услуг и понизилась доля транспорта и туризма. Структура импорта: понизилась доля готовых изделий (возросла самообеспеченность), возрос удельный вес в закупках сельхозсырья, понизилась доля в закупках машин и транспортных средств, уровень обмена технологиями понизился с 13% в н. 70-х гг. до 7,1% в к. 80-х гг. Исключение из тенденции по сокращению движения технологий составляют 4 страны НИС, Азии и Таиланд. Южная Корея стала экспортировать технологии, усилился приток технологий в Китай, Мексику, Бразилию.
Развивающиеся страны делятся на несколько групп по формам получения новой технологии: для Азиатских - основная роль - импорт машин и оборудования, в Латинской Америке - иностранные прямые инвестиции, в Африке - техническое сотрудничество в форме даров - основной источник поступления технологии. Различные типы производства неодинаково участвуют в МРТ, наиболее тесно с мировым рынком связан иностранный сектор. По мере увеличения уровня экономического развития вывоз товаров на мировые рынки расширяют крупные и средние частные компании. С 70-х гг. на мировой рынок стали выходить государственные предприятия в качестве экспортеров своей продукции. В целом произошел рост потенциала развивающихся стран, повысилась доля готовых изделий (машиностроение). Изменение в уровне мировых цен усугубляет дефициты торговых балансов, что привело к общему ухудшению условий торговли. Для поддержания внешних и внутренних балансов развивающиеся страны прибегают к внешнему финансированию, видя в притоке капитала средство накопления. В 90-х гг. произошел приток всех видов капитала в развивающиеся страны. В середине 70-х гг. ряд стран стали субъектами помощи. Среди стран-доноров - арабские страны ОПЕК (на них приходится 16% помощи из развивающихся стран).
4. Современные тенденции
интеграции и глобализации
Европе́йский Сою́з (Евросою́з) — объединение 28 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.
Это самый крупный в мире торговый блок. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза в мире. Создание единого рынка для более чем 370 милн. европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.
1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство7.
Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.
Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).
Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, года Франция официально предложила заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после пяти присоединений (1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов8.
Расширение Европейского Союза произошло в 2004 году, когда в состав ЕС вошли новые страны из восточной и южной Европы (Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр), в 2007 году Болгария и Румыния вошли в ЕС, в 2013 году –Хорватия.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная (региональная) экономическая организация.
АТЭС — крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004).
Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации — обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.
Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров, но с 1993 г. стали проводиться и встречи лидеров (саммиты). Органы АТЭС: конференции на высшем уровне, сессии министров иностранных дел и экономики, Постоянный секретариат, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум и др.
Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.
В 1994 г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 г. в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 г. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.
В АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и две территории — Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.
Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.
Цели НАФТА:
снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.
Заключение
В заключение работы, необходимо отметить, что классификация стран по уровням социально-экономического развития (количество групп, их состав) не имеет раз и навсегда данный, застывший характер. Так, отдельные развивающиеся страны (новые индустриальные страны (НИС) и некоторые другие), добившиеся наибольших успехов в строительстве рыночной экономики и в социально-экономическом развитии, с полным основанием уже сегодня претендуют на звание развитых. В ближайшем будущем возможно появление в группе развитых и некоторых стран переходного периода (Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония и др.). Близок к этому и социалистический Китай, опередивший по темпам экономического роста и объему промышленного и сельскохозяйственного производства все промышленно развитые капиталистические страны мира.
Важным признаком для выявления социально-экономического положения страны может быть и величина ее экономического потенциала, зависящая не только от уровня развития, но и от масштаба производительных сил, численности населения, размеров территории, наделенности природными ресурсами и т. п.
Промышленно развитые капиталистические страны занимают господствующее положение в мировом хозяйстве. К ним относятся 24 государства, входящих в ОЭСР. Все они, за исключением Японии, являются европейскими или производными от Западной Европы. Промышленно развитые страны Запада имеют много общего в своем историческом развитии.
Информация о работе Всемирное хозяйство, тенденции и перспективы развития