Географические особенности России. Единая транспортная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:12, реферат

Краткое описание

Цель работы: разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Географические особенности России 4
2 Автодорожная сеть 7
3. Грузо-пассажирские перевозки 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы и источников. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Географические особенности России.docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Географические особенности России 4

2 Автодорожная сеть 7

3. Грузо-пассажирские перевозки 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

Список литературы и источников. 23

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Географическое положение  включает в себя три компонента –  физико-географическое положение, экономико-географическое и геополитическое положение  и означает особенности положения  страны или другого географического  объекта на физической, экономической  и политической картах мира.

Физико-географическое положение  России (то есть положение по отношению  к основным природным объектам Земли  – материкам и океанам, полюсам, экватору, начальному меридиану) характеризуется  понятием «северность».

Геополитическое положение  России взаимосвязано с экономико  географическим положением (ЭГП), т.е. положением на экономической карте мира, отражающим положение страны по отношению к  основным хозяйственным рынкам и  центрам мировой экономики. Это  понятие широко используется для  оценки места стран на мировой  карте и, кроме того, для определения  отношения любого географического  объекта к другим, расположенным  вне его.

Экономико-географическое и геополитическое положение  России определили большую неравномерность  размещения населения страны. Размещение населения – это его географическое распределение по территории данной страны, а также по странам мира.

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее  постоянного развития. Чтобы связывать  это пространство, не давать ему  превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика  страны сможет развиваться только за счёт этого направления.

Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные  возможности.

Суровые климатические  условия России, вызывающие большие, чем в других развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта, лишь частичное объяснение этому. Ведь даже в обжитых, экономически развитых регионах России автотранспорт развит слабо, и до сих пор главным “камнем преткновения” на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.

1. Географические особенности России

По географическому положению  Россия — евразийская страна, так  как часть ее территории расположена  в Европе, часть — в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом  она занимает пространство (площадью 17,1 млн кв. км, протяженностью в меридиональном направлении 2,5—4 тыс. км, в широтном — 9 тыс. км) Северной Евразии. Ее крайняя северная точка (77 ° 43' с. ш.) находится за полярным кругом (мыс Челюскин полуострова Таймыр), южная (41 ° 11' с. ш.) - примерно на 40-й параллели северной широты (гора Базардюзю Главного хребта Большого Кавказа, на границе Республики Дагестан с Азербайджаном), западная (19 ° 38' в. д.) — в Восточном полушарии, неподалеку от нулевого меридиана (песчаная коса Гданьского залива Балтийского моря, около Калининграда), а восточная (168 ° 40' з. д.) — уже в Западном полушарии (мыс Дежнева полуострова Чукотский). Территория России расположена в пределах одиннадцати часовых поясов.

Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами из общей протяженности ее границ (58,6 тыс. км) более 2/3 морские (44,3 тыс. км) и лишь 1/3 сухопутные (14,3 тыс. км).

Морские границы проходят на расстоянии 12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км) экономическая  зона,

Наибольшую протяженность  морские границы России имеют  на Северном Ледовитом океане, где  они отделяют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние  — западную и восточную — точки  страны) с расположенными в нем  островами (Земля Франца-Иосифа, Новая  Земля, Северная Земля, Новосибирские  острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского (США) секторов.

На востоке граница  России проходит по морям Тихого океана: на северо-востоке по Берингову проливу  она является разделительной линией между Россией и США, а на юго-востоке  по проливу Лаперуза (между островами  Сахалин и Хоккайдо) и Кунаширский (между островами Кунашир и  Хоккайдо) - между Россией и Японией.

Границы, проходящие по акваториям Балтийского, Черного и Азовского  и Каспийского морей, невелики по протяженности, но очень важны для  России не только с точки зрения ее присутствия здесь как морской  державы, но и возможных контактов  со странами, расположенными в пределах и за пределами этих бассейнов. В частности, по Балтийскому морю идет кратчайший путь в Атлантический океан, пролегают самые удобные морские пути между Россией, Польшей, Литвой, Германией и другими странами, имеющими выход в Балтийское море; по Черному морю осуществляются внешнеторговые сообщения с Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией» а по выходу из него (через проливы Босфор и Дарданеллы) — со средиземноморскими странами и др.; по Каспийскому морю Россия имеет прямой выход к Туркмении и Ирану.

На западе и юге государственная  граница страны проходит в основном по суше. Сухопутная граница разъединяет Россию с 14 странами: на северо-западе — с Норвегией и Финляндией, на западе — с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей (с последними двумя странами непосредственно граничит Калининградская область — анклав России на Балтийском побережье) и Белоруссией, на юго-западе — с Украиной, на юге — с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, на юго-востоке — с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, Самая большая по протяженности сухопутная граница — с Казахстаном (7 200 км), затем с Китаем (4 350 км) и Монголией (3 400 км), самая короткая — с КНДР (17 км). Сухопутные границы проходят по естественным рубежам — равнинам, горам, рекам и пр. Большая их часть (Русская или Восточно-Европейская равнина - на границе со странами Балтии, Белоруссией, Украиной; Прикаспийская и Западно-Сибирская низменность - на границе с Казахстаном; реки Уссури, Амур, Аргунь и озеро Ханка — на границе с Китаем и др.) не создает преград для перемещения людей и грузов, напротив, даже благоприятствуют этому. Небольшие трудности в этом плане возникают у России с Грузией, Азербайджаном и Монголией, границы с которыми в основном проходит по горной местности (по горам Большого Кавказа, Алтая, Саянам, Яблоновому хребту). Однако трудности эти легко преодолимы — на этом участке границы проложены автомагистрали (Военно-Грузинская дорога от Владикавказа через Крестовый перевал до Тбилиси; Чуйский и Кяхтинский тракты, связывающие Россию с Монголией, и др.)т железнодорожные линии (Махачкала — Баку, Заудинский - Наушки и Борзя - Соловьевск для перевозки грузов в Монголию и обратно и др.), а связь с Грузией и Азербайджаном удобно поддерживать и морем. Не случайно Россия по всему периметру своих сухопутных границ еще с давних времен активно взаимодействует с сопредельными странами.

Сухопутные границы России отличаются и по правовому статусу. Границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем и КНДР закреплены международными договорами, в стадии оформления находится установление государственных границ с Эстонией, Латвией и Литвой. Границы со странами СНГ — Украиной, Грузией, Азербайджаном  и Казахстаном не оформлены международными договорами и на их рубежах установлен только погранично-таможенный контроль. Границы с Белоруссией — партнером  России по союзному государству —  фактически отсутствуют и свободны для перемещения людей, торговых потоков, грузов.

Среди географических особенностей России, влияющих на хозяйственную  деятельность, расселение населения  и формирование среды обитания в  целом, обращают на себя внимание прежде всего следующие положения:

1) обширность занимаемого  страной пространства;

2) неравномерность заселения  и хозяйственного освоения территории;

3) богатство и разнообразие  природных условий и природных  ресурсов;

4) многонациональный состав  населения и этническая мозаич-ность территории (наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей);

5) сильные территориальные  контрасты в экономической и  социальной сферах.

2 Автодорожная сеть

Занимая первое место в мире по площади своей территории, Россия по средней плотности автодорог уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Основу автодорожной сети России общей протяженностью 929 тыс. км (из них длина шоссейных дорог общего пользования - 574 тыс. км, ведомственных - 355 тыс. км) формируют дороги с твердым покрытием (доля 3/4). Однако протяженность автодорог, соответствующих современным требованиям технического уровня, исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров.

В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи  с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог - грунтовые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, - гравийные, щебеночные, шлаковые и  булыжниковые, они не соответствуют  техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса  ремонтные работы имеют тенденцию  к сокращению.

Первая дорога с твердым покрытием Москва —  Санкт-Петербург была проложена  в 1817-1834 гг., т.е. еще до постройки  железнодорожной магистрали. Однако к широкому строительству автомобильных  дорог в России приступили только после пуска первых крупных отечественных  автозаводов и начала автомобилизации  страны. Особенно бурное строительство  и реконструкция дорог с твердым  покрытием происходили в 60-70-е  годы.

В 80-е годы приступили к строительству так называемых автобанов — дорог высокого технического уровня с разноуровневыми транспортными  развязками (трассы Москва — Симферополь, Москва — Рига и др.).

Однако темпы  их строительства были чрезвычайно  низкими — несколько десятков километров в год при потребности  в десятки и сотни раз больше. Поэтому проблема создания современной  сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.

Автодороги общего пользования составляют более половины (62%) от всей автодорожной сети. Остальные  дороги — ведомственные.

Дороги общего пользования классифицируются на три  типа: магистральные, рассчитанные на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового  и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов  движение автомобилей. Дороги бывают федеральные, соединяющие столицы республик и важнейшие административно – промышленные центры России; республиканские, связывающие столицы республик с подведомственными областями и крупными районными городами; местные; включая сельские и ведомственные, используемые по преимуществу для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой и для хозяйственных нужд предприятий; областные, обеспечивающие транспортные связи областных центров с соответствующими районными пунктами области; автономных образований и краевого значения.

В зависимости  от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные  дороги делятся на пять категорий:

1 категория: более  7000 автомобилей в сутки;

2 категория: от 3000 до 3000 автомобилей в сутки;

3 категория: от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;

4 категория: от 200 до тысячи автомобилей в сутки;

5 категория: до 200 автомобилей в сутки.

Чем выше категория  дороги, тем больший поток автомобилей  она пропускает и тем более  совершенной является в техническом  отношении. В зависимости от интенсивности  движения, разрешенной скорости движения и рода технических характеристик  автомобильные дороги относят к  одной из пяти категорий.

Территориальная дифференциация в размещении автодорожной сети, особенно автодорог с твердым  покрытием, в России огромна: при  средней плотности 440 км на 10000 км2 различия между ранее освоенными районами европейской части страны и восточными районами «пионерного освоения» достигают десятков и сотен раз.

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года; километров дорог на 1000 квадратных километров территории)

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

Российская Федерация

31

32

32

38

44


 

Конфигурация  автодорог в европейской части  страны во многом повторяет радиально-кольцевой  рисунок железнодорожной сети: крупнейшие автомагистрали (12 дорог) лучами расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское  шоссе), Риге (Рижское шоссе), Минску (Минское шоссе), Киеву (Киевское шоссе), Симферополю (Симферопольское шоссе) и т.д., а на некотором отдалении  от Москвы они соединяются кольцевыми и хордовыми структурами. Однако к востоку от Урала число автодорог резко сокращается. До настоящего времени еще не построена сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные и восточные районы страны.

Особая роль автодорог  состоит в том, что они в  большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки  пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими  целями. Доведение автодорог с  твердым покрытием до каждого  населенного пункта, необходимое  по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности  автодорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам до двукратного  уровня).

Несмотря на высокие удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.

К позитивной тенденции  последних лет в решении вопросов развития сети дорог можно отнести  сокращение протяженности грунтовых  дорог, прирост доли дорог с усовершенствованными типами покрытий, увеличение протяженности  дорог I и II технической категории.

Вместе с тем, существующая дорожная сеть не отвечает потребностям экономики и темпам автомобилизации страны. По плотности  дорожной сети Россия значительно уступает развитым странам. Не завершено формирование опорной сети дорог, связывающих  субъекты Российской Федерации, как  между собой, так и с центральной  частью страны. Соответственно, Дальний  Восток, Чукотка, северные районы Якутии, Красноярского края, Томской области  и целый ряд других регионов Российской Федерации оторваны от единой автодорожной сети государства. Не завершено развитие системы рокадных дорог вдоль  границ страны и крупных водных преград, а также магистралей, связывающих  морские порты бассейна Северного  ледовитого океана, Балтийского, Черного  и Каспийского морей. Более трети  дорог имеет недостаточную прочность  дорожного покрытия. Значительная часть  мостовых сооружений требуют перестройки, неотложного ремонта или проведения профилактических работ.

Информация о работе Географические особенности России. Единая транспортная система