Глобальные проблемы развития мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 23:39, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Понятие государственного и муниципального кредита……………....
1. 1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования …………………………………………………………………………….....
1. 2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…...
1. 3. Формы государственного кредита…………………………………....
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы………………………………………………………………………...
2. 1. Сущность государственного и муниципального долга…….……......
2. 2. Обслуживание долга…………………….………………………….......
3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом……………………….………………………………………………...
3. 1. Государственный кредит в современной России ……………………..
3. 2. Управление государственным кредитом и государственным долгом..
Заключение…………………….………………………………………………
Список использованной литературы……………..…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 86.26 Кб (Скачать файл)

     Фискальная функция обусловливает экономическую — привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).

     Государственные ценные бумаги — важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Роль их принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально государственные ценные бумаги использовались главным образом для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами, связанными с войнами, стихийными бедствиями и другими аналогичными событиями. Постепенно их выпуск приобретает экономическую направленность, и они начинают играть существенную роль в государственном регулировании национальной экономики и денежного обращения. Так, Россия выпустила свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги (государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды — развитие производства, инфраструктуры (например, строительство железных дорог), решение задач городского хозяйства. В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот — при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому Центральным банком правительству, по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банкам. Это уникальный инструмент организации государственных займов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение задолженности по государственным займам — так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.

     Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны. В то же время государственные ценные бумаги, по мнению ряда специалистов, обладают рядом недостатков: «оттягивают» средства с кредитного рынка; содержат возможность принудительного размещения займов (например, российские займы военных времен); в случае нерегулируемого рынка могут провоцировать создание финансовых пирамид1. Государственными признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством. Этим обусловливается не только их место и роль в общественном производстве, но и особенности эмиссии, обращения и регулирования. От имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России — это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления. В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в свою очередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг. Он же либо по его усмотрению иная уполномоченная организация выполняют функции депозитария, включая функцию по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляют учет прав различных организаций на эти облигации. Функции субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов, но счетам «deno» депонентов (инвесторов). Распространяются облигации внутренних государственных займов, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов — также и через фондовые биржи. Функции по проведению государственной политики РФ в области рынка ценных бумаг, контролю над деятельностью профессиональных его участников через определение порядка их деятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Можно выделить следующие виды основных федеральных долговых обязательств:

    • облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ — ПД) имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;

    • облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ — ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонный доход по данным облигациям начисляется, начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых — во второй, 20% — в третий, 15% —в четвертый, далее—10% годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца;

    • государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размещаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);

    • облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска— 10 трлн. руб.— разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал— 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ — ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;

    • облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

    • государственные жилищные сертификаты (ГЖС); являются документарными именными не обращаемыми ценными бумагами и эмитируются по решению Правительства РФ для граждан РФ, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Номинированы в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению — 1 год с момента выдачи;

    • государственные долгосрочные облигации (ГДО). Выпущены 1 июля 1991 г. со сроком обращения 30 лет, т. е. до 1 июля 2021 г. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонный доход—15% от номинала облигации, выплачивается один раз в год — 1 доля;

    • облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. В счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа доллары США. Номинал облигации—1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска — 7885 млн. долл. пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка — 3% годовых выплачивается один раз в год. В дальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в направлении совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов.  

 

 

 

 

2. 2. Обслуживание  долга.

      Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга. Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов но размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета. С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигации по регрессивному соотношению и т. п.

     Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

     Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

     Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

     Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне нее. В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной повой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте. Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов. Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу. Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

 

 

 

 

3. Основы  управления государственным и  муниципальным кредитом и долгом.

      В этом  пункте я рассмотрел вопросы:  государственный кредит в современной  России: особенности и тенденции  развития; управление государственным  кредитом и государственным долгом.

 

3. 1. Государственный  кредит в современной России: особенности и тенденции развития.

 

Динамика государственного внешнего долга России

В 2004—2008 годах, по поручению  бывшего в то время президентом  В. В. Путина, учитывая рост доходов  России от экспорта нефти, связанный  со стремительным ростом мировых  цен на это сырьё, государственный  долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США  — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

 

 

 

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря 67,9

67,9 67,9

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6

2011, 1 ноября

36,0

2012, 1 января

33,5


 

 

Внешний долг частного и федерального сектора

 

По данным Центрального Банка  Российской Федерации, общий внешний  долг России (частный и федеральный  сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд долл США.  По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долларов США.

 Общие выплаты в  2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Глобальные проблемы развития мирового хозяйства