Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
1) необходимо провести оценку и исследование развития малого предпринимательства в России;
2) оценить состояние государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
3) изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
4) выявить пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
Введение
1. Теоретические основы финансирования малого бизнеса
1.1 Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер
1.2 Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение
1.3 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
1.4 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
1.5 Правовые основы государственного финансирования малого бизнеса
2. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в России
2.1 Анализ состояния государственного финансирования малого бизнеса в РФ на 2003-2005 гг
2.2 Появление новых форм финансирования малого бизнеса в России
2.3 Экономический прогноз финансирования малого бизнеса в России на 2008-2010 гг
3. Пути совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
3.1 Основные направления и формы совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
3.2 Необходимость создания механизма предоставления государственных кредитных гарантий малому бизнесу
Заключение
Библиографический список
Самой обременительной для
Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации/5/.
Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.
На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходном к рыночным формам хозяйствования. На повестку дня практически поставлен вопрос не только о необходимости экономического роста, но и о его достаточно высоких темпах.
Экономические реформы,
осуществляемые в России, связаны
с радикальной
Решение этой проблемы непосредственно
связано с развитием
Мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.
Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками и малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Доктор экономических наук, профессор Орловского государственного технического университета Л.В.Давыдова отмечает, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
В то же время малый и средний бизнес имеют следующие недостатки:
«Тем не менее, необходимо помнить, - говорит Л.В.Давыдова, - что деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства».
Таблица 1. Характеристики малого бизнеса с точки зрения экономической самостоятельности
Сильные стороны малого бизнеса |
Слабые стороны малого бизнеса |
Возможность малого бизнеса |
Угрозы существованию малого бизнеса |
Небольшой стартовый капитал |
Ограниченный (локально) рынок |
Рост до уровня «большого» бизнеса |
Быстрота полного разорения |
Высокая эффективность |
Ограниченные перспективы роста |
Сбалансированное развитие |
Быстрое достижение «потолка» роста |
Гибкость |
Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры |
Прочная ниша на «своем» рынке |
Легкость проникновения конкурента в эту нишу |
Самостоятельность |
Отсутствие влиятельной поддержки |
Творческая реализация |
Уязвимость перед попытками силового давления со стороны «сильных мира сего» |
Из таблицы 1 видно, что жизнь малого предпринимателя – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и препятствий. И это в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве. Ситуация обостряется, если речь идет о российском обществе с его неустроенностью и кричащими экономическими и социальными проблемами. По нашему мнению, весомая доля таких проблем приходится именно на сферу малого и среднего бизнеса России. Это в свою очередь накладывает отпечаток на состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.
Так, к 1 января 2004 г. в РФ было зарегистрировано 8 562 тыс. хозяйствующих субъектов. Предприятия, относящиеся к категории малого предпринимательства, согласно критериям, действующим в РФ, составляли только 10,3% от общего числа субъектов хозяйствования (или 882,3 тыс. ед.). как видно из таблицы 2, самым многочисленным субъектом сектора малого и среднего бизнеса по России является индивидуальное предпринимательство. Его доля в общем количестве хозяйствующих субъектов соответствовала 55,1%. Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития нашей страны. Среди этих особенностей можно выделить низкие денежные доходы населения и одновременно достаточно высокий уровень безработицы.
Таблица 2. Структура хозяйствующих субъектов России на начало 2004 г.
Группа хозяйствующих субъектов |
Количество субъектов в группе, тыс. ед. |
Доля хозяйствующих субъектов группы в общем количестве хозяйствующих субъектов, % |
Всего хозяйствующих субъектов по России |
8562,3 |
100,0 |
в том числе: |
||
Предприниматели без образования юридического лица |
4717,0 |
55,1 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
264,0 |
3,1 |
Малые предприятия |
882,3 |
10,3 |
Средние предприятия (с численностью занятых до 250 чел.) |
2136,7 |
24,9 |
Крупные предприятия (с численностью занятых от 251 чел.) |
562,3 |
6,6 |
В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума. Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума.
Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости численность занятых в экономике в апреле 2006 г. возросла по сравнению с апрелем 2003 г. на 0,8 млн. чел. и составила 65,8 млн. чел., или 91,5% от экономически активного населения страны. Однако это означает, что численность безработного населения из числа экономически активного населения находится на уровне 8,5%.
Опираясь на специфику имеющихся в арсенале малого и среднего предпринимательства преимуществ, можно утверждать, что с помощью развития малого и среднего бизнеса предоставляются дополнительные возможности существенно улучшить условия жизнедеятельности значительной части людей, повысить их уровень жизни, здоровья образовательный и интеллектуальный потенциал решить острые социальные проблемы. Социальная политика должна стать одним из ключевых элементов в обшей экономической стратегии, даже если потребуется срочная локализация отрицательных последствий обвального внедрения рыночных отношений. А малый и средний бизнес может найти в этой стратегии свое достойное место.
Вместе с тем определение роли малого предпринимательства не ограничивается только лишь констатацией его численного превосходства. Согласно данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вклад малого бизнеса в ВВП в 2004 г. составил порядка 21% ВВП. Это, бесспорно, не самый высокий показатель в мировой практике. Например, в Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и США доля малого и среднего предпринимательства в ВВП государства превышает 50%-ный барьер. Тем не менее, необходимо учитывать, что в 2002 г. вклад сектора малого бизнеса России в ВВП колебался в пределах 10-11%, а в среднесрочной перспективе планируется повышение его доли до 40-50% в ВВП.
В качестве причин отставания
России от других стран по роли малого
предпринимательства в
Одновременно с этим одной из самых серьезных проблем, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства России, является нестабильность и противоречивость действующей системы налогообложения. По мнению многих экономистов-практиков, а также представителей самих субъектов экономических отношений, именно отсутствие постоянства и справедливости в применяемых к малому предпринимательству налоговых правоотношениях служит основным барьером на пути к его эффективному функционированию.
К сожалению, полученный до настоящего времени российский опыт отражает тенденции того, что такие скидки обычно связываются с попыткой защитить местные монополии (часто их владельцы связаны с местной администрацией), а не стимулировать предпринимательство и создание рабочих мест. Как следствие, любое выборочное использование налоговых скидок для продвижения предпринимательства должно быть связано с попыткой продвижения предприятий путем предложения системы стимулов, которые преодолевают спад рынка и не устанавливают барьеры на пути проникновения на рынок других предпринимателей. Также нужно признать, что такие льготы должны использоваться только в исключительных обстоятельствах и в случаях, когда наблюдается спад рынка. Более того, в системе рыночной экономики эффект смещения в результате вмешательства (в данном случае — налоговые льготы) должен быть оценен параллельно с потенциальными плюсами подобного вмешательства.