Господдержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы государственной поддержки малого бизнеса.
Задачами работы являются:
1) необходимо провести оценку и исследование развития малого предпринимательства в России;
2) оценить состояние государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
3) изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
4) выявить пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансирования малого бизнеса
1.1 Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер
1.2 Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение
1.3 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
1.4 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
1.5 Правовые основы государственного финансирования малого бизнеса
2. Анализ государственного финансирования малого бизнеса в России
2.1 Анализ состояния государственного финансирования малого бизнеса в РФ на 2003-2005 гг
2.2 Появление новых форм финансирования малого бизнеса в России
2.3 Экономический прогноз финансирования малого бизнеса в России на 2008-2010 гг
3. Пути совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
3.1 Основные направления и формы совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
3.2 Необходимость создания механизма предоставления государственных кредитных гарантий малому бизнесу
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

господдержка малого бизнеса.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Помимо этого все  налоговые законы и процедуры  должны быть прозрачными и как  можно более простыми, чтобы их было легко толковать и применять  к малым предприятиям. Прозрачность делает необходимой публикацию всех законов и их разъяснение, бесплатное распределение бланков налоговых документов, а также брошюр, описывающих налоговые обязательства для вновь открывающихся или действующих субъектов малого предпринимательства. Напротив, система, при которой предприниматели часто не имеют ясного представления о том, что представляют собой их налоговые обязательства, порождает коррупцию.

Стабильность налоговой  системы должна поддерживаться путем  отказа от искушения часто менять законы и методы их внедрения в  целях помочь предприятиям планировать  свои налоговые обязательства. К сожалению, частое изменение законодательства постоянно случается в странах с переходной экономикой, и это в лучшем случае сдерживает возможность предпринимателей планировать свои будущие налоговые обязательства, а в худшем — приводит к увеличению их налоговых обязательств из-за несвоевременной уплаты. При отсутствии предварительного обсуждения или консультирования мелких фирм или их представителей подобные изменения (и последствия) усугубляли непредсказуемость внешнего окружения, с которым приходилось иметь дело владельцам и менеджерам субъектов малого предпринимательства. Нестабильность налоговой системы, по нашему мнению, становится вопросом жизни и смерти для малого бизнеса, по крайней мере, для тех его представителей, которые пытаются действовать в рамках закона.

В России экономическая  категория «малые предприятия» и  критерии, очерчивающие ее границы, впервые  были определены постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». На первоначальном этапе становления малого бизнеса в Российской Федерации основным критерием для отнесения предприятий к малым является численность работающих, которая периодически изменялась.

До середины 1995 г. в  соответствии с названным постановлением, а также постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь созданные, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 чел., в том числе: 1) в промышленности и строительстве - до 200; 2)в науке и научном обслуживании - до 100; 3) в других отраслях производственной сферы - до 50; 4) в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 чел.

В дальнейшем первоначальное определение «малого предприятия» было уточнено и дополнено. В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 1) в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60; 3) в оптовой торговле - 50; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30; 5) 6в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Таким образом, в настоящее  время в Российской Федерации  для отнесения предприятий к  малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

В мировой практике для  отнесения предприятий к малым  используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие, как средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов. Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

При формировании информационных массивов в разрезе экономических субъектов органы статистики России придерживаются законодательно установленных критериев. В связи с этим в состав средних и крупных предприятий могут входить предприятия с численностью занятых до 100 чел., которые по критерию структуры уставного капитала не относятся к малым предприятиям.

В целях достижения сопоставимости, анализируемых показателей деятельности хозяйствующих субъектов целесообразно проводить оценку роли и значения в экономике России не только малого (согласно критериям Закона № 88-ФЗ), но и среднего бизнеса (с численностью занятых до 250 человек, как в Европе, или до 500 человек, как в США).

При таком подходе  вклад малых и средних хозяйствующих  субъектов по отношению к соответствующей  суммарной величине для всех хозяйствующих субъектов РФ в 2003 г. оказывается значительным (табл. 3).

Как видно из табл. 3, масштабы российского сектора малого и среднего бизнеса вполне сопоставимы с его размерами в Европе и США, где на его долю приходится более 90% хозяйствующих субъектов.

Таким образом, бытующее представление о принципиальном отставании России от экономически развитых стран в области малого и среднего предпринимательства не выдерживает  критики, и по ряду показателей развития сектора малого и среднего предпринимательства, напротив, наша страна обладает свойствами рыночной экономики.

Тем не менее, как заявил на пресс-конференции в Москве в  апреле 2004 г. советник Президента РФ Андрей Илларионов: «Вопрос о роли малого и среднего бизнеса носит в  значительной степени мифологический характер и отвлекает от решения реальных проблем в этой сфере». По его мнению, не бывает только малого, только среднего или только крупного бизнеса. Все существует в определенных пропорциях и должно естественно развиваться. О роли малого и среднего бизнеса лучше всего свидетельствуют, считает он, успехи тех стран, которые предоставили свободу для развития бизнеса как такового. Яркий пример тому — Тайвань и Южная Корея, имеющие на сегодняшний день самые высокие темпы прироста ВВП надушу населения.

 

Таблица 3. Вклад малого и среднего предпринимательства  России в 2003 г., в %.

Показатель

Согласно критерию отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, принятому в Европе (численность занятых до 250 чел.)

Согласно критерию отнесения  хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, принятому  в США (численность занятых до 500 чел.)

1. Доля малого и  среднего предпринимательства в  общем количестве хозяйствующих  субъектов по России

 

93

 

96

2. Доля малого и  среднего предпринимательства в  общей занятости по России 

 

45

 

58

3. Доля рынка малого  и среднего предпринимательства

 

39

 

57


 

Вместе с тем в  Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства обозначено, что «развитие малого предпринимательства в Российской Федерации рассматривается как неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, соответствующий целям экономических реформ в России».

Безусловно, необходимо всесторонне и всеобъемлюще изучать специфику и особенности развития малого предпринимательства России, что позволит выработать и провести в жизнь своевременную и эффективную политику в отношении небольших по масштабам деятельности хозяйствующих субъектов.

При этом поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства может выражаться в различных формах:

  • создание льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и возникновению новых предприятий;
  • создание благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и гарантированные займы;
  • обеспечение малых предприятий госзаказами (если возникает в этом необходимость);
  • предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отстающих областях со слабо развитой промышленностью;
  • обеспечение возможностей пользования информационными сетями и доступа к базе данных;
  • защита предпринимателей от преступных посягательств;
  • создание эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только на средства производства, но и на изобретения, на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности;
  • развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности и т.д.

Отсутствие прогресса  в реформировании экономики и  реализации стратегий развития государства может на фоне возникновения новых вызовов и угроз помешать достижению высоких темпов роста экономики и повышения благосостояния, что в условиях ухудшения внешней конъюнктуры неизбежно приведет к замедлению темпов экономического роста государства.

По нашему мнению, в  целях нормального функционирования и развития субъектов малого и среднего бизнеса, а следовательно, и экономики в целом необходимо обеспечение экономических, правовых, организационных, психологических и других условий. Оказывая поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу в целях улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и процесса функционирования.

 

1.3 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса

 

Роль государства в  процессе создания конкурентной среды  в значительной степени должна сводиться  к формированию эффективной институциональной  среды для рационального использования  потенциала человеческого фактора и оптимального его использования в процессе конкуренции между народами1. Наиболее подготовленные в максимально возможных количествах предприниматели способны, как показывает опыт Японии, даже в отсутствие других факторов производства завоевывать мировые рынки и успешно конкурировать с другими, более благополучными в отношении наличия факторов производства, странами.

В большинстве развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, основную долю - 99,3 - 99,7% по количеству предприятий составляют малые и средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек. На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они дают 75 — 80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдаются процессы сокращения занятости.

Например, в настоящее  время в США действует свыше 20 млн. предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6% относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40%, а в численности занятых - более половины.

Япония по своему экономическому уровню стала второй после США  страной промышленно развитого  мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные предприятия составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная — малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50% реализованной продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% рознично.

В целом малый  бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющей темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса  активизирует структурную перестройку  экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы на местах, развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и кустарных промыслов, решение экологических проблем.

Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших  задач:

  1. Расширение производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечение условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса.
  2. Использование местных источников сырья и отходов крупного производства.
  3. Приближает производство товаров и услуг к потребителю, способствует сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания.
  4. На основе использования субконтракции, аутсорсинга и франчайзинга снижает производственные издержки крупных предприятий.
  5. Включение в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления.
  6. Более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи.
  7. Создание благоприятных условий для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся из крупных предприятий в связи с повышением эффективности последнего.
  8. Вовлечение в производство, особенно в сферу услуг, таких резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за технологических особенностей и иных особенностей (пенсионеров, учащихся, инвалидов, а также лиц, желающих трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов).
  9. Малый бизнес – это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует ликвидации его монопольного положения.

Информация о работе Господдержка малого бизнеса