Государственная поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:12, доклад

Краткое описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………5
1.1. Малый бизнес: понятие, особенности и проблемы развития…………….5
1.2. Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса................7
Глава 2. Анализ форм государственной поддержки предприятий
малого бизнеса в РФ……………………...............……………………………..12
2.1.Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…................12
2.2. Налогообложение как форма государственной поддержки
малого бизнеса…...................................................................................................15
2.3. Льготное кредитование малого бизнеса…………….…………………..…19
Заключение………………………………………….…………………………....23
Библиографический список…………………………………………………..…25

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской федерации

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения (ОмГУПС)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: "Государственная поддержка малого бизнеса"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Студентка гр. 59В

                                                                                      Романова К. А.

                                                                                      Руководитель –

                                                                                      Морозов И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2010

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной поддержки

малого  бизнеса……………………………………………………………………5

1.1. Малый бизнес: понятие, особенности и проблемы развития…………….5 
1.2. Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса................7

Глава 2. Анализ форм государственной поддержки предприятий

малого бизнеса в РФ……………………...............……………………………..12

2.1.Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…................12

2.2. Налогообложение как форма государственной поддержки

малого бизнеса…...................................................................................................15 
2.3. Льготное кредитование малого бизнеса…………….…………………..…19

Заключение………………………………………….…………………………....23

Библиографический список…………………………………………………..…25

 

Введение

Малое предпринимательство  – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.

Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет  рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими  ресурсами. В нашей стране малое  предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение форм государственной поддержки малого бизнеса в целом и в нашем регионе.

 В процессе  выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:

-изучить: понятие, особенности и проблемы развития малого бизнеса;

-определить формы и методы государственной поддержки малого бизнеса;

-выявить существующие программы государственной поддержки малого бизнеса в Р.Ф.;

-рассмотреть налогообложение  как форму государственной поддержки  малого бизнеса;

-рассмотреть льготное  кредитование малого бизнеса.

При написании работы используются нормативно-правовые акты Правительства РФ и Правительства Омской области. Учебная литература таких авторов как: М. Г. Лапуста, В. И. Видяпин, М. И. Чепурин и др. Статьи в специализированных периодических изданиях: Н. И. Морозко, С. П. Крюков, М. В. Беспалов и пр. Использованы материалы сети Интернет.  

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование государственной поддержки малого бизнеса

                                                                                  

    1. Малый бизнес: понятие, особенности и проблемы развития

Малое предпринимательство  – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, критериях, конституирующих  сущность этого понятия. Наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода и др.). По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50 (6, с.167).

 Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества (5, с.23).

 К преимуществам  малого предпринимательства можно  отнести: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала (6, 172).

Малые и средние предприятия  располагают значительными конкурентными  преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений на одного работника  по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых  предприятий более склонны к  сбережениям и инвестированию, у  них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что  положительно сказывается в целом  на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше  знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Среди недостатков, следует  выделить самые существенные: более  высокий уровень риска, поэтому  высока степень неустойчивости положения  на рынке; зависимость от крупных  компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменению условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

 Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночным отношениям (7, с.640).

Анализируя сложившуюся  в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства: сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей; низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе; негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; неотработанность организационных и правовых  основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

 В настоящее время  для преодоления последствий  мирового финансового и экономического  кризиса особое значение приобретают  эффективность и устойчивость  малых предприятий, установление  при их участии новых хозяйственных  связей, в том числе внешнеэкономических (1, с.4).

1.2. Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса

Как показывает мировая практика, во всех цивилизованных государствах малый бизнес является одним из основных двигателей экономики страны, в России также осознали необходимость поддержки малого бизнеса, поэтому решение проблем малого бизнеса в Российской Федерации происходит на государственном уровне. Активное развитие малого бизнеса поможет создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать уменьшению безработицы, увеличению ВВП и, соответственного, доходов государства.

 Государственная политика  в области развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер.

В соответствии с федеральным  законодательством государственная  поддержка малого бизнеса должна осуществляться по следующим направлениям:

- Формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого бизнеса;

- Создание льготных  условий использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

-   Установление  упрощенной системы порядка регистрации  субъектов малого бизнеса, представления их статистической и бухгалтерской отчетности;

-  Поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого бизнеса, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

-    Организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для малых  предприятий и др.

       Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозвозмездной основе; финансирования федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. Однако, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Концепции государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства: оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства; совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства; развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства; совершенствование информационной поддержки;

укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства; активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;

совершенствование деятельности органов государственной поддержки  малого предпринимательства.

В концепции указывается, что центр тяжести государственной поддержки малого предпринимательства следует перенести на региональный уровень, используя опыт государственной поддержки малого предпринимательства в отдельных субъектах РФ (1).

Международный опыт финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что эффективными методами поддержки малого бизнеса является создание гарантийных фондов для оказания финансовой поддержки, осуществление программ микрофинансирования, внедрение франчайзинга и факторинга, лизинговых операций. Данные направления финансовой поддержки малого предпринимательства в России развиваются, необходимо только более широкое их применение, особенно микрофинансирование на льготой основе и на основе финансового лизинга, при использовании которого у малых предприятий появляется дополнительная возможность для формирования оборотного капитала.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса