Государственная поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:12, доклад

Краткое описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………5
1.1. Малый бизнес: понятие, особенности и проблемы развития…………….5
1.2. Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса................7
Глава 2. Анализ форм государственной поддержки предприятий
малого бизнеса в РФ……………………...............……………………………..12
2.1.Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…................12
2.2. Налогообложение как форма государственной поддержки
малого бизнеса…...................................................................................................15
2.3. Льготное кредитование малого бизнеса…………….…………………..…19
Заключение………………………………………….…………………………....23
Библиографический список…………………………………………………..…25

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Важное значение в  системе государственной поддержки  субъектов малого предпринимательства  имеет их имущественная поддержка. В связи с этим в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства намечено расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства за счет реализации следующих мер: организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства, в соответствии с действующим реестром федерального имущества; создать на региональном и муниципальных уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;  разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства; законодательно укрепить, а так же обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа «одного окна» для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а так же предельные сроки рассмотрения заявки); ввести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков и т.п.

            Как показывает практика деятельности органов исполнительной власти отдельных субъектов РФ, центр тяжести по имущественной поддержке малого предпринимательства целесообразно перенести на использование недвижимости регионов и органов местного самоуправления, на более широкое применение принципа сдачи малым предприятиям оборудования в лизинг, на развитие бизнес-инкубирования.

  В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку, относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. В реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, юстиции, образования и др. (6, с.358).

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом  расширить производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. Поэтому государство пытается изменить существующую ситуацию к лучшему, путём введения новых программ по государственной поддержке малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ форм государственной поддержки малого бизнеса в РФ

 

2.1. Государственные программы развития малого бизнеса в РФ

Основой для разработки программ развития малого предпринимательства являются федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом программы развития субъектов малого предпринимательства в РФ подразделяются на федеральные программы, региональные программы и муниципальные программы развития субъектов малого предпринимательства.

 Федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Региональные программы  развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий (13).

  Приказом Минпромторга  России от 15.02.2010 № 12  утверждена  ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в отраслях промышленности и в торговле». Программа рассчитана на период - 2010-2012 гг. Объёмы финансирования составляют  - 591 млн. 939 тыс. руб.  В её задачи  входят: сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и её перевод в режим декларирования соответствия; создание условий для развития импортозамещения в лёгкой, фармацевтической и химической промышленности; поддержка российских производителей детских товаров; развитие организаций народных художественных промыслов, а также совершенствование государственного регулирования торговой деятельности (12).

  В Омской области  реализуется множество форм поддержки  малого бизнеса, одной из которых  является Омский региональный бизнес-инкубатор. Он создан по инициативе губернатора Л. К. Полежаева и при поддержке Правительства Омской области, которое ведет работу по расширению мер и совершенствованию механизмов оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства. Омский региональный бизнес-инкубатор  призван стать центром региональной инфраструктуры малого предпринимательства.  Также в Омском регионе работает региональный Фонд поддержки и развития малого предпринимательства. Это некоммерческая организация, созданная при Правительстве Омской области, основной целью которой  является обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам.  В задачи Фонда входит предоставление предпринимателям  поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.)  перед кредиторами, а также предоставление услуг, относящихся к финансовому посредничеству. В Омской области функционирует сеть консультационных пунктов, которая предоставляет качественные и доступные консалтинговые услуги действующим, начинающим и потенциальным субъектам предпринимательства (22).

Инфраструктура поддержки  малого предпринимательства на территории Омской области представлена более 500 организациями, в том числе  общественными объединениями предпринимателей, включающими в себя союзы, ассоциации, палаты, фонды (Омский областной союз предпринимателей, Омская торгово-промышленная палата, Фонд поддержки малого предпринимательства Омской области, Союз содействия работникам торговли Омской области, Союз делового сотрудничества предприятий торговли г. Омска и Омской области, Ассоциация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, Ассоциация предприятий легкой и текстильной промышленности, Ремесленная палата и др.)  (22).

На сегодняшний день в Омской области действует долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2009-2013 годы». Программа составлена с учётом результатов анализа предыдущей трёхлетней целевой программы развития малого и среднего бизнеса региона на 2006-2008 годы, а также оценки эффективности мер поддержки субъектов предпринимательства. В программу, в подготовке проекта которой участвовали представители бизнес-сообщества, общественных объединений, работодателей и органов местного самоуправления, включены только те мероприятия, эффективность которых проверена практикой. Вместе с тем,   предусмотрено сохранение всех без исключения ранее принятых мер поддержки, а также значительно упрощена процедура их получения, увеличены суммы поддержки, внедрены новые формы государственной поддержки. Например, получила развитие система мер, связанных с внедрением на малых предприятиях инновационных технологий и энергосбережения, подготовкой кадров, развитием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Объём финансирования мероприятий программы из областного бюджета составит порядка 125,4 миллионов рублей. По данным Минэкономики области, эти средства обеспечат поступление в течение пяти лет из федерального бюджета около 480 миллионов рублей. Субсидирование процентных ставок по полученным субъектами малого предпринимательства кредитам за этот же период даст возможность привлечь в сферу малого бизнеса банковские кредиты в размере свыше 900 миллионов рублей. Заложенный в программе мультипликативный эффект позволит привлечь внушительный объём внебюджетного финансирования. Предполагается, что в результате реализации программы увеличится количество предприятий малого и среднего предпринимательства, объёмы их продукции, а доля занятых вырастет до 35%, то есть на 120 тысяч человек больше, чем сегодняшний уровень (16). По состоянию на 1 января 2009 года, в Омской области действовало более 16,5 тысяч малых предприятий. Численность занятых в малом предпринимательстве в 2008 году составила 179 тысяч человек. Инвестиции малого бизнеса за 2008 год увеличились на 25% и превысили 6,5 миллиарда рублей (13).

 

2.2. Налогообложение как  форма государственной поддержки

 малого бизнеса

Меры поддержки малого бизнеса, связанные с налогообложением можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства, находящихся на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на прибыль).

Основными направлениями  налоговой политики РФ для целей поддержки малого предпринимательства являются: освобождение бюджета от непосильных обязательств, снижение налогового бремени товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и усиление налогового администрирования; упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов; существенное увеличение доходов государства за счет проведения комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности; предоставление субъектам РФ самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, постепенное сокращение объемов федеральных трансфертов; проведение налоговой реформы одновременно с бюджетной реформой; укрепление налоговой базы субъектов РФ, органов местного самоуправления; повышение уровня собираемости налогов; укрепление налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны; ужесточение административной и уголовной ответственности за незаконные производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, усиление регулирования оптовой и розничной торговли через аккредитацию и создание специализированных оптовых торговых организаций; отмена льгот по уплате таможенных платежей, за исключением льгот, предусмотренных международными договорами и законами РФ; сохранение накоплений населения путем снятия налоговых ограничений в целях расширения возможностей покупки мерных золотых слитков и монет физическими лицами; постепенная унификация налоговой системы Российской Федерации с налоговыми системами иностранных (европейских) государств в целях плавного интегрирования налогового законодательства России в налоговую систему ЕЭС; постепенный переход к более справедливому налогообложению доходов физических лиц в зависимости от уровня этих доходов; социализация налоговых поступлений государства, т.е. направление налоговых поступлений в государственные налоговые фонды, конкретизирующие расходы бюджета на социальную сферу; усиление налогового администрирования нефтехимической промышленности; совершенствование механизмов привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию (например, создание специального режима свободных налоговых зон исключительно для капитала, имеющего иностранное происхождение); открытость информации о налогах, деятельности государства по изменению существующей налоговой системы, обязательное доведение до общественности информации о налоговых доходах и расходах государства (по аналогии с порядком, функционирующим в США); создание условий по повышению общеобразовательного уровня налогоплательщиков в области законодательства о налогах и сборах Российской Федерации; проработка концепции гибкого налогообложения организаций, выполняющих военно-промышленный заказ, предприятий стратегического значения; отстаивание интересов российских налогоплательщиков за рубежом, национальная налоговая опека организаций, возвращающих финансы в Россию из-за рубежа, доработка межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложения в этих целях.

Снижение налогового бремени невозможно осуществить, не добившись его равномерного распределения среди налогоплательщиков.

В настоящее время  субъекты малого предпринимательства  могут перейти на: 1) упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ; 2) уплату единого налога на вмененный доход на основании главы 26.3 Налоговое кодекса РФ (12).

Сельскохозяйственные  производители могут уплачивать единый сельскохозяйственный налог  в соответствии с Федеральным  законом от 11 ноября 2003 г. №147-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.1 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», с принятием которого существенно изменен специальный налоговый режим, предусматривающий более льготные условия налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, важную роль в стимулировании малого бизнеса  призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения  должна быть щадящей – не тормозящей его развитие.

Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них.

Упрощение и облегчение налогообложения предполагается только для малых предприятий, параметры  деятельности которых учитываются  в уже существующих специальных  режимах налогообложения, так что  принципиальных изменений в Налоговый  кодекс Российской Федерации (далее везде – НК РФ) по этим режимам для малого бизнеса можно и не вносить.

Вместе с тем показатели налоговых поступлений от специальных  налоговых режимов для малого бизнеса свидетельствуют, что задача повышения вклада налоговых поступлений  от этого сектора экономики в бюджетную систему страны не решена (13).

Как известно, упрощенная система налогообложения предусматривается  для контингента налогоплательщиков с численностью работающих до ста  человек и вполне подходит для  налогообложения субъектов малого бизнеса. Что касается микробизнеса, то существующее в настоящее время обложение в виде единого налога на вмененный доход предусмотрено как раз для этой категории налогоплательщиков – не увязывается ни с численностью работников, ни со стоимостью используемых в производстве основных фондов и нематериальных активов.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса