Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:36, реферат

Краткое описание

Актуальность данной проблемы определяется объективной потребностью выработки механизмов поддержки малого и среднего бизнеса с целью повышения эффективности развития данного сектора экономики. В настоящее время, малое и среднее предпринимательство играет исключительную социально - экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; способствует развитию инновационных технологий.

Содержание

Введение 3
Основная часть 4
Малое предпринимательство: сущность и содержание 4
Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса 7
Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 9
Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 12
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Экономика - копия.docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Основные положения  программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России

 

Цель программы - создание благоприятных  условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования  нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и  механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы - преодоление  административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов  малого предпринимательства, ускорение  освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров  поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного  ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение  престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных  служащих; методическое и научно-аналитическое  обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ  и международное сотрудничество.

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых  в запас, и членов их семей в  малое предпринимательство; поддержка  малого предпринимательства в области  жилищно-коммунального хозяйства; поддержка  малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при  реструктуризации и банкротстве  крупных предприятий.

Система программных мероприятий  и ресурсное обеспечение программы.

В программе выделены четыре следующих  основных раздела мероприятий:

  • нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;
  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;
  • интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;
  • выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Проектом федерального бюджета  на 2011 год предусматривается направить  в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых  компаний 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд.рублей в виде субсидий.

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы  для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых  и средних предприятий.

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.

В рамках первого предусмотрены  расходы на создание капитальных  объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.

Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки  предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений  будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Государственным заказчиком программы  является Государственный комитет  Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства.

Ход выполнения программы ежеквартально  рассматривается на расширенных  заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства  и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства.

Реализация мероприятий программы  осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров. Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета  региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии  их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и обеспечения  финансовыми средствами из региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также общественных объединений  предпринимателей по выполнению мероприятий  программы осуществляется Государственным  комитетом Российской Федерации  по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия  средств, выделенных на реализацию программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы поддержки  развития малого бизнеса в России

 

Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его  приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий  крупного и малого бизнеса (субподряд, франчайзинг, венчурные контракты).

В условиях развитой рыночной экономики децентрализованные механизмы поддержки развития малого бизнеса являются более эффективными, чем централизованные. Высокая неопределенность хозяйственной деятельности, неразвитость рыночных механизмов регулирования  взаимодействия экономических субъектов  в России сдерживают действие децентрализованных механизмов, что повышает значимость государственного регулирования развития малого бизнеса. 
К централизованным механизмам относятся государственные меры по созданию более благоприятных условий развития малого бизнеса. Регулирование и поддержка малого бизнеса заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки. Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны. 
    Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:

  • создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
  • устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
  • расширение самозанятости населения;
  • увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета. 
       

    Система государственного регулирования развития малого бизнеса должна соответствовать масштабности стоящих перед ней задач, она должна иметь обоснованные концептуально-программные, организационные, функциональные характеристики и показатели. 
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»  отмечается, что содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач. Оно включает реализацию комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний,  в том числе:

  • сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% ;
  • рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные  услуги, наука – до 50%;
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

 

Данные  задачи предполагается достичь посредством:

  • упрощения административных процедур и снижения связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;
  • устранения неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
  • значительного сокращения количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотра технических норм и правил;
  • совершенствования налогообложения малых предприятий;
  • расширения доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
  • обеспечения доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;
  • поддержки программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей.

 

Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей  к 2020 году:

  • доля малого бизнеса в ВВП – 30%;
  • доля малого бизнеса в занятости – 30%;
  • доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80% .

С 2005 года Минэкономразвития  РФ реализует программу поддержки  малого предпринимательства в регионах. Центр помогает регионам строить  бизнес-нкубаторы, поддерживать экспортно-ориентированные предприятия, создавать венчурные и гарантийные фонды. Программа поддержки осуществляется на конкурсных основах. Так, предметом конкурса 2009 года являлся отбор тех регионов, бюджетам которых  предоставляются субсидии для финансирования следующих мероприятий:

  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  • поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих 
    и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий 
    в научно-технической сфере;
  • реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации 
    по поддержке и развитию малого предпринимательства (в соответствии 
    с утвержденной субъектом Российской Федерации программой поддержки и развития малого предпринимательства).

Эти направления, установленные еще  в 2005г., сохранились и в 2009-2010 гг. с  небольшой коррекцией, хотя ситуация и в стране, и в мире изменилась кардинально. Появились и новые  научные направления, которые на основе обобщения  опыта развития разных стран предлагают меры реформирования соотносить со  стадиями модернизации. При таком подходе  подвергается сомнению эффективность использования малых форм при формировании национальной инновационной системы  догоняющих экономик.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая  была бы направлена на расширение и  развитие предприятий малого предпринимательства  в нашей стране.

Однако, перспективность  сектора малого и среднего бизнеса  в современной экономике, не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисной  политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой  государственной политики в области  малого предпринимательства, могут  стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив  инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым  соединить процессы структурной  политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у  предприятий, как и у государства  до сих пор остаются открытыми  большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса