Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель и задачи работы
Цель: основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты;
Введение……………………………………………………………………….....3
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Принципы государственной политики в области образования……………6
1.2Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения…………………………………………………..11
II. ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
2.1 Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта «Образование»………………………………………..19
2.2 Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества…………………………………………….…25
Заключение……….……………………………………………………………..29
Список литературы….…………………………………………………………30
В результате
в республике постоянно растет количество
образовательных учреждений, имеющих
инновационные программы
С начала реализации нацпроекта 169 общеобразовательных школ стали победителями конкурсного отбора «Лучшие школы». Сегодня они являются ресурсными центрами, в которых аккумулируется методический, ресурсный и кадровый потенциал.
Похожая ситуация – и с конкурсным отбором среди учителей.
Помимо прочего, реализовано новое для республики направление – государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Общая направленность нацпроекта на оптимизацию обучения и воспитания подрастающего поколения предполагает важнейшим элементом здоровьесбережение и оздоровление детей и подростков. В свете этого, значительное внимание уделяется проблемам совершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях.
Получила широкую поддержку инициатива губернатора Тамбовской области по созданию специальных комбинатов питания, поставляющих в школы здоровую, должным образом сбалансированную пищу.
В ходе специального
конкурса выбрано семь российских регионов
для отработки современных
Минобрнауки совместно с НИИ питания Российской академии медицинских наук пересматривает перечень продуктов питания, рекомендованных к использованию в школьном рационе. Результатом этой масштабной работы в рамках всей страны должна стать организация горячих завтраков для всех российских школьников и двухразового горячего питания для детей групп продленного дня.
В целом
же совершенствование системы
2.2 Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества
Отдельные
детали реализации приоритетного национального
проекта «Образование»
Следует
подчеркнуть, что результатом реализации
приоритетного национального
В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.
Для страны, ориентирующейся на инновационный путь развития, первоочередной задачей является предоставление системе образования стимула к движению вперед.
Кроме того,
в проекте «Образование»
К реализации
данной задачи ведут несколько
Первый из них – выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует регионы и отдельные учреждения, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших педагогов, талантливую молодежь. Все это способствует распространению и широкому внедрению передового опыта, поддержке наиболее эффективных и востребованных образовательных практик.
Во-вторых,
ряд направлений проекта
В-третьих, проект предусматривает внедрение новых управленческих механизмов. С целью сделать образовательную систему более «прозрачной» и восприимчивой к запросам общества в школах создаются попечительские и управляющие советы, к управлению образованием привлекаются общественные организации (советы ректоров, профсоюзы и т.д.). Реализацию всего этого обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, оговоренные как обязательные в отношении большинства мероприятий нацпроекта.
Наконец, приоритетный национальный проект «Образование» ставит целью изменить механизм финансирования образовательных учреждений.
Направление бюджетных средств, предназначенных на реализацию программ развития, непосредственно в образовательные учреждения способствует развитию их финансовой самостоятельности. Подушевой принцип распределения средств в общем образовании дает возможность в полной мере учитывать объективные особенности городских и сельских учреждений. Система поощрения лучших учителей и доплат за классное руководство ориентируют на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Образование
сегодня является одним из средств
решения важнейших проблем не
только общества в целом, но и отдельных
индивидов. Как и в любом государстве,
в России характер системы образования
определяется социально-экономическим
и политическим строем, а также
культурно-историческими и
Говоря о содержательной стороне российского образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике и социальной сфере.
Новые программы предусматривают:
– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;
– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;
– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.
Приоритетный
национальный проект «Образование»
явился организационной основой
государственной политики РФ в области
образования. Он определил стратегию
приоритетного развития системы
образования, меры ее реализации, предусмотрев
обеспечение нормального
Государство
стимулирует регионы и
Ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования. Речь идет об обеспечении для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организации образования для военнослужащих.
Проект
предусматривает внедрение
Заключение
Трудно спорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.
Скажем, в условиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, следует признать, даже одномоментное реальное увеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительно поднять престиж профессии до прежнего, советского уровня.
Реформы российской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование (независимо от места проживания), гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.
В целом, по результатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы:
– в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;
– принципы государственной политики в области образования являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;
– необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;
Список использованной литературы
1 Пассов Е. Россия пока еще наша, или Что требует Всемирный банк от нашей школы // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 9 мая. – С. 58-60.
2 Волгин Н.А. Социальная
2 Пассов Е. Россия пока еще наша, или Что требует Всемирный банк от нашей школы // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 9 мая. – С. 58-60.
3 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.
4 Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).
5 Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). – Омск, 1995.
6 Национальный проект «Образование»
7 Национальный проект «Образование»
8 Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999
9 Филиппов В.М. «Мы расходуем на образование больше, чем на оборону» // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 20 октября. – С. 54-55.
Информация о работе Государственная политика в области образования