Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 01:48, курсовая работа
Основным источником доходов населения является заработная плата. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения - искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения. 5
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Факторы, влияющие на доходы населения 6
1.3 Формирование доходов населения 8
1.4 Принципы распределения доходов в обществе 10
2 Проблемы в распределении доходов и социальные ориентиры в экономике 11
2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов 11
2.2 Проблема неравенства в распределении доходов 12
2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
2.4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 16
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь. 18
3.1 Доходы населения в Республике Беларусь 18
3.2 Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
На втором месте в структуре доходов населения находятся социальные трансферты, составляющие в 2012 году 19,7%. Их основной являются пенсии и пособия. В США, например, на них приходится 10% доходов, получаемых большинством американских семей (в семьях с низкими доходами – 75%)
Доходы
от предпринимательской
В то же время маленькая величина неучтенных доходов (1,3%) – свидетельство наличия минимальных «теневых» доходов, но все же существует необходимость мер по борьбе с ними, в т.ч. с помощью налогового законодательства (таблица 3.2.2). [17, 188 – 202]
Для получения
наиболее объективной картины
Таблица 3.2.3 – Индексы реальных
располагаемых доходов
В процентах к предыдущему году | |||
2009 |
2010 |
2011 | |
Азербайджан |
110 |
108 |
112 |
Беларусь |
104 |
115 |
98 |
Россия |
103 |
105 |
101 |
Таджикистан |
107 |
110 |
105 |
Украина |
90 |
117 |
Примечание – Источник: [20]
Проанализировав данные таблицы индексов реальных денежных доходов населения Беларуси и стран СНГ за 2001-2011гг., выявлено, что в Беларуси в 2011г. по сравнению с 2010г. индекс реальных денежных доходов не достиг 100%, а сложился на уровне 98%, что свидетельствует о недостаточном росте денежных доходов населения над ростом потребительских цен. В других странах СНГ вышеуказанный индекс дохода населения выше индекса роста потребительских цен. За предыдущие годы такой отрицательной динамики не просматривалось (таблица 3.2.3).
Главная
цель социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2011–2015 годы –
рост благосостояния и улучшение
условий жизни населения на основе
совершенствования социально-
Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза.
Одним
из ключевых приоритетов государственной
социальной политики Республики Беларусь
выступает предотвращение бедности.
В Беларуси, как и в большинстве
стран СНГ, используется концепция
абсолютной бедности, основанная на учете
величины среднедушевого дохода семьи
(лица) и его соотнесении с бюджетом
прожиточного минимума (БПМ). Основным
показателем масштабов
Рисунок 3.2.2 - Динамика уровня малообеспеченности населения в% к общей численности населения
Примечание – Источник: [20]
Удельный вес населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) увеличился с 5,7% в I полугодии 2011 г. до 7,1% в I полугодии 2012 г., в городах и поселках городского типа– с 4,4% до 5,8%, в сельской местности – с 9,4% до 10,8%. Справочно: В I полугодии 2012 г. расчетная величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения составила760,3 тыс. рублей в месяц. В общем количестве малообеспеченных домашних хозяйств 64,9% составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до18 лет, 21% – домашние хозяйства без детей и 14,1% – домашние хозяйства, состоящие из одного человека.
Существенное влияние на сокращение малообеспеченности оказывает пенсионное обеспечение. Действующий механизм перерасчета трудовых пенсий – пропорционально росту средней заработной платы в экономике – обеспечивает примерно равные темпы роста пенсий и зарплат.
В октябре 2012 г. средний размер назначенных пенсий составил
1 657,3
тыс. рублей, что в 2,4 раза превышает
бюджет прожиточного минимума
для пенсионеров. Средний
Важным показателем благосостояния населения являются его расходы. Рост доходов влечет за собой рост расходов. Чем больше доходы, тем больше расходы. Поэтому, стоит заметить, что денег не хватает при любом их количестве. Большие расходы – показатель высокой обеспеченности, малые – малообеспеченности. Рассмотрим структуру потребительских расходов населения Республики Беларусь.
Таблица 3.2.4 – Структура потребительских расходов домашних хозяйств
I полугодие 2012 г. |
I полугодие 2011 г. | |
Потребительские расходы – всего в том числе на: |
100 |
100 |
Питание |
45,3 |
39,5 |
Алкогольные напитки |
2,6 |
2,2 |
Непродовольственные товары |
35 |
37,7 |
Оплату услуг |
17,1 |
20,6 |
Примечание – Источник: [20]
Для характеристики благосостояния населения той или иной страны наиболее важным является доля расходов на питание в общей структуре всех расходов. Если эти расходы превышают 50%, то население такой страны принято считать бедным.
Обычно в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес расходов на питание небольшой. Например, в США он составляет 10%, Японии – 15%, Швеции – 16%. Это связано с тем, что рыночная экономика способна наиболее быстро удовлетворить потребности в питании. Но есть страны, у которых данный показатель превышает 50% (Азербайджан – 51,1%, Армения – 51,8%, Кыргызстан – 56,7%, Таджикистан – 60,4%, Узбекистан – 57,6%, Украина – 55,2%). Затем наступает очередь удовлетворения потребностей в непродовольственных товарах. Доля этих расходов относительно значительная. В то же время доля расходов на образование, отдых, развлечения постоянно возрастает. Например, в семьях США расходы на образование в 1,5-2 раза превышают расходы на питание.
Основной
статьей расходов жителей Беларуси
является питание. Хотя его доля
составляет менее 50%, но остается высокой
(45,3%), что свидетельствует о
Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе – сентябре 2012 г. составила 3 520,4 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 4 096,7 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с августом 2012 г. на 0,3%, или на 11,8 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе – сентябре 2012 г. по сравнению с январем – сентябрем 2011 г. увеличилась на 15,4%, в сентябре 2012 г. по сравнению с августом 2012 г. – уменьшилась на 1%. [20]
Рассмотрим данные таблицы о начисленной среднемесячной заработной плате работников РБ по областям и г. Минску.
Таблица 3.3.1 – начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по областям и г. Минску
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, рублей |
Изменение реальной заработной платы к соответствующему периоду предыдущего года,% | |||
Январь – сентябрь 2012 г. |
Сентябрь 2012 г. |
Январь – сентябрь 2012 г. |
Сентябрь 2012 г. | |
Беларусь Области: |
3 520 379 |
4 096 741 |
115,4 |
130,5 |
Брестская |
3 049 717 |
3 585 525 |
113,5 |
130 |
Витебская |
3 186 815 |
3 699 779 |
115,5 |
129,7 |
Гомельская |
3 396 895 |
3 978 995 |
118 |
132 |
Гродненская |
3 160 379 |
3 710 160 |
113,8 |
128,4 |
г. Минск |
4 481 470 |
5 175 843 |
113,5 |
131,3 |
Минская |
3 568 475 |
4 105 720 |
117,9 |
129,8 |
Могилевская |
3 223 472 |
3 775 409 |
116,3 |
131,3 |
Примечание – Источник: [20]
Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата сложилась во всех регионах республики, за исключением г. Минска и Минской области. Самый низкий уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы оказался в Брестской области и составил в январе – сентябре 3 049 717 р. Там же наблюдается самый низкий темп роста реальной заработной платы – 13,5% (таблица 3.3.1)
Далее рассмотрим начисленную среднемесячную заработную плату работников Республики Беларусь по видам экономической деятельности.
В сентябре
2012 г. в промышленности средняя заработная
плата составила 4 617,1 тыс. рублей (наибольшую
заработную плату в сентябре нынешнего
года получили работники добычи топливно-энергетических
полезных ископаемых - 7 926 455 р), на транспорте
и в связи – 4 517,4 тыс., в строительстве
– 5 046,6 тыс., в образовании – 2 899,9 тыс.,
в том числе учителей – 3 369,6 тыс., профессорско-
В настоящие время при постоянной росте уровня заработной платы актуальным является вопрос о соотношении темпов роста заработной платы с темпами роста производительности труда.
Уровень
заработной платы, с одной стороны,
зависит от достигнутого уровня производительности
труда работников, с другой стороны,
воздействует на уровень производительности
труда. При этом чрезмерный рост заработной
платы в текущем периоде
Положительными
последствиями роста
Постоянный рост реальной заработной платы в текущем году при относительном сохранении уровня производительности труда привел в январе-августе 2012 г. к превышению темпов роста реальной заработной платы над темпом роста производительности труда на 5,2 п.п. [26]
Рассмотрим соотношение темпов роста производительности труда и реальной заработной платы в промышленности в январе – августе 2012 г.
Таблица 3.3.2 – Соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы в промышленности в январе – августе 2012 г.
Производительность труда, % |
Реальная заработная плата, % |
Соотношение | |
Беларусь |
110,7 |
115,9 |
95,5 |
Минпром |
106,4 |
117,3 |
90,7 |
Минсельхозпрод |
103,5 |
112,5 |
92 |
Минстройархитектуры |
102,1 |
116,6 |
87,6 |
Минздрав (Департамент фармацевтической промышленности) |
108,3 |
121,1 |
96,6 |
Белнефтехим |
123,2 |
120,8 |
102 |
Беллегпром |
106,9 |
119,6 |
89,4 |
Беллесбумпром |
105,1 |
115,7 |
90,8 |
Белгоспищепром |
96,1 |
111 |
86,6 |
Брестская обл. |
103,7 |
111,3 |
93,2 |
Витебская обл. |
121,5 |
118,4 |
102,6 |
Гомельская обл. |
105,9 |
120,1 |
88,2 |
Гродненская обл. |
106,7 |
114,5 |
93,2 |
г. Минск |
109,4 |
114 |
96 |
Минская обл. |
105,6 |
114,7 |
92,1 |
Могилевская обл. |
103,4 |
118,8 |
87 |